Электронное билетирование в Усть-Каменогорске: как это будет
Чиновники пришли к выводу, что система получения автопредприятиями прибыли непрозрачна. Она не позволяет подсчитать реальное количество перевозимых пассажиров, а это означает невозможность контроля за тарифами на проезд. Выход из сложившегося положения — электронное билетирование. Как будет действовать новая система оплаты проезда, разбирался корреспондент YK-news.kz.
В октябре текущего года был заключен договор государственно-частного партнерства по проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте в городе Усть-Каменогорске с созданием информационной системы диспетчеризации городского пассажирского транспорта», который предполагает введение электронного способа оплаты проезда в трамваях и автобусах. Реализация проекта намечена на 2019 - 2020 годы. Система электронного билетирования охватит все 57 маршрутов общественного транспорта областного центра.
Как же будет происходить процесс оплаты?
В качестве платежного средства планируется использовать единую для автобусов и трамваев бесконтактную смарт-карту. Продажа и пополнение электронных проездных смарт-карт будет производиться в киосках, магазинах и других точках продаж. Пополнить ее счет также можно будет и через мобильный телефон, интернет и терминалы самообслуживания.
— Оплата электронным проездным документом (смарт-картой — прим. ред.) происходит при прикладывании к специальному прибору — валидатору, установленному в транспортном средстве, — сообщил заместитель руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ернар Мустафин. — Количество валидаторов в транспортном средстве будет равно количеству дверей. На первом этапе эксплуатации системы предусматривается работа кондукторов в качестве консультантов по работе с ней.
Кроме того, по информации управления, разовый проезд возможно оплатить и наличными: рассчитаться непосредственно с водителем и от него же получить билет. Но при этом операция должна фиксироваться в бортовом оборудовании трамвая или автобуса и передаваться в центр управления пассажирскими перевозками.
Тарифы на оплату проезда предполагаются дифференцированные, то есть льготы для всех категорий пассажиров, которые их имели до введения электронного билетирования, сохранятся.
— Для обеспечения гибкой политики оплаты на смарт-карте предусмотрено единовременное размещение трех типов тарифов, — пояснил Ернар Мустафин. — Это временной проездной (действующий в течение заданного периода времени), количественный проездной (действующий на предоплаченное количество поездок), оплата с помощью тарифных единиц (дробных по отношению к стоимости одной поездки).
В целом новая система удобна, так как, в отличие от действующей, является единой для всех видов транспорта. Но самым большим вопросом остается окончательная дата ее внедрения. Обещано было, что первыми валидаторами обзаведутся трамваи. И произойдет это не позднее текущего месяца. Но декабрь на исходе, а новая система так и не явила себя в городском электротранспорте. На наш вопрос, сколько еще ждать заветных перемен, не смогли ответить ни в Центре управления пассажирскими перевозками, ни в транспортной компании Усть-Каменогорска, ни в городском акимате.
Мира Круль