Смертельные гонки на дорогах водители устькаменогорских автобусов устраивают, чтобы больше заработать
Трагедия, произошедшая 16 октября на перекрестке проспекта Независимости и улицы Виноградова потрясла весь город: под колесами автобуса маршрута №351 погиб талантливый математик и музыкант Николай Тепфер, тяжелые травмы получила его жена Наиля. Официально называется только одна причина произошедшего - грубое нарушение ПДД. Однако, по словам работников автопарков, истинная причина лежит несколько глубже — Николай Тепфер мог погибнуть из-за гонки, которую водители автобусов устроили на центральной магистрали Усть-Каменогорска просто для того, чтобы больше заработать.
Должен был затормозить
В тот злополучный вечер преподаватель вуза Николай Тепфер встречал жену Наилю Романову после работы. Супруги пошли привычным маршрутом - по переходу через проспект Независимости к улице Виноградова.
- Мы не видели автобус. Для нас, пешеходов, загорелся зеленый свет, навстречу двинулись люди. И мы тоже пошли. Удар, и я потеряла сознание. Когда очнулась, сижу на земле, голова кружится. Периферическим зрением вижу, что на дороге кто-то лежит. Что было дальше - не помню, - рассказала корреспонденту YK-news.kz пострадавшая Наиля Романова.
Наиля Викторовна с тяжелыми травмами и переломами больше недели провела в отделении нейрохирургии первой городской больницы. Теперь врачи готовят женщину к операции - уже в другой больнице ей будут "складывать" переломанную ключицу.
- Этот перекресток ведь большой. Водитель должен был остановиться перед улицей Белинского. А он хотел проскочить. Я могла предположить все, что угодно в жизни. Но чтобы попасть под машину, да еще с такими последствиями... - тяжело вздыхает женщина. - Когда мы шли домой, Николай предложил поехать на автобусе. А я в ответ предложила прогуляться. Был такой хороший вечер. Если бы я согласилась, мы бы поехали, возможно, на том самом автобусе.
Официальная версия
Благодаря тому, что на этом перекрестке стоит камера видеонаблюдения, произошедшее зафиксировано от начала до конца. Поэтому никаких спорных моментов при расследовании не было.
- На перекрестке происходила смена сигналов с разрешающего на запрещающий. Вместо того, чтобы остановиться, водитель, наоборот, решил прибавить газу и проскочить перекресток. Это была его роковая ошибка. Алкогольного опьянения в данном случае не было, техническая неисправность машины также исключена. Это просто грубое нарушение правил дорожного движения, - комментирует ситуацию главный специалист отдела дорожно-технической инспекции управления дорожной полиции области Сергей Коваленко. - По моему мнению, пешеходы тоже неправильно себя повели. Конечно, никаких нарушений с их стороны нет, они пошли на разрешающий для себя сигнал светофора. Но не посмотрели по сторонам. А вдруг машина не может остановиться из-за какой-то неисправности, отказа тормозов?.. А жизнь-то одна.
Справедливость в законе
По информации руководителя пресс-службы ДВД ВКО Бакытжана Торгаева, сейчас водитель находится в следственном изоляторе. Уголовное дело возбуждено по части 2 статьи 296 УК РК "Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека". То есть расследование ведется пока только по факту гибели Николая Тепфера. Возможное наказание - тюремное заключение от двух до пяти лет. Наиле Романовой, когда ей здоровье позволит, придется подавать отдельный иск.
По факту ДТП состоялось предварительное судебное слушание. Родным Николая Николаевича объяснили, что дело классифицируется как преступление средней тяжести. Вот если бы умерли два человека, преступление было бы признано тяжким, сказали родственникам погибшего юристы.
- Специалисты нам объяснили, что по этой статье водителю дадут небольшой срок, а наказание он будет отбывать в колонии-поселении. Представляете? Мы хотим, чтобы он получил максимальный срок, - говорит сестра погибшего Николая Тепфера Елена Малышева.
Все дело в системе?
Сразу после аварии корреспонденту YK-news.kz удалось поговорить с несколькими водителями автопарка ТОО "Vosca", к которому относится маршрут № 351. Они объяснили причину произошедшего по-своему.
- 351-й ехал в сторону аэропорта. Прямо за ним шел 12-й автобус. Первый старался уйти от него, обогнать, чтобы на остановку подъехать и людей забрать, - рассказывает свою версию событий один из шоферов. - Я разговаривал с кондуктором того самого автобуса. Она говорит, водитель весь день гонял, а на замечание ответил, что ему очень нужны деньги.
По словам наших собеседников, зарплата шоферов в автопарке напрямую зависит от количества перевезенных пассажиров. К тарифной ставке в 20 тысяч тенге плюсуются надбавки за превышение денежных сборов.
- Например, за день мы должны собрать по плану 44 тысячи тенге. С той суммы, которую набрали сверх нормы, водитель получает 20 процентов. Столько же – кондуктор. Поэтому, чтобы получить нормальную зарплату, мы и устраиваем на дорогах авторалли.
График работы водителей, по мнению сотрудников автопарка, выстроен "на пределе".
- Мы на работе проводим порой по 15 часов в сутки. Домой приезжаем к полуночи, а уже в полчетвертого звенит будильник. И так три-четыре дня подряд. Представьте, в каком состоянии будет человек после такой напряженной работы? По себе сужу - от усталости иногда просто как пьяный хожу. Какая уж тут может быть реакция на дороге? - возмущается один из шоферов. - А график у нас такой - три дня на работе, один дома. А многие мои коллеги просятся даже чаще выходить - чтобы заработать.
И вот что еще любопытно. Когда в городе был увеличен тариф на проезд с 50 до 60 тенге, заработок у водителей, по их версии, не увеличился, а даже уменьшился на 20 тысяч тенге.
- Водитель, который сбил семейную пару, не имеет стажа работы на автобусах, - говорит один из шоферов. - Он бывший камазист. Из-за недостатка кадров у нас на маршрут сажают людей, не имеющих опыта работы именно на автобусах. Стажировка у нас - одно название. Два круга проехал под наблюдением старшего - и, пожалуйста, работай. А ведь в советское время нужно было 170 часов откатать. А почему так происходит? Потому что никто не хочет работать за маленькую зарплату при таких тяжелых условиях труда. Именно поэтому, мы считаем, авария произошла не только по вине водителя. Нужно все аспекты рассматривать и руководителей автопарков тоже привлекать к ответственности.
Добавим, что руководитель автопарка ТОО "Vosca" категорически отказался общаться с журналистом.
Если хотя бы часть того, что рассказали водители, правда, то становится страшно ездить на автобусах и ходить пешком. Вопрос жизни и смерти одних пересекается с денежными интересами других. Не верится, что эта проблема никогда не попадала в поле зрения контролирующих органов. Может быть, теперь будут сделаны выводы?
Ирина Кирилюк