Устькаменогорец Хасен Самарканов — о том, как поднимался на вершины Эльбруса и Казбека
Он никогда не занимался альпинизмом или скалолазанием. Не увлекался спортом и вообще боялся высоты. Честно говорил, что ленив и крайне осторожен. Как при всех этих обстоятельствах 41-летний Хасен Самарканов смог покорить горные пики Кавказа?
— Это правда: я не альпинист, не спортсмен и вообще никогда не имел отношения к спорту. Еще несколько лет назад я был далек от авантюризма, — рассказывает нам Хасен Самарканов. — Признаюсь, меня всегда тянуло в походы. Но один, сам по себе никуда ведь не пойдешь. Нужны компаньоны, попутчики, соратники... не знаю, какое слово подобрать. В общем, нужны те, кто с тобой на одной волне.
Впервые такие люди в жизни Хасена появились в 2014 году.
— Я познакомился с Иваном Евдокимовым. Он прекрасно знает красивейшие места нашей области. Таинты, Риддер, Сибины, Карагужиха, Катон-Карагайский район. У нас сложилась небольшая команда, человек пять, и мы стали отправляться на велопрогулки.
Первое восхождение в гору было в окрестностях Риддера. Нужно было подняться на "пик Ворошилова".
— Я не поднялся. Все смогли, а я — нет. И не так уж высоко это, но по "сыпухе" — сложно, — объясняет Хасен. — Это сейчас я вешу около 85 килограммов, а тогда весы показывали отметку 95. Я вообще был довольно "рыхлый", нехуденький товарищ.
Хасен улыбается. Говорит, что это неудавшееся восхождение подстегнуло его. Показало, куда нужно двигаться. Вперед. Наверх, в гору.
Когда от восторга захватывает дух...
Хасен Самарканов решил, что спортивная подготовка в горах будет не лишней. Решил ходить в бассейн. Начал ездить на велосипеде. Не просто в свое удовольствие — "один раз в пятилетку". Хасен стал ежедневно приезжать на работу на двухколесном транспорте. А ехать не близко: с Аблакетки — в Согру. Это 25 километров в одну сторону. Ну и, соответственно, столько же — в другую.
По выходным начались велопоходы с ночевкой и восхождением на горные высоты области.
— Я стал втягиваться. Знаете, какое неповторимое ощущение смотреть на мир с горной вершины? Дух захватывает! Хочется кричать! — объясняет Хасен. Он объясняет то, что передать словами почти невозможно.
Чуть позже познакомился с теми, кто любит заснеженные зимние склоны.
— Михаил Магомадов, Павел Ляпунов, Иван Леонов — они умеют и любят кататься на лыжах, сноуборде, — говорит Хасен Самарканов. — Мы стали кататься вместе и устраивать ски-туры.
Умный в гору не пойдет?
Хасен Самарканов вместе с командой, которая покоряет горы |
— Еще чуть позже в нашей команде появился профессиональный альпинист Андрей Мишако. Летом он работает на Памире гидом, — рассказывает Хасен. — Так мы стали приобщаться к альпинизму. Андрей устраивал для нас учебно-тренировочные маршруты: "Три Брата" и "Трудовые резервы" в окрестностях Риддера. Поднимались на вершину Беркут-аул в Катон-Карагайском районе. Позднее через Андрея судьба свела меня с еще одним необыкновенным человеком. С настоящим горным гидом, альпинистом и горнолыжником — Екатериной Коровиной. Она — наша нянька над облаками.
— У меня часто спрашивают, не боялся ли я раньше высоты? Боялся, — говорит Хасен. — Я и сейчас боюсь. Однако это не мешает мне подниматься в гору. Главное — не оглядываться назад...
Горы теперь не отпустят
Летом прошлого года свой отпуск Хасен провел на вершине горы Эльбрус (5642 метра над уровнем моря).
— Если кто-то думает, что Эльбрус — "самый лёгкий пятитысячник", то это не так. Любая гора — это смертельный риск, и этот риск перемножается на высоту, погоду и ваш опыт. В общем, на Эльбрусе было очень непросто, — сухо резюмирует Хасен. — Но это восхождение стоило того.
Было лето, июль, однако на вершине Эльбруса — зима. И яркое коварное солнце, которое отражается от снега. Жуткая вещь, как оказалось, и защитный крем не помог.
Вот так выглядело лицо Хасена после восхождения на Эльбрус. Июль 2017 г., Новосибирск, по дороге домой |
— Мое лицо не просто загорело, кожа на носу, щеках, подбородке безнадежно "сгорела до тла". Но это было что-то невероятное. Это зрелище невозможно не сфотографировать, — с улыбкой вспоминает Хасен.
Когда он вернулся домой, все спрашивали: "Как отдохнул?".
— Шикарно. Я оставил на склоне все силы, эмоции, — рассказывает Хасен. — Меня мутило на высоте, болела голова, ног от усталости просто не чувствовал. Я выложился там на полную катушку. Но это такая встряска, такой адреналин! В горах особенная энергетика. Те, кто был, знают: горы так просто не отпускают. Они потом все время тянут к себе.
Ура! Мужики, с горой!
В этом году конец августа Хасен провел на Казбеке. Живописные подножия и ледяная вершина.
— Мы были там с 25 августа по 2 сентября. Стартовали 29 числа в два часа ночи. Погода там в горах быстро меняется, и нужно успевать "ловить момент", — объясняет Хасен. — После приезда толком поспать не получалось, бессонница и головная боль — это проявления аклиматизации. Накануне восхождения мы рано легли, но кроме гидов никто не уснул — все по той же причине. Я с трудом представлял, как в таком состоянии идти по сложному рельефу, да ещё и на высоте? Но встали на тропу — и вроде ничего, потом разошелся... Конечно, дико устал. Мы поднимались в гору по камням, льду и снегу с двух часов ночи до 9.20. А потом еще пять часов шли обратно, спускались с горы.
О чём говорят мужчины
— Отпуск, после которого не чувствуешь ног. Вот это настоящий отпуск! — уверен Хасен.
Он выкладывает в инстаграме фото и видео своих восхождений в горы. Есть снимки и ролики прямо с вершины Казбека. Знаете, о чем говорили уставшие напарники Хасена, только что поднявшиеся на величайшую гору Кавказа?
Цитируем дословно комментарии в Инстаграме:
"Вернусь домой, буду в туалет на машине ездить!".
"Всегда обещаю себе, что спущусь с горы и ВСЁ, буду дома сидеть, крестиком вышивать!"
"Я чуть не сдох на горе. Пойду ли еще? Конечно".
— Горы не отпускают, — с улыбкой говорит Хасен. — Каждый раз думаешь, что впечатлений и эмоций от этого восхождения тебе хватит надолго. Но проходит время, и ты снова собираешься в поход...
Сидеть дома и вышивать крестиком не получается.
Ирина Краскова
Фото из личного архива Хасена Самарканова