Где в Усть-Каменогорске можно получить поддержку, попав в нелёгкую жизненную ситуацию
"Как воздействовать на пьющих соседей, которым нет дела до собственных детей?", "Мы на грани развода, если муж бросит нас с малышом, мне нечем будет его кормить", "Ребенка третируют в родной семье, сделали изгоем в школе" — с такими проблемами устькаменогорцы обращаются в Центр поддержки семьи и детства. Историй много, и на них нужно быстро отреагировать. Во-первых, поддержать человека в трудную минуту. Во-вторых, помочь, подключив к делу службу опеки, соцзащиту, полицию, другие госструктуры. В-третьих, сотрудники центра готовы вмешаться, если ребенку грозит опасность, но пытаются предотвратить ее на дальних подступах — до того, как рухнет его мир. Корреспондент YK-news.kz поговорил с директором Центра поддержки семьи и детства Лилией Куземко и узнал, с какими трудностями чаще всего сталкиваются усть-каменогорские семьи.
Вместе с участковым
— Как построена ваша работа? Часто информация о сложной ситуации приходит со стороны — от соседей, знакомых или совершенно посторонних людей. Допустим, поступил сигнал, что ребенка бьют. Что вы будете делать?
— Привлечем участкового, который должен начать процедуры, положенные по закону. А мы можем включиться в ситуацию, если семья захочет изменить положение дел, — говорит Лилия Куземко. — Мы готовы предложить им психологическую помощь. Ведь насилие всегда имеет какие-то корни. Чаще всего люди, которые бьют детей, просто следуют правилам, принятым в семье их родителей. Такую цепочку можно прервать, поработав с психологом. У нас он есть. Есть и социальный педагог, и юрист. Если люди согласны принять нашу помощь, мы ее окажем. И готовы к долговременной работе.
Совместная работа с участковыми позволяет сотрудникам учреждения найти подход к семьям, которые уже состоят на полицейском учете. Специалисты центра приходят к ним в дом и предлагают помощь. Кто-то отказывается. Но есть и те, кто еще осознает ответственность и соглашается. Одной из таких семей специалисты центра занимались в течение пяти лет.
— Это была социально запущенная семья — супругам около 40 лет и несовершеннолетний сын. Дома у них все завалено хламом, страшно войти. Ребенок бродяжничал. Наши специалисты взяли эту семью на патронаж, — делится Лилия Петровна. — Психолог работал по специальной программе "Уроки родительской любви". Если кратко, то прорабатываются роли в семье, кто и за что отвечает, создаются внутренние правила. Второй момент — бытовой. Буквально каждую неделю мы с ними обсуждали, что нужно отремонтировать, постирать, почистить или выкинуть. Еще один этап — правовой всеобуч. Когда наш юрист подробно рассказывает родителям, какая ответственность на них лежит и какие штрафы грозят из-за пренебрежения своими обязанностями. Не сразу, но ребенок перестал прогуливать школу. Когда положение налаживалось, мы прощались с ними. Но через некоторое время ситуация повторилась. И так на протяжении пяти лет. Последний раз мы отпустили их в свободное плавание в мае. Пока нет никаких тревожных сигналов, 1 сентября мальчик пошел в школу.
— Стоило ли столько возиться? Может, пусть живут как привыкли?
— В таких случаях важно сохранить семью. Какой бы запойной она ни была — ей можно помочь. Ведь тут затрагиваются интересы не только супругов, но и их ребенка, которого могут забрать в детский дом. Наша задача — не допустить этого.
По словам собеседницы, неблагополучные семьи дают самый обширный пласт дел. Работу с людьми, которых принято называть маргиналами, нельзя назвать простой.
— Мы буквально за руку водим таких граждан по инстанциям, стоим с ними в очередях, чтобы в итоге у них на руках оказалось хотя бы удостоверение личности, помогаем оформить пособия, получить льготы, — отмечает Лилия Куземко. — Также мы занимаемся личными проблемами, семейными конфликтами, налаживаем отношения между детьми и родителями. Все это бесплатно. Нужно лишь желание тех, кому требуется помощь. Если люди отказываются, мы не настаиваем. Все на добровольной основе.
"Мне 12, жизнь кончена"
Обширную пищу для консультаций дают звонки на телефон доверия центра. Некоторые истории забыть невозможно.
Наша справка |
Центр поддержки семьи и детства в качестве пилотного проекта появился в Усть-Каменогорске в 2006 году благодаря меморандуму между Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и акиматом ВКО. В 2008 году он обрел официальный статус. Сотрудники центра (социальные педагоги, психологи, юристы и операторы телефона доверия) оказывают помощь людям разного возраста и семьям, попавшим в затруднительное положение. |
— Этой весной на телефон доверия позвонил 12-летний мальчик. Сказал, что стоит на крыше и собирается спрыгнуть, — рассказывает Лилия Петровна. — Голос очень напряженный, было понятно, что это не шутка. В таких случаях в первую очередь мы возвращаем позвонившего из выдуманного им мира в реальность. Сначала нужно подробно расспросить, например, что находится слева от него, что справа, во что он одет и так далее. После — спросить о том, что он чувствует, он должен обязательно это проговорить. Обычно на этом этапе человек осознает, что совершает ошибку. Наш психолог сумела успокоить мальчика и выяснила причину, по которой он собирался покончить с собой.
Оказалось, мальчишка безответно влюбился в сверстницу. Его чувства стали предметом насмешек для окружающих. Был долгий разговор, психолог объясняла пареньку, что предпринять, чтобы не ощущать себя униженным.
— Она предложила прийти к нам на очные консультации, но мальчик отказался и предпочел переписываться со специалистом по почте. Психолог работала с тем, чтобы поднять его самооценку, — делится Лилия Куземко. — Мальчишка, судя по его ответам, остался очень доволен. Та девочка, может, и не ответила ему взаимностью, но он стал относиться к этому намного проще. Отмечу, что проблема в данном случае не в ребенке, а в отсутствии внимания со стороны родных. Ему не с кем было поделиться переживаниями, и мы рады, что он наткнулся на наш телефон.
Вообще опыт работы Центра поддержки семьи и детства убеждает, что психологи нам нужны как воздух. Не все в порядке в нашем королевстве, если одни дети готовы лишить себя жизни, а другие признаются, что вот-вот могут убить кого-то из своего окружения.
— На телефон доверия позвонила десятиклассница — отличница, умница, однако испытывает сложности в общении. Она рассказала, что очень любит своих родных, но в последнее время не может контролировать вспышки агрессии. Выплескивает злость то на членов семьи, то на одноклассников. Школьница призналась, что в любой момент может совершить убийство, — делится собеседница. — Мы начали работать с ее агрессией, объяснять, куда эти эмоции можно направлять. Пригласили девочку к себе, состоялась не одна встреча. С нашим психологом она иногда даже спорила. На последней консультации она поблагодарила психолога за то, что теперь знает, как контролировать свои чувства, и уж точно никого не убьет.
Вот бы дать ремня этим взрослым!
— Однажды позвонил маленький мальчик. Буквально рыдал в трубку. Его мама с папой постоянно ругаются, часто доходит до драк, — вздыхает Лилия Петровна. — Говорит, что если он защищает маму — папа обижается, если же встает на сторону отца — обижается мать. А иногда во время родительских ссор доставалось и самому ребенку. По телефону наш специалист научила его, как обезопасить себя в такие моменты и объяснила, как бороться с обидой и болью, которые возникают у него из-за ссор родителей.
Ребенку советуют не вступать в разборки взрослых — это главное. Ему нужно найти себе тихое место и чем-то себя занять.
— Когда скандал прекратится, можно аккуратно спросить у родителей, как они себя чувствуют. Мы объясняем ребенку, что родители такие, какие они есть. И чтобы он не чувствовал себя угнетенным, прорабатываем с ним разные методы, — дает консультацию собеседница. — Например, нарисовать то, что он чувствует, выплеснуть эмоции на бумагу, а затем порвать ее. Здесь все зависит от возраста звонящего. Главное в работе телефона доверия — выслушать. Задать как можно больше вопросов, чтобы человек проговорил, озвучил свои чувства.
Иногда людей нужно просто поддержать, показать, что выход из ситуации есть – и все налаживается.
— Недавно пришло письмо от жительницы Украины. Она написала, что конфликтует с мужем, а их сын вот уже несколько лет употребляет наркотики, — говорит госпожа Куземко. — Она просто уже опустила руки и не знала, что делать. Женщина объяснила, что у них на Украине сейчас не работают никакие институты помощи из-за политической ситуации, а на нас она наткнулась в интернете. Мы с ней подробно обсудили все варианты возможного решения ситуации. Недавно она написала, что теперь знает, как ей поступить.
Семейная конфликтология, к сожалению, не преподается ни в школе, ни в институте. Стоит только сожалеть, что алгебра для нас пока важнее.
— Люди, которые находятся внутри конфликта, не могут трезво оценить ситуацию. Поэтому квалифицированная помощь в таких ситуациях нужна как воздух, — отмечает Лилия Куземко. — Вот пример: молодая семья, женаты четыре года, у них маленький ребенок. Муж пожаловался, что в последнее время его отношения с женой стали очень напряженными. По словам мужчины, они с супругой обращались к психологу, но это не дало результата. Тогда они пришли за помощью в наш центр. Мы предложили им групповое консультирование. Это когда психолог сначала работает с каждым клиентом отдельно, а после проводит совместные беседы. Специалист помог им взглянуть на конфликт со стороны. Хочу отметить, что эта пара так и не подала заявление на развод. Уверена: выход есть всегда, даже когда, казалось бы, его нет. И, если к нам обращаются, мы его находим.
***
Лилия Куземко отмечает, что не стоит бояться обращаться в их центр. Любая помощь бесплатная. Телефоны доверия работают круглосуточно.
Центр поддержки семьи и детства располагается на улице Кирова, 63 (в здании Дворца творчества школьников на четвертом этаже).
Телефоны доверия: 26-68-92, 8-701-707-24-38.
Почта доверия: doverievko@mail.ru
Сайт центра: centerpsid.ucoz.ru
Найти центр можно в социальных сетях: vk.com/club105488713
Иван Сухоруков