Как геолог в 35 лет бросила работу и посвятила себя сцене
Жизнь Елены Казаковой похожа то ли на сказку, то ли на непрекращающийся праздник. Еще в детстве она мечтала стать актрисой, петь, танцевать, выступать перед публикой. Мечты сбылись своеобразно. Играют, танцуют, поют за Елену... куклы!
А еще женщина уверена, что с символом 2016 года у нее особенная связь. Первой игрушкой, которую она сшила, была маленькая обезьянка. Последние созданные ею куклы больше нее самой и тоже... обезьяны!
...В квартире Елены Казаковой нельзя не обратить внимание на двух сидящих на журнальном столике огромных кукол-шимпанзе. Для женщины это практически последнее напоминание об ее ярком театральном прошлом.
— Большинство костюмов, париков и кукол мы с дочкой отдали в дворовый клуб, чтобы не пылились без дела. Оставила я самую малость, чтобы с внуками играть, — объясняет женщина.
Домашних "ручных кукол" (персонажей, надеваемых на руку) она бережно хранит в шкафу. Вот игрушка в виде рыжеволосого мальчика с забавным выражением лица, который когда-то был главным героем передачи "Тимошкины сказки" на областном телевидении. А вот клоун-боксер, одним движением пальца способный отправить игрушечного противника в нокаут.
Выходит, не зря в свое время Елена Николаевна решилась сделать смелый шаг на пути к мечте – в 35 лет оставила работу геолога и пошла учиться в училище культуры…
Семейная сцена
Елена Казакова родом из Алматы, но детство и юность она провела в городе Текели. Мама — учитель английского, папа — маркшейдер (горный инженер – прим. автора). Казалось бы, специальности вовсе не сценические, но в доме родителей Елены всегда устраивались концерты с песнями, танцами и театральные постановки. Праздник ли, визит ли гостей — спектаклю быть!
— Мама читала стихи собственного сочинения, пела, папа аккомпанировал ей на балалайке, — вспоминает Елена Казакова. — Мы с братом играли на музыкальных инструментах. Помню, и сценки разные показывали. Было по-настоящему весело и необычно.
Искусство перевоплощения восхищало и манило девочку. Любой просмотренный фильм, любая прочитанная книга давали пищу воображению: Лена представляла, как бы она сыграла главного персонажа... Понятно, что героиня любовного романа непременно должна танцевать с избранником при свете звезд. Отсюда — увлечение танцами.
Мечта с годами лишь крепла, девушка в старших классах часто думала, как будет сдавать экзамены в театральном. Какой диалог разучит, как заставит всех затаить дыхание, как сорвет овации...
А дальше — маленькая драма. Не на сцене. Наяву.
— Родители настояли на получении высшего образования, — делится Елена Николаевна. — Сначала, как отец, собиралась стать маркшейдером, но меня не взяли из-за зрения. Предложили геологоразведочный факультет, а у меня в голове сразу мысли: путешествия, костер, гитара… В общем, туда и поступила.
Впрочем, учеба в техническом вузе не разлучила девушку со сценой. Елена не пропускала ни единого студенческого концерта: она просто не могла не выступить с танцевальным номером.
В институте познакомилась со своим будущим мужем. Окончание института. Свадьба. Переезд в Усть-Каменогорск — на малую родину супруга.
— В областном центре я устроилась во ВНИИцветмет, — рассказывает Елена. — Родились сын и дочь. Жизнь потекла привычным порядком. И когда рутина стала одолевать, поняла, как мне хочется вернуть мои любимые квартирные спектакли из детства. К нам часто приходили в гости друзья, и мы с мужем стали устраивать шуточные капустники. Были и песни, и танцы.
Когда Елене исполнилось 35 лет, судьба выписала головокружительный вираж.
Дружба с "главным символом года" завязалась крепкая |
— Представьте, мы с мужем в отпуске в Алматы, а мне звонит знакомая, директор школы искусств, и говорит, что я просто обязана пойти учиться в Усть-Каменогорское училище культуры. До этого она неоднократно была у нас в гостях на "квартирнике". В училище тогда объявили набор на руководителя театрально-кукольного коллектива. Я сдержанно поблагодарила ее и сказала, что вряд ли брошу отпуск с мужем ради такой авантюры. А когда мы вернулись, мне снова позвонила знакомая из школы искусств и ошарашила: "Я прошла за тебя собеседование в училище! Завтра придешь на творческий экзамен". Единственный вопрос, который мне задали при поступлении: не против ли мой муж? Я ответила, что он поддержит любые мои начинания. Это казалось каким-то сумасшествием: все неожиданно, необычно. Но сердце подсказывало мне — я поступаю правильно. Я оставила прежнюю работу и с головой окунулась в новую...
От сессии до сессии…
Руководителей театрально-кукольного коллектива набирали в первый и, как потом окажется, в последний раз.
Елена постигала азы кукольного лицедейства с 18-летними девушками.
— Одна из моих одногруппниц была дочерью коллеги с прежней работы, — со смехом вспоминает Елена Казакова. — Она даже как-то подошла ко мне и от имени всех девочек спросила: "Мы не знаем, как к вам обращаться: тетя Лена или Елена Николаевна?" Я рассмеялась и сказала: "Я такая же студентка, как и вы. Зовите меня просто Леной". Помню, как одна из сокурсниц во время репетиции на сцене крикнула мне: "Ленка! Куда ты пошла!" Я к ней повернулась и говорю: "Еще раз назовешь Ленкой, будешь обращаться ко мне по имени и отчеству!" В шутку, конечно, но больше меня так не называли...
Быть студентом творческой специальности непросто.
Быть студентом в 35 лет — удивительно.
Быть студентом с двумя детьми — сродни подвигу.
Всего, что усваивала Елена на занятиях, не перечислишь. Были и основы актерского мастерства, и режиссура, и техника кукол, и сценическая речь, пластика и движение...
— В итоге должен был получиться руководитель театрально-кукольного коллектива, — улыбается женщина.
Елена укладывала детей спать ближе к полуночи, а сама садилась за конспекты. Признается — не выполнить какое-то задание она просто не могла.
— Я ведь для одногруппниц была примером, — говорит Елена. — Все мои работы должны были получать высшую оценку. Мы так сдружились с девчонками! Однажды я поскользнулась на льду и сломала руку. Случилось это за день до новогоднего утренника дочери. Костюм для праздника я как раз рассчитывала дошить в тот вечер. Руку мне загипсовали, а доделать наряд для дочки помогала подруга с театрального. Закончили в шесть утра. В итоге моя Наташа была самой красивой на празднике.
Училище Елена закончила с красным дипломом.
— Я старалась как можно ярче украсить папку с моей дипломной работой. И когда проводилась выставка "Из жизни студентов колледжа культуры", ее выставили как образцовую...
Похоже, необычный диплом понравился не только преподавателям. Ненаглядное пособие кто-то свистнул в тот же день...
Творческий путь
Талантливую выпускницу вскоре назначили директором школы искусств. На плечи Елены легла ответственность за организацию различных мероприятий учебного заведения. Об одном из отчетных концертов до сих пор напоминает большой шрам на ноге...
— Ставили музыкальную сказку "Кошкин дом". В ней играли маленькие дети. Накануне мероприятия мне позвонил дедушка одной из девочек и сказал, что она сломала руку. А у нее ведущая роль мамы-свиньи. Я в ужасе – что делать? Сначала поплакала, а потом решила, что выступлю сама. Начала репетировать, потом - собирать костюм свиньи из того, что нашлось дома. В ход пошла розовая юбка, накидка. В общем, более или менее образ получился. Утром, за пару часов до начала выступления, я умудрилась сильно поранить ногу о торчащий из дивана гвоздь! Кровь хлестала фонтаном. Дочь в панике хотела вызвать "скорую", но я ее остановила. Концерт нельзя было сорвать! Сама перетянула ногу, собралась и отправилась на мероприятие. В итоге все прошло на ура. Шрам у меня, кстати, так и остался.
У Елены Казаковой особая любовь к детским мероприятиям.
Несколько лет она вела на областном телевидении передачу "Тимошкины сказки". Точнее, вел ее главный персонаж эфира – кукла по имени Тимошка, которую озвучивала Елена, прячась при этом под столом.
Женщине в радость было шить очередную куклу, каждая из которых совершенно не была похожа на предыдущую. Так создавались различные забавные персонажи - от надевающихся на палец до кукол в человеческий рост, управлять которыми может исключительно команда из нескольких людей.
— Помните первую созданную вами куклу?
— Я сшила ее на первом курсе. Это была маленькая обезьянка. Если честно, я почему-то всегда хотела создавать именно обезьянок. Ими же, получается, и закончила. Последние мои куклы – две большие обезьяны. Каждой из них должны управлять сразу два человека, один не справится.
— Вы сшили их для какого-то мероприятия?
— Они выступили на сцене всего раз – в парке "Саулетай". После этого так и лежат у меня дома. В преддверии Года Обезьяны решила их продать – жалко ведь, что без дела пропадают. Однако никто не отозвался. Так и встречала Новый год в компании дочери, зятя, внука и... двух огромных обезьян!
— Из чего создаются ваши куклы?
— Из чего придется. Например, попалась на глаза емкость из-под шампуня, и уж очень она мне напомнила крысу. Не знаю почему. Крысу из этого пузырька я в итоге сделала. А так в ход идут любые материалы: пластиковые бутылки, линейки, конструкторы, конечности от сломанных игрушек. Снаружи симпатичная кукла, а внутри у нее самый настоящий хаос из запчастей.
***
...Несколько лет назад мужа Елены Казаковой не стало. Дети выросли, и квартирные концерты теперь устраиваются намного реже: друзья, если и приходят, то только по особым случаям вроде дня рождения. Вместе с Еленой живут дочь, зять и их маленький сын. Ремесло, которым кукольница занималась полжизни, пригодилось ей и на пенсии. Елене безумно нравится играть с внуком, ставить для него театральные постановки, а ему иметь такую необычную бабушку только в радость.
Чтобы не скучать, когда внука нет дома, Елена Николаевна нашла себе новое занятие — на заказ создает съедобные композиции из конфет. Одна из запомнившихся работ — сладкая "Эйфелева башня" почти в половину человеческого роста.
— Не жалеете, что когда-то оставили работу геолога и стали кукольницей?
— О чем вы? Конечно, нет! Жалею, что не начала заниматься всем этим раньше. Я бы, наверное, горы свернула. Но и тем, что было, я очень довольна.
Иван Сухоруков