Самый подкованный доктор
Сахар на ладошке
Семилетний Костя с тяжелой формой ДЦП уже по дороге в конноспортивный комплекс начинает все активнее жестикулировать и смеяться. Его бабушка улыбается – он понял, куда мы едем, обрадовался.
- Это мы раньше думали, что Костя мало что осознает в окружающей действительности и может различать только самых близких людей, - рассказывает Любовь Чечеткина. - Когда начали ездить на занятия, стало очевидно, что он прекрасно все понимает. Как только заметит инструктора, который помогает нам сесть в автобус, улыбается - узнает. Запоминает детей в группе. Когда кого-то нет - ищет глазами.
Такие маленькие, казалось бы, незначительные моменты для бабушки – самая лучшая награда за те годы, которые она посвятила заботе о внуке. Каждое новое осмысленное проявление чувств и желаний – маленькая победа над теми скептиками, которые считают, что у таких детей нет шансов на развитие.
На конноспортивном комплексе "Титан", перед началом занятий, увлекательный ритуал – можно пройти по конюшне, посмотреть на красавцев-скакунов. Инструкторы Елена Черникова и Екатерина Руденко даже разрешают покормить некоторых лошадей. Не все дети сразу решаются на это – боятся. Хотя видно, как им хочется протянуть руку с кусочком сахара к фыркающей лошадиной морде.
На конноспортивном комплексе "Титан", на базе которого организованы занятия по иппотерапии, много самых разных лошадей, и только один конь особенный - из стойла выводят главного "ипподоктора" - Браслета.
Четырнадцатилетнему Фаику с диагнозом аутизм, которого мама впервые привезла на занятия, инструктор показывает, как нужно подходить к лошади, гладить, чистить шерсть, чтобы она блестела. Эти нехитрые процедуры - уже начало терапии. Ребенок познает ранее неизвестный ему мир. А Браслет терпеливо ждет, он давно уже привык к общению с необычными гостями.
- Мы сейчас готовим еще двух лошадей для иппотерапии, - рассказывает Елена Черникова, инструктор-иппотерапевт. - Это не просто. С Браслетом тоже было сложно. Он очень пугливый, но постепенно перестал бояться, все понял, что от него требуется. Так что Браслет – просто чудо, идеален для занятий.
Пока Фаик учится общаться с лошадью, Екатерина Руденко разговаривает с его мамой – Наргилей Насибовой, выясняет особенности поведения мальчика. Ведь во время терапии она должна знать, что ждать от ребенка.
- Поведение и проявление эмоций у деток разное, бывает и неосознанная агрессия, может ударить нас или лошадь. Мы должны быть готовы к этому, - объясняет Елена. - Именно поэтому мы проводим занятия вдвоем. Это нужно в первую очередь для безопасности детей.
Уникальная Миа
Первой на Браслета садится малышка Миа. Она – уже опытный наездник, на занятия мама Света привозит ее не в первый раз.
Случай Мии – очень редкий. Девочка родилась с мозаичной формой синдрома Дауна. При этом Миа – одна из двух близнецов. Ее брат Рома совершенно здоров.
- Врачи сказали: это необычный случай, обычно оба ребенка рождаются больными, - говорит Светлана Пименова. - Миа с Ромой общаются как обычные брат и сестра, бывает, и ссорятся. Я стараюсь, чтобы он учился помогать сестре, чтобы они были поддержкой друг для друга.
По словам Светланы, иппотерапия заметно изменила дочку.
- Начали заниматься в сентябре прошлого года – прогресс значительный, - отмечает она. - Миа стала лучше говорить, проявлять эмоции. Появился новый повод для радости, которую она научилась совершенно по-особенному выражать. Теперь все, что связано с лошадьми, для нас - здорово. Для таких детей это крайне важно, они способны развиваться, но только в социуме, познавая что-то новое, общаясь с другими людьми, детьми.
У Мии мышечная слабость, поэтому иппотерапия помогла значительно укрепить ребенка.
Победа над собой
Работа иппотерапевта с каждым ребенком индивидуальна. Елена и Екатерина учитывают нюансы поведения ребенка, рассчитывая физическую нагрузку. Помогают и в психологическом развитии. Кого-то из детей просят выполнять специальные упражнения – поднимать, разводить руки, ложиться назад или вперед на лошадь, при этом разговаривают с ребенком. Вопросы в беседе с ребятами тоже специальные – часть реабилитационной терапии. И к каждому участнику программы свой подход. Для Костика, к примеру, проехать на лошади сидя, даже при поддержке инструкторов, - уже достижение.
- В прошлом году он ездил лежа, но однажды тренер посадила его впереди себя на лошадь и вместе с ней они проехали несколько кругов, - рассказывает Любовь Чечеткина. - Во время следующего занятия его, как обычно, положили на лошадь, но он начал вести себя беспокойно, упираться. И тут мы поняли, что он больше не хочет ездить лежа, ему нужно сидеть.
Когда Костик садится на Браслета, на его лице неподдельное счастье, он радостно хохочет. Инструкторы в восторге – они в первый раз услышали, как мальчик смеется в голос.
Иппотерапия без остановки
Идея основать на базе КСК "Титан" своеобразный реабилитационный центр для особенных усть-каменогорских ребят родилась давно. В 2009 году был создан фонд поддержки детей с ограниченными возможностями "Ак Тай" и начались первые занятия.
- Почти всю методику разрабатывали сами, - говорит Елена Черникова. - Четкие рекомендации найти трудно. Собирали информацию по крупицам, консультировались со специалистами из России.
Сейчас в фонде сожалеют только о том, что за эти годы тренировки проводились не постоянно – иногда мешала погода, но чаще всего – отсутствовало финансирование.
- Иппотерапия – дорогое удовольствие, мы работаем за счет спонсоров. Но выделять нам деньги хотят не многие компании, - отмечает председатель ОО "Фонд поддержки детей с ограниченными возможностями "Ак Тай" Бахыт Солтанова. - Кто-то не верит в эффект, его ведь не увидишь с первого занятия. Сейчас снова появились средства – помог Казцинк, и мы опять стали приглашать ребят.
Коллектив КСК "Титан" полон новых планов. Здесь мечтают о том, чтобы курсы иппотерапии проходили без перерыва из-за плохой погоды. Это стало возможным благодаря строительству крытого манежа. Открытие этого спортивного комплекса – пока единственного в ВКО – должно состояться очень скоро.
- Думаем о том, чтобы готовить дополнительных инструкторов-иппотерапевтов, - делится планами Бахыт Тимерхановна. - Правда, это не так просто, нужно быть немного помешанным на своей работе. Нагрузки колоссальные. И физические, и эмоциональные. Даже лошади долго не выдерживают, не то что люди. Но мы будем стараться, ведь так хочется увеличивать число участников программы реабилитации.
- Чтобы ни говорили, но я уверена - лошади могут лечить людей, - отмечает Елена Черникова. - Они действительно принимают на себя негатив, делая детей счастливее и здоровее.