Суд не нашел виновных в гибели устькаменогорца, провалившегося в открытый колодец
Пропал без вести
О событиях двухлетней давности нам рассказала дочь погибшего пенсионера Вера Острова.
- В конце августа 2009 года папа вышел из дома, чтобы сходить в магазин, - вспоминает она. - Маршрут был привычный. Он должен был тут же вернуться. Но больше мы его не видели.
Прождав положенные сроки, семья Островых забила во все колокола: полиция, родственники, гадалки и экстрасенсы.
- Всех гадалок я прошла, - говорит Вера Викторовна. - Все говорили нам, что он жив. Говорили, что находится в рабстве или что его сбила машина, и он, потеряв память, живет у какой-то женщины...
Одна из таких ясновидящих посоветовала женщине искать под автомобильным мостом, что в районе Бабкиной Мельницы. Придя туда, родственники обнаружили только пристанище бомжей. Еще долго Вера Викторовна носила к ночлегу под мостом продукты и деньги, предполагая, что отец мог потерять память и примкнуть к бродягам.
Но, как выяснится позже, все поиски Островых и полиции шли в неверном направлении.
В ловушке
- 11 октября 2010 года мне позвонили из полиции и сообщили, что нашли предположительно тело отца, - рассказывает Вера Острова. - Его обнаружили на дне водопроводного колодца по улице Протозанова, 1. Это был полностью мумифицированный труп. Только по зубам и одежде мы смогли его опознать.
Сколько бы еще пролежало тело Виктора Николаевича в этом гиблом месте, неизвестно. Если бы не работники коммунальных служб, которые полезли в колодец для его технического осмотра. Они-то, спустившись на шестиметровую глубину, и обнаружили страшную находку.
- Колодец был открытый, - вспоминает Вера Острова, - самостоятельно выбраться из него отец не мог, потому что лестница идет только до середины спуска, остальные три метра вниз нужно преодолевать с помощью специального снаряжения. Мы также не знаем, когда именно он умер, внезапно ли после падения или через какое-то время... Но смерть была страшной.
Вера Викторовна припоминает, что когда доставали тело, то на дне колодца было много мешков с мусором. Получается, что местные жители знали об этом колодце, сбрасывали туда бытовые отходы.
В суде
Искать виноватых в этой истории Вера Острова не собиралась. Не хотелось бередить еще свежие раны. Но знакомый адвокат предложил начать процесс только ради того, чтобы заострить проблему, заставить предприятия надлежащим образом следить за своей собственностью.
Но городской суд, а потом и суд областной иск Островой к коммунальщикам оставили без удовлетворения.
- Получилось так, что данный колодец ранее принадлежал организации, которая теперь уже не существует, - объясняет Вера Викторовна. - Трубы, которые там проходят, являются собственностью городского водоканала, а сам колодец числится на балансе акимата. В общем, кто крайний, не понятно. В суде ответчики только кивали друг на друга.
Но проиграла суд Острова не только поэтому. Одним из главных аргументов суда было то, что не установлено лицо, причинившее семье моральный вред. Как следует из материалов дела, экспертиза не определила достоверную причину смерти Виктора Байдина. А значит, пенсионера в колодец могли, например, и подкинуть...
Хроника проблемы
По словам Веры Викторовны, тяжелее всех потерю отца переживала ее мать. В 2010 году их союзу исполнилось бы 49 лет. Родители мечтали вместе отметить золотую свадьбу. Но жизнь Виктора Николаевича внезапно и трагично прервалась.
Между тем в Усть-Каменогорске это уже не первый случай, когда из-за открытых колодцев страдают люди. В сентябре 2010 года такое же горе поразило другую усть-каменогорскую семью. В открытый канализационный колодец провалился пенсионер Аманшайык Рахимов. Мужчине было некому помочь, он захлебнулся и утонул.
В конце 2011 года в открытый колодец поселка Меновное провалился девятилетний мальчик Жан Карибаев. Школьнику повезло - он чудом остался жив.
Во всех случаях никто никого и ни за что не наказал. Единственной действенной реакцией на публикации в СМИ было закрытие люков коммунальщиками.
По данным ГКП "Оскемен Водоканал", в городе на сегодняшний день насчитывается 267 открытых колодцев. На предприятии планируют закупить материалы и закрыть их все в течение года.
Руководство утверждает, что на предприятии ежедневно совершаются осмотры водопроводных и канализационных сетей на предмет открытых колодцев. Однако они просто не успевают за воришками. Чугунные люки, представляющие среди определенного контингента особую ценность, беспрестанно крадут. Ведь один такой "блин" тянет на несколько тысяч тенге.
В ДВД ВКО также в курсе проблемы. По информации полицейских, в прошлом году по кражам канализационных люков было возбуждено 22 уголовных дела. В области были закрыты четыре нелегальных пункта приема металлолома. Но, похоже, дело это прибыльно настолько, что на месте закрытых, как грибы, вырастают новые точки скупки вторсырья. Так, по данным ДВД, с начала года было закрыто уже восемь таких пунктов сбора черного и цветного лома.
Практика показывает, что дольше всего на колодцах лежат железобетонные конструкции. Они не представляют особой материальной ценности. По информации Водоканала, предприятие планирует в этом году даже запустить дополнительное производство таких железобетонных плит.
Однако полностью этот способ проблемы не решит. Ведь кроме Водоканала есть еще ряд других предприятий, на балансе которых имеются аналогичные колодцы. Кроме того, нельзя забывать об энном количестве и так называемых бесхозных люков, до которых вообще никому нет дела. Сколько еще понадобится человеческих жертв, чтобы в корне изменить существующее положение дел?