Жительница ВКО считает, что её семилетний сын погиб от мощнейшего удара током по вине энергетиков
29 мая в селе Кенюхово Шемонаихинского района трагически погиб первоклассник Даниил Шультайс. В трёх метрах от своего дома мальчик задел свисающий со столба линии электропередачи оголённый провод. Чудом не погибли его трёхлетняя сестра Алина и мать Наталья Бикард. Девочка в момент гибели брата находилась рядом. Наталья, увидев бездыханное тело сына, лежащее на земле в неестественной позе, в шоковом состоянии схватила его и стала трясти. Женщину отбросило в сторону ударом тока.
По версии сельчан, трагедии могло не произойти, если бы энергетики оперативно устранили порыв, передает корреспондент YK-news.kz.
Разряд шока
Небольшое село Кенюхово в Шемонаихинском районе. Две улицы на весь поселок. Местные жители давно привыкли к отключениям электроэнергии. Аварии с поразительной частотой "устраивают темную" сельчанам. Резкий ветер, порыв на линии электропередачи - и поселок погружается во тьму.
Так было и на этот раз.
27 мая.
- С этого дня у нас то и дело случались аварии на линиях электропередачи, - рассказала жительница Кенюхово Наталья Бикард. - То там порыв, то здесь... Мы привыкли, что, пока выездная бригада энергетиков не устранит порыв, свет не включали.
28 мая.
Поздно вечером в доме № 7 по улице Мира, где живет Наталья, резко погас свет. Женщина выглянула в окно: село погрузилось в беспроглядный мрак. Решила утром обратиться к дежурному энергетиков...
29 мая. 9 часов утра.
- 29 мая я вышла во двор и увидела, что недалеко от нашего дома на столбе линии электропередачи болтаются оголенные провода, рядом валяются ветки деревьев, - излагает свою версию событий Наталья. - Я стала звонить в районные электрические сети (РЭС), но дозвониться туда удалось далеко не сразу.
По версии Натальи, в РЭС трубку взял мужчина и принял заявку.
- Света так и не было, - рассказывает женщина. - Мой семилетний сын Даниил и трёхлетняя дочка Алина играли на улице с соседскими детьми. Я заметила, что неподалеку валяются эти провода, прикрикнула на ребятишек, чтобы они держались подальше от кабеля.
29 мая. 11 часов дня.
Наталья, работавшая на заднем дворе дома, услышала приглушенный плач. Забежала в комнату. Испуганная Алина, съежившись, сидела в кресле. Девочку трясло. Алина невнятно стала объяснять маме, что во время игры на улице Даня "вот так сильно упал и сломал руку".
Наталья, не дослушав, метнулась к выходу на улицу. Даниил лежал на земле метрах в трех от дома, неестественно скрючившись и поджав руку.
На ноге у него лежал электрический провод, который, по версии Натальи Бикард, оборвало накануне. Женщина упала на колени и обхватила своего ребенка. Пронзительный вопль Натальи услышали все соседи. Но вызвало его не только несказанное материнское отчаянье.
- Меня словно "прошило" током, я буквально прилипла к телу Дани, - рассказала нашему корреспонденту Наталья Бикард. - А потом меня просто отбросило в сторону.
Очнувшись, обезумевшая от горя женщина кинулась к телефону. Сначала набрала номер "скорой", а потом...
- Я уже сообразила - по всей видимости, на электростанции к этому моменту успели включить электроэнергию, не устранив порыва кабеля у нашего дома! Я дозвонилась в РЭС и заорала: зачем свет включили – вы моего сына убили! - вспоминает Наталья. - После этого свет отключили.
Пульс и импульс
Возле дома Натальи Бикард собралась толпа. Кто-то вызвал скорую помощь, приехала полиция. Прибежал с работы отчим Даниила, которому сообщили страшную новость.
Несчастье с ребенком многие сельчане восприняли как личную трагедию.
По факту гибели семилетнего Даниила Шультайса возбудили уголовное дело.
Даниил с сестрой Алиной |
Примечательно, что первоначально ответственность за гибель парнишки стражи правопорядка намеревались возложить на мать. В Шемонаихинском РОВД сообщили, что Наталья могла "ненадлежащим образом исполнять обязанности по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей". Впрочем, через какое-то время стражи правопорядка скрупулезно разобрались в ситуации и отмели подозрения.
- Уголовное дело в отношении матери ребенка будет прекращено в связи с отсутствием состава преступления. На данный момент по факту смерти мальчика проводится досудебное расследование по статье 156 УК РК (нарушение правил охраны труда), - сообщил нашему корреспонденту начальник следственного отделения криминальной полиции Шемонаихинского РОВД Дидар Керебаев. - На расследование отведено два месяца.
Стражи правопорядка в темной истории с оборванным кабелем решили "зажечь свет". Тень упала на местных энергетиков.
"В действиях начальника Шемонаихинской РЭС Маутказы Екибасова усматривается состав уголовного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 156 УК РК", сообщается в документах РОВД от 7 июня. Однако Дидар Керебаев уточнил, что уголовное дело возбуждено не в отношении господина Екибасова, а по факту гибели мальчика.
Расследование дела взяла под контроль прокуратура Шемонаихинского района.
Как бы то ни было, возникает несколько вопросов: почему энергетики устранили порыв во дворе дома № 7 по улице Мира только после того, как погиб мальчик? Почему электроэнергию дали до того, как устранили порыв?
Мы попытались получить ответы на эти вопросы в АО "ВК РЭК", отправив редакционный запрос. Однако в компании вежливо сообщили, что не могут разглашать какую-либо информацию, пока ведется расследование.
Наталья Бикард считает, если бы представители электростанции оперативно решили проблему с оборванными кабелем, трагедии удалось бы избежать. Родственница Натальи в роковой день дозвонилась в РЭС рано утром 29 мая и сообщила о порыве. Но специалисты РЭС, по мнению безутешной матери, не спешили на место.
Проверить эту информацию не получилось: в диспетчерской РЭС отказались сообщить, была ли заявка принята, и со всеми вопросами отправили к начальству.
Мы обратились за комментарием к руководству Шемонаихинской РЭС и с удивлением обнаружили, что районную энергетическую станцию возглавляет не Маутказы Екибасов, а новый начальник – Ержан Шокан.
- Я работаю с 8 июня, о трагедии 29 мая ничего не могу сказать, - заявил Ержан Шокан. - Линии электропередачи старые, многое надо менять. Одновременно с монтажом новых линий будем спиливать опасные деревья.
Свет в конце тоннеля
А пока энергетики стараются снять напряжение, "силу тока" в жуткой трагедии пытаются измерить сами жители Кенюхово, несмотря на отчаянное сопротивление. Зоотехник крестьянского хозяйства "Заря" Николай Забитов высказывает предположение, что сотрудники РЭС попросту не успели оперативно прибыть в Кенюхово, чтобы закрепить провода. По информации мужчины, 28 мая, за день до трагедии, он разговаривал с рабочими выездной бригады РЭС, которые приехали устранять очередной порыв. Энергетики, как говорит Николай Забитов, собирались вернуться в Кенюхово на следующий день.
Да только 29 мая порыв на линии случился в Пруггерово, которое находится по пути в Кенюхово. По версии сельчан, бригада рэсовцев могла сначала отправиться туда. Поэтому порыв у дома семьи Бикард и не был вовремя устранен.
Также местные жители считают, что на подстанциях, расположенных в селе, не работают специальные устройства - автоматические выключатели, которые в случае короткого замыкания обесточивают всю сеть. Если бы такие приспособления функционировали, возможно, трагедии удалось бы избежать.
***
На похоронах Даниила Шультайса было много людей.
По словам сельчан, приехали проводить мальчика в последний путь и сотрудники РЭК "из области". Выразили соболезнования, помогли с организацией похорон.
А ещё обрезали все ветки на старом тополе, у которого погиб Даниил. Возле соседних домов всё осталось по-прежнему – деревья находятся в опасной близости от проводов.
- Неужели гибель моего сына не станет уроком для энергетиков?! - вопрошает Наталья Бикард и тут же добавляет: - Баловала я детей... Была бы с ними строже, может, они и побоялись бы выйти во двор в тот злополучный день. Даня очень любил сестру. Он был ей нянькой.
- Даня был такой добрый, здоровался всегда, - вытирая слезы, говорит соседка Татьяна Болтовская, - расспросит всех, что да как.
Мальчишка заступался за сверстников в школе. И очень любил учиться.
Трёхлетней сестренке Даниила Алине сказали, что Данька спит. Девочка удивляется: почему? По несколько раз в день забегает в комнату брата. Снова и снова спрашивает маму:
- А если Даня спит, то где?
Наталья невероятным усилием воли сдерживается, чтобы не разрыдаться, и крепко прижимает дочь к себе...
Анна Сабельфельд