Усть-Каменогорск. Что больше дымит: авто или заводы?
В областном центре чиновники разного уровня нередко говорят, что помимо заводов в «плохой» экологии виноват автотранспорт. Опасны ли выбросы машин и насколько их много, выяснял корреспондент YK-news.kz.
— Для начала давайте обратимся к цифрам, — комментирует директор ТОО «Центр экологической безопасности» Геннадий Корешков. — На сегодня объемы выбросов от стационарных источников загрязнения в нашем городе составляют около 55 тысяч тонн в год. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом неуклонно приближается к этой цифре: оно уже достигло порядка 45 тысяч тонн. В то время как еще два десятилетия назад не превышало трети от общего количества выбросов.
Безусловно, предприятия выбрасывают больше. Но их трубы позволяют "закинуть" вредные вещества на высоту 150 - 180 метров, где они и рассеиваются, а в ветреную погоду еще и уносятся за пределы населенного пункта. А вот выхлопные газы выделяются в приземную зону, на уровне органов дыхания человека. Усугубляет дело то, что повышенная концентрация выхлопных газов наблюдается в местах скопления людей: на перекрестках, пешеходных переходах, остановках общественного транспорта.
Экологи выяснили, что только один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более четырех тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 килограммов окиси углерода, около 40 — окислов азота и почти 200 — различных углеводородов. В Усть-Каменогорске сейчас зарегистрированы более 100 тысяч машин. И даже если допустить, что одновременно задействована только половина автопарка, как раз и получится цифра в 45 тысяч тонн, которую я привел ранее. Следует отметить, что в зимнее время расход топлива автомобилями повышается чуть ли не в полтора раза, и в штиль это становится особенно заметно для жителей.
К сказанному выше следует добавить, что в выхлопных газах содержится порядка двухсот наименований веществ, в разной степени вредных для здоровья. Также не стоит забывать про пыль, поднимаемую колесами с проезжей части.
Развивать эту тему можно достаточно долго, но в первом приближении "вклад" транспорта в экологию города выглядит именно так. И недооценивать его нельзя.
Это Алматы. В городе нет крупных предприятий. Согласно ряду источников, вклад автомобильного транспорта в загрязнение воздушного пространства колеблется от 80 до 93 процентов