Религиоведение: где счастье лучше?
Преподаватели кафедры философии Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова Елена Савчук и Елена Рякова сомневаются в целесообразности нового школьного предмета – религиоведения. Предполагалось, что дисциплина должна была сеять разумное, доброе, вечное, но на практике с этими задачами не справляется. Педагоги приводят случаи, когда этот предмет читал историк-иеговист, а на открытом уроке детям предлагалось выбрать самую "счастливую" религию. Мнение людей от науки поддерживают и представители традиционных конфессий.
Во дают!
- Все началось с открытого урока религиоведения в одной из школ города, куда нас пригласили в качестве экспертов, - рассказывают преподаватели.
Тема - "Что такое счастье?". Учитель предложил ученикам девятого класса выбрать, какой вариант понимания счастья (в исламе или в христианстве) им нравится больше.
- Занятие проводилось с музыкальным сопровождением на таком "надрыве", чтобы "выбивало" слезу, - вспоминает Елена Савчук. - Когда мы спросили учителя, какова была цель урока, он ее точно сформулировать не смог.
Коллега Елена Рякова приводит другой пример: занятия в школах вели дипломированные историки. Но при этом один состоял в сообществе свидетелей Иеговы, а второй был последователем Общества сознания Кришны.
- Такая работа по религиоведческому просвещению может обернуться тем, что незрелое сознание школьников окажется в руках манипуляторов, - высказывает свое мнение Елена Савчук. - Такие специалисты все равно доносят информацию через призму своих взглядов. Такова их внутренняя позиция.
Для чего?
Квалифицированных религиоведов в Казахстане можно пересчитать по пальцам. В школах эту дисциплину преподают прошедшие дополнительную подготовку обычные историки. По мнению преподавателей кафедры философии ВКГУ, религиоведение как отдельная дисциплина школе просто не нужно.
- У нас есть целый ряд традиционных мировоззренческих дисциплин, таких как история, литература, человек и общество, астрономия, музыка, - косвенно религиоведческие знания могут быть даны через эти уроки, - убеждена Елена Савчук.
Если цель состоит в том, чтобы проинформировать ребенка о многообразии и содержании религий, этого вполне достаточно, подчеркивают педагоги. Но если на уроках религиоведения ставить задачу сформировать конкретное отношение детей к той или иной религии, то здесь просто не избежать перекосов.
Мнение представителей образования разделяет и главный имам Восточно-Казахстанской области Нурлан-кажи. Девятиклассники, утверждает он, еще не созрели для адекватного восприятия таких знаний.
- Необходимость в религиоведении есть, но предмет лучше преподавать в высших учебных заведениях, - говорит Нурлан-кажи.
Имам также выражает опасение, что в ряды преподавателей нового предмета попадут и так называемые приверженцы нетрадиционного ислама, которого так опасаются в Казахстане в последнее время. Нурлан-кажи предлагает свести дисциплину к узким занятиям по интересам, то есть по вероисповеданию самих учеников, если таковое вообще имеется.
Учебник раздора
За те два года, что предмет преподается в школах, учащиеся занимались главным образом по двум книгам, сообщили нам в отделе образования города. Это "Религиоведение: хрестоматия" под редакцией Д. Кенжетаева и О. Туякбаева и "Основы религиоведения" под авторством Г. Есима. С 2010 года книги дорабатывались и переиздавались. Однако до сих пор въедливые критики от науки находят в учебниках всевозможные ляпы, исторические неточности, а местами и просто неприкрытое предпочтение какой-либо одной религии.
Так, например, профессор Карагандинского университета "Болашак" кандидат философских наук Яков Трофимов в своем заключении по экспертизе учебника Д. Кенжетаева отмечает, что "...в книге отсутствует определение религии, которое являлось бы базовым для данного учебника. Школьникам самим рекомендуется из семи определений религии выбрать более точное и содержательное или придумать свое. Выражение "любая религия включает мировоззрение, опирающееся на веру в существование Бога или нескольких богов" является неверным, так как, например, буддизм ничего не говорит о существовании Бога, богов, но является мировой религией".
У нас также возникли некоторые вопросы к содержанию учебника. Непонятно, почему авторы труда, перечисляя мировые религии, ни слова не написали о второй по значимости религии в Казахстане – христианстве. В учебнике даже нет определения этого понятия.
Настоятель Богородице-Рождественского храма поселка Аблакетка отец Евгений считает, что материал учебников не только не согласовывался с представителями православной церкви, но и разрабатывался в отрыве от нее.
- Вероучение там совершенно перевернуто, - говорит он. - Может, потому, что в составлении учебника не участвовали священнослужители, тем более из регионов.
Хотя, по словам священника, представители православной церкви не раз пытались предложить свою помощь в составлении учебного пособия. Но разработчики, видимо, решили справиться собственными силами.
В заключение
Предмет религиоведение весьма и весьма дискуссионный, говорят педагоги кафедры философии ВКГУ Елена Савчук и Елена Рякова. И затрагивает такие тонкие материи, из-за которых во все времена проливалась человеческая кровь.
- Невозможно подать предмет беспристрастно, не уклоняясь в ту или иную сторону, - считают они.
На наш субъективный взгляд, религиоведение было попыткой государства разбавить доселе чисто светскую систему образования религиозными знаниями. Попытка была продиктована вполне нормальным желанием уберечь молодежь от влияния всякого рода экстремистских организаций. Что из этого вышло – судить вам.