Хлебопёки: в Усть-Каменогорске нет предпосылок для подорожания хлеба и нет потребности в социальных буханках
Пока причин для повышения стоимости продукта первой необходимости нет. Так считает руководитель одного из крупных хлебозаводов города, передает корреспондент YK-news.kz. Парадокс, но сдерживать цену на хлеб и другие мучные изделия помогает снижение качества казахстанского зерна.
Горожане, в принципе, уже привыкли, что начало каждого года знаменуется массовой сменой ценников. Мы решили выяснить, не постигнет ли эта участь продукт первой необходимости.
— Объективных предпосылок для подорожания хлеба нет, — считает директор ТОО "Хлебозавод "Каравай" Нуржан Жанабаев. — Тем более что цена на зерно практически не растет. Периодически бывают всплески. Но последние пять — шесть лет складывается такая тенденция, что экспортная стоимость зерна снижается. Это связано с ухудшением его качества. Масштабные работы по селекции в Казахстане не ведутся. Зерно выращивают, при этом сбыт ограничен — сырье насыщает внутренний рынок и помогает поддерживать цены на макароны, хлебобулочные, кондитерские изделия.
Как долго это продлится — никто не знает. На ситуацию могут повлиять внешние факторы вроде неурожая (в том числе в России, ведь у нас общий рынок зерновых).
— Поэтому мы, к примеру, ищем пути снижения затрат и себестоимости нашей продукции. Чтобы в случае роста цен на сырье или энергоносители избежать резкого повышения стоимости конечного продукта, — говорит собеседник.
По словам Нуржана Амантаевича, который некогда возглавлял общественное объединение хлебопеков ВКО и знает о ситуации на хлебном рынке не понаслышке, сейчас спрос на самый дешевый белый хлеб планомерно снижается.
— Если еще в советское время хлеб заменял кондитерские изделия — помните главное лакомство детей? Ломоть, намазанный маслом и посыпанный сахаром. Сейчас хлеб перестал выполнять эту функцию, на прилавках — изобилие всяких лакомств разной ценовой категории, — констатирует Нуржан Жанабаев. — Некоторые сознательно снизили потребление хлеба, придерживаясь здорового образа жизни. Кроме того, люди стали покупать дорогие виды продукта. Это мировая тенденция. В развитых странах, к примеру, хлеб не является товаром первой необходимости. Мы тоже подстраиваемся под потребителя. Основной упор сейчас делаем на производство ржаных сортов.
— Получается, нет необходимости в социальном хлебе, который некогда был на рынке ВКО?
— Думаю, что нет. И потом, социальная мука была не самого лучшего качества, — говорит руководитель хлебозавода. — Мы проводили эксперимент в своих точках. Вечером уценяли хлеб, который был привезен в торговые точки утром, и в то же время завозили свежие, еще горячие буханки. И что вы думаете? Покупатели делали выбор в пользу свежей продукции. Может, люди инстинктивно хотят чего-то дешевле, но когда речь доходит до конкретного выбора... А уязвимым слоям населения нужна комплексная поддержка, а не только дешевый хлеб.
— Есть ли необходимость в структуре, которая бы вновь объединила хлебопеков области? Существуют ли какие-то проблемы, которые можно решить только совместно?
— Безусловно. Объединение должно включать в себя мукомольные, зерноперерабатывающие и растениеводческие предприятия. Но у нас такой менталитет — люди не привыкли сотрудничать, объединяться, кооперироваться, — считает Нуржан Амантаевич. — Растениеводству, хлебопекарной, зерноперерабатывающей отраслям нужна единая программа развития. Сейчас в нашем государстве она отсутствует. Возникает парадокс: государство в лице правительства, акимов говорит о том, что хлеб — это социально значимый товар. Но при этом и речи нет, чтобы оказывать какую-то помощь тем, кто его производит. Если животноводство, птицеводство еще как-то пытаются развивать, то хлебная отрасль сегодня забыта.
К слову, по той же причине — отсутствие у сограждан традиции сотрудничать — в Казахстане преждевременно создавать сельскохозяйственные кооперативы, полагает собеседник.
— Это во-первых. В Японии, к примеру, два миллиона мелких хозяйств объединены в очень мощные кооперативы. Это всё из-за того, что бизнесмены там доверяют друг другу, — говорит Нуржан Амантаевич. — Во-вторых, у нас нет полноценной правовой базы для сельхозкооперативов. У нас в принципе все кооперативы — дачные, гаражные — выпали из правового поля.
Елена Супрунова