У жительницы Усть-Каменогорска длина волос составляет две трети от её роста
Рост Жанат Оспангалиевой небольшой, метр пятьдесят семь. А длина волос — 105 сантиметров. У девушки никогда не было короткой стрижки. И делать ее Жанат не собирается. Достаточно того, что раз в год она подстригает концы волос. Сколько резинок, заколок, расчесок должно быть в ходу, чтобы справиться с метровыми волосами? И почему Жанат Оспангалиева старается не демонстрировать свою богатую прическу, а, наоборот, предпочитает прятать, узнавал корреспондент YK-news.kz.
Жанат Оспангалиева родом из села Аккайнар Катон-Карагайского района. В 2004 году она закончила школу и приехала в Усть-Каменогорск поступать в медицинский колледж. Мечтала стать медсестрой. Но для поступления на грант не хватило всего шесть баллов. Пришлось пойти на биологию, заочно. Училась и одновременно работала.
— Была кондитером в кафе, кондуктором автобуса на маршруте № 6. Меня, кстати, многие работодатели запоминали именно благодаря длинным волосам.
— Тяжело с ними справляться?
— Отвечу вопросом на вопрос, — улыбается Жанат. — Как думаете, сколько у меня "причиндалов" для ухода за волосами? Для создания причесок? Перечисляю: шампунь, расческа и одна резинка. Всё! Честное слово. Посмотрите на мой хвост? Он завязан самой простой обычной резинкой. И она у меня — в единственном экземпляре. Никаких шпилек, заколок у меня нет. И никогда не было. Мне это неинтересно.
Жанат совершенно равнодушна к кропотливому уходу за волосами. Она помнит, как этот самый уход выглядел в ее детстве. Голову мыли в бане один раз в неделю — хозяйственным мылом. На два раза. И волосы были намного гуще, чем сейчас.
— Даже не помню такого, чтобы на расческе оставались волосы. Возможно, влияет экология: я выросла в Катон-Карагайском районе, там другой воздух, другая вода, — рассуждает Жанат. — Когда я училась в школе, голову мыла уже шампунем. Но также всего раз в неделю. Спасибо маме и сестре, которые помогали расчесывать мою шевелюру. В детстве мне казалось это безумно сложным. Сейчас-то, конечно, я приловчилась. Сушить волосы стараюсь полотенцем, феном пользуюсь в редких случаях, когда куда-то опаздываю.
— А долго сохнут метровые волосы?
— Нет, не особенно. Час-полтора.
***
Жанат уверена, что в ее длинных волосах виноваты гены. И у ее сестры, и у мамы тоже были длинные волосы.
— А сейчас?
— Сестра давным-давно сделала стрижку. А вот мама за свою жизнь не подстригала волосы ни разу.
— Есть ли среди ваших знакомых женщины, девушки, у которых были бы аналогично длинные волосы?
— Раньше таких было много. Сейчас уже никого не осталось, все подстриглись.
***
— Моя прическа — завидное постоянство. Всегда делаю хвост.
— Почему?
— А что еще можно сделать с метровыми волосами? Косу плести неудобно, получается кривой. Я, конечно, иногда заплетаю — но исключительно для дома, когда мне предстоит уборка, мытье полов. Никаких шпилек на голове я не люблю. С распущенными волосами такой длины никуда не пойдешь, неудобно.
Косы замечательно плетет мать Жанат Оспангалиевой. У нее в этом деле колоссальный опыт. Она каждый день 11 лет подряд заплетала дочери в школу строгую косу. Лишь на выпускной Жанат впервые в парикмахерской сделала прическу. Кстати, далеко не каждый мастер возьмется работать с ее волосами. Было несколько случаев, когда парикмахеры качали головой и отказывались.
— Многие говорят, что у меня красивые волосы и они в любом виде смотрятся шикарно. Но иногда все-таки хочется какого-то разнообразия. Муж три года назад мне прямо сказал: "Измени в себе что-нибудь, но волосы — не подстригай!" Передо мной была сложная задача. Я противница того, чтобы красить волосы. А если не менять цвет, не менять длину волос, тогда что?! Я сделала челку.
— Вашему мужу нравятся длинные волосы?
— Очень. Ему жаль даже тогда, когда я подстригаю концы.
Длину волос оценил не только муж, но и свекровь.
— Раньше она жила вместе с нами и любовалась моей шевелюрой. Покупала мне специальные маски, бальзамы для ухода за волосами. Мне со свекровью безумно повезло, — улыбается Жанат. — Сейчас свекровь переехала в Астану, но у меня до сих пор осталась одна из специальных увлажняющих масок. Правда, я ею не пользуюсь, забываю…
***
— Вы когда-нибудь ходили с распущенными волосами?
— Раньше, еще до замужества. Сейчас, когда у меня уже двое сыновей (старшему восемь лет, младшему четыре), мне кажется, что распущенные волосы — это уже как-то несерьезно, — смеется Жанат. — Впрочем, это не основная причина. Главное, что я заметила такую тенденцию: когда все вокруг начинают разглядывать мои волосы, показывать на них пальцем, я начинаю себя плохо чувствовать. Поэтому я предпочитаю сейчас прикалывать булавки от сглаза, а в некоторых случаях даже прячу волосы.
— Куда?! Куда можно спрятать такую длину?
— Во внутренний нагрудный карман. Беру руками свой длинный хвост, со спины перекидываю на бок и убираю конец волос в карман куртки, жакета, пиджака.
— А бывает, что совершенно незнакомые люди делают комплименты или задают вопросы о ваших волосах?
— Бывает. Самое смешное, что мои длинные волосы чаще всего не дают покоя даже не женщинам, а мужчинам! Вот вам недавний пример. Сижу в кафе с подругой и чувствую, как за соседним столиком меня кто-то, не стесняясь, разглядывает. Оглядываюсь: мужчина среднего возраста. Через какое-то время он подходит ко мне и шепотом спрашивает: "Скажи честно: у тебя волосы свои?!"
Жанат смеется и говорит, что именно представители сильного пола обычно не верят, что настоящие подлинные волосы могут быть метровой длины.
***
Вообще, чаще всего Жанат прятала волосы, когда работала кондуктором автобуса. Людей много, притягивать к себе взгляд каждого пассажира не хочется. Да и неудобно с длинными волосами, развевающимися по салону автобуса.
— На эту тему был такой интересный случай. Я обычно всегда убирала волосы в карман куртки. Удобно, не мешают обилечивать пассажиров. Но однажды я совсем об этом забыла. Торопилась. У кондукторов работа ведь такая: ложишься спать в 12 ночи, а встаешь в три утра. И вот иду я по битком заполненному автобусу, обилечиваю пассажиров, а потом оглядываюсь и вижу: мужики стоят и плюются от моих волос! Была зима, люди в верхней одежде, волосы магнитились и попадали прямо в лицо пассажирам.
— Сколько лет вы проработали кондуктором?
— Три года.
— Не хотели обстричь волосы, чтоб не мешали работать?
— Нет. Мои волосы стали причиной знакомства с моим будущим мужем. Он был водителем, но на междугородних маршрутах. То есть мы работали в одном автопарке, но совершенно в разных направлениях. Единственное, где мы пересеклись — это во время прохождения утреннего медосмотра перед выходом на рейс. Муж признавался потом, что если бы не мои длинные волосы, он бы не подошел знакомиться.
***
Жанат по специальности не работает. Биологом не стала, это не ее. Она стала водителем. Третий год Жанат за рулем. Говорит, устала ездить на общественном транспорте из Ахмирово в город с маленькими детьми. Тяжело, долго, а машина зачастую стоит без дела возле дома. Муж пользуется служебным авто.
Соседи называют ее механиком с длинной косой. Она действительно вникает во все нюансы ремонта автомобиля.
— Супруг без меня машину ремонтировать не начинает. Зовет: "Пойдем мотор разбирать, посмотришь — знать будешь".
И она действительно уже многое знает. По звуку понимает, что и где в машине стучит.
— Если еду в такси, с трудом сдерживаюсь, чтобы не сказать водителю: "Проверь тормозные колодки". Мужчины не любят, когда женщины начинают "умничать", — объясняет Жанат. — Поэтому у меня позиция такая: знаю, но помалкиваю. Однако если что-то случится на дороге с моим автомобилем, я не растеряюсь.
— Колесо сами сможете поменять?
— Конечно.
— И длинные волосы не помешают?
— Ничуть.
— А в каких ситуациях метровый хвост все-таки мешает?
— Если сесть на свои волосы — тогда голову вниз не опустишь! И еще неудобно, когда муж или ребенок ночью уснут на моих волосах. Приходится потихоньку вытягивать из-под них: тянешь-тянешь свои волосы, вытянуть не можешь! — смеется Жанат.
Ирина Краскова
Фото автора