В Усть-Каменогорске собираются массово расширять дворы и дороги, чтобы решить автомобильную проблему города
В Усть-Каменогорске за последние годы резко увеличилось число зарегистрированных автомобилей. Поток машин создает сложности как для водителей, так и для пешеходов: постоянные пробки на трассах и стихийные парковки во дворах домов. Как получилось, что в Усть-Каменогорске, рассчитанном на 40 тысяч машин, их уже больше 110 тысяч?! Удастся ли спасти положение многоуровневыми парковками и кто будет платить за расширение дворовых территорий в новой и старой частях города ради увеличения числа парковочных мест? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент YK-news.kz.
Колесо оборзения
Автомобильные пробки ежедневно закупоривают движение на центральных улицах Усть-Каменогорска. Не помогают ни новые развязки, ни мосты. Включать в "свой график плотный трафик" вынуждены тысячи горожан. А уж на то, что сотни дворов за последние годы превратились в "стойла" для железных коней, не жаловался только ленивый.
– Проблема будет с годами только усугубляться, – делает печальный прогноз начальник отдела дорожно-технической инспекции управления административной полиции ДВД ВКО Сергей Коваленко. – Судите сами. Усть-Каменогорск, согласно существующим нормативам, рассчитан на 40 тысяч автомобилей. Но в городе в последние месяцы мы регистрируем больше 110 тысяч машин, движущихся по дорогам! То есть такой казус: вроде и существует норматив по количеству транспорта, который нужно соблюдать, но запретить законодательно использовать машины в городе невозможно. В этом году ситуация усугубилась – горожане массово покупали машины в России из-за ослабления рубля. Областной центр попросту не рассчитан на такое количество транспорта. К примеру, заторы в районе трамвайного парка регистрируются чуть ли не каждый час – очень узкая проезжая часть и очень интенсивное движение, осложняемое трамваями. Серьезные проблемы наблюдаются на проспекте Сатпаева утром и вечером, на Карбышева и в районе Студгородка, в районе улиц Рабочей и Грейдерной, на проспекте Независимости в районе 45-й аптеки и так далее. Немного сняли нагрузку и частично ликвидировали заторы проспект Победы и новый мост через Ульбу в створе улиц Протозанова и Крылова. Но полностью проблему они не решили. Нужно отметить, что в последнее время стало поступать меньше жалоб на стихийную парковку во дворах – после реализации "Дорожной карты" рядом с домами расширили площадь стоянок. Впрочем, мы прекрасно понимаем, что машин будет регистрироваться все больше. А места в городе для их парковки попросту нет.
Городская "машинерия"
Рост числа зарегистрированных автомобилей в Усть-Каменогорске |
Январь 2013 г. - 90 900 Январь 2014 г. - 95 812 Январь 2015 г. - 98 215 Май 2015 г. - 102 229 |
Поработят ли машины людей – вопрос уже не из области голливудской фантастики. Над методами сдерживания все разрастающейся четырехколесной армии ломают головы как городские власти, так и стражи дорожного правопорядка. Вот лишь некоторые из предложений.
Многоуровневые паркинги
О строительстве автомобильных "небоскребов" говорил еще экс-аким Усть-Каменогорска Александр Быстров. Даже место для строительства предусмотрели – рядом с магазином "Алтай" и пожарной частью на улице Кабанбай батыра. Впрочем, к небу в этом районе уже давно потянулись торговые дома и бизнес-центры, а автомобили рядом так и стоят без крыши над головой.
– Многоуровневые паркинги, как и любые другие парковки, едва ли решили бы проблему стихийных стоянок во дворах, – считает Сергей Коваленко. – Во-первых, их строительство весьма затратно. Во-вторых, наши люди вообще всячески игнорируют платные парковки. Рассуждают: почему я должен платить за место, если можно бесплатно припарковаться под окнами? Рядом с моим домом на Сатпаева есть хорошая платная парковка, где я оставляю машину. Так там всего 15-20 машин. Зато под окнами – несколько десятков!
Расширение проезжей части
Затейник и инициатор многих дорожных проектов в Усть-Каменогорске экс-градоначальник Ислам Абишев грозился "по-живому" резануть тротуар в районе зеленого рынка напротив Казахтелекома. "Хирургическая" пересадка сегмента пешеходной дорожки и присоединение ее к проезжей части позволили бы заметно расширить дорогу и ликвидировать заторы на перекрестке у офиса телекоммуникационной компании. До властного "скальпеля" бастык так и не добрался.
– Расширение проезжей части на улице Казахстан планировалось, но так и не было реализовано, – комментирует Сергей Коваленко. – Все уперлось как в финансовый вопрос, так и в техническую реализацию – дорожные работы полностью парализовали бы движение в Октябрьском районе. К тому же пришлось бы решать проблему с переносом остановок и передвижением пешеходов. Сейчас в городской администрации есть несколько проектов по расширению проезжей части в разных районах города, но пока никаких сроков по реализации нет.
Подземные паркинги
В Париже, рассчитанном всего на 80 тысяч автомобилей, с современным трафиком почти в 800 тысяч авто проблему нехватки парковок и зауженности проезжей части нейтрализовали с французской элегантностью: начали строить подземные паркинги под домами старой застройки. Опыт столицы изящных решений хотят перенять и в Алматы, проектом интересовались в 2008 году и усть-каменогорские власти.
– Боюсь, что это самый сложный и чрезвычайно растянутый во времени проект, – считает Сергей Коваленко. – Несомненно, он очень эффективен и решает массу проблем, но его стоимость сложно даже представить. Траты наверняка легли бы на плечи жителей домов. Вдобавок согласятся ли горожане превращать подземные этажи в парковки? Вопросов тут очень много.
Места хватит всем
Впрочем, от проектов власти уже в этом году хотят перейти к делу. В администрации области решили: Усть-Каменогорск – резиновый! Во дворах есть где разгуляться и двуногим, и четырехколесным.
Аким области Даниал Ахметов, инспектируя очередную новостройку, посетовал: отныне и впредь нельзя экономить место на внутридворовых проездах и сокращать территорию для парковок. Места под усть-каменогорским солнцем хватит всем.
– У нас земли достаточно, люди не должны тесниться. Акиму города поручаю разобраться с этим вопросом, – потребовал Даниал Кенжетаевич.
Теперь в городской администрации будут разрабатывать проект расширения дорог во дворах уже застроенных районов. При проектировании же новых жилых комплексов широкую проезжую часть будут планировать изначально, а парковки – создавать по принципу "одна квартира – одно место".
Как вообще предполагается расширить территории для парковок и дорог во дворах "старого" Усть-Каменогорска и какие территории акимат собирается "пустить под нож", дабы помочь автомобилистам, мы решили узнать в городском отделе ЖКХ.
– Предложение областных властей действительно сейчас рассматривается в горакимате, – подтвердил начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска Жандос Баирханов. – Но модернизация дворов для расширения мест для парковки и увеличения ширины проезжей части – далекая перспектива. Все-таки сама по себе проблема огромного числа автомобилей и, как следствие, неспособность дворов и парковок вместить такое количество транспорта возникла не вчера и решится не завтра. Будем постепенно какие-то работы предлагать и внедрять.
– Не получится ли так, что ради выполнения наказа главы областной администрации представители ЖКХ попросту "ампутируют" во дворах детские и спортивные площадки, отдав освободившиеся места автомобилистам?
– Это исключено. На мой взгляд, рациональным вариантом была бы точечная вырубка старых деревьев – во многих дворах есть небольшие участки, где растут кусты или другая флора, которой, грубо говоря, можно пренебречь. Тут нужно особенно отметить: такая схема подойдет не каждому двору – нужно индивидуально смотреть, что расширить, что убавить. Где-то большая площадка для мусора, где-то небольшой пустырь – эти территории можно передавать под парковки. Только воплотить такую идею быстро вряд ли получится.
– Расширение проезжей части и парковок во дворах станет подарком жителям от акимата? Или спасение утопающих в потоке машин – дело рук самих утопающих?
– В городском бюджете попросту нет средств на то, чтобы провести столь масштабное благоустройство всех дворов областного центра. Даже на несколько дворов нужно огромное количество денег. Я думаю, провести расширение парковок и дорог удастся по программе, схожей с "Дорожной картой". То есть жители сами проявляют инициативу, автомобилисты опрашивают соседей, собирают подписи, что все согласны на расширение парковочных зон и дорог. А дальше работа может вестись, как по программе "Дорожная карта". Но, скорее всего, жителям придется самостоятельно договариваться с частными компаниями, чтобы переносили бордюр, выравнивали асфальт. Мы по закону не можем вмешиваться: внутридворовые территории – это забота жильцов. Наша задача, скорее всего, будет заключаться в общей координации. А расширять парковки жителям придется за свой счет.
***
Городские власти и представители административной полиции сходятся во мнении: "машинную проблему" машинально не решить. Уже в ближайшее время в бюджете постараются выделить средства для будущего благоустройства дворов и расширения трасс. А пока автомобиль, несомненно, – средство передвижения. Роскошь – свободное место для него.
Евгений Фоминых