Зачем пенсионер из Усть-Каменогорска поселился на «необитаемом острове»
В 63 года он впервые встал на горные лыжи. Сейчас Владимир Ильичев спокойно делает по 25 - 30 спусков с горы. И из теплой квартиры зимой отправляется жить на дачу. Туда, где нет телевидения, сотовой связи, интернета и даже дров.
Вообще-то Владимир Ильичев всю жизнь проработал электриком. В свободное от рабочих смен время он всегда куда-то направлялся: на сплав по рекам, в поход к Белухе, на стройку собственного дома, в горы — с тяжелым рюкзаком, палатками и детьми.
И всё получалось как-то попутно.
— К примеру, работал я на конденсаторном заводе. А там нас, работников цехов, направляли на соревнования по спортивному ориентированию, — вспоминает Владимир. — Так вот и начал заниматься, понравилось. Правда, продолжалось это недолго, года три. Потом мы с женой занялись строительством дома. С нуля, с фундамента.
Потом как-то попутно занялись водным туризмом. Владимир Ильичев стал сплавляться по Убе, Бухтарме, горной Ульбе, Курчуму.
3атем стал страстным туристом. Побывал в самых отдаленных и самых красивых местах Восточного Казахстана. От Риддера и Поперечки до Маркаколя, Рахмановского озера и Белухи.
— У меня было два брака, шестеро детей, — рассказывает Владимир. — Конечно, я часто брал с собой ребятишек — и в походы, и на сплавы. Двое сыновей занимались горными лыжами, но я в то время не катался. Хотя среди моих друзей-сплавщиков были горнолыжники. И они даже как-то уговорили меня попробовать. Дали снаряжение, затащили на склон, а дальше — каким бывает первый спуск у любого новичка? Я кувыркнулся, навернулся, упал, еще раз упал. В общем, мне не понравилось. И больше я на лыжах в гору не лез. А вот пешком побывал на многих склонах. Десять раз ходил в окрестностях Белухи.
***
Когда Владимир Ильичев вышел на пенсию, он сначала сильно поправился. Никогда прежде он не весил больше 70 килограммов. А тут — 85.
— Как это получилось? Очень просто: началась жизнь без ежедневных рабочих будней. У меня появилась масса свободного времени, — вспоминает Владимир. — Я с радостью устроился перед телевизором, стал часами смотреть хоккей, футбол и даже сериалы! Конечно, набрались лишние килограммы. Мне стало тяжелее двигаться, подниматься по ступенькам. Никогда я не чувствовал себя физически так отвратительно, как после выхода на пенсию.
А потом в одном из спортивных магазинов Владимир случайно увидел зеркальные лыжи. Они ему безумно понравились. И он их купил.
— Да, наверное, это безрассудно. Я приобрел лыжи и прочее обмундирование, хотя вообще не умел кататься. Но у меня появился прекрасный стимул, чтобы научиться, — говорит Владимир.
Он стал почти ежедневно ездить на туристические базы. Друзья-лыжники провели вводный инструктаж. А затем мужчина стал уже сам оттачивать навыки. Конечно, не без падений. Однажды кубарем катился так, что ударился головой о бетонный столб. С тех пор стал кататься только в шлеме.
За полтора месяца он стал горнолыжником. Ему было тогда 63 года.
Сейчас — 69. То есть катается Владимир последние шесть лет. Раньше ездил по будням каждый день. Сейчас, как правило, два раза в неделю. И это при том, что у него нет автомобиля. Каждый раз по утрам он отправляется в "Алтайские Альпы" на служебном автобусе, который везет сотрудников базы на работу. Весь день Владимир катается, а вечером ищет попутчиков, с которыми возвращается в город.
Когда есть желание — возможности всегда находятся.
За день пенсионер делает на лыжах примерно 25 - 30 спусков с горы. Это много. И это то количество, при котором ноги пенсионера чувствуют себя комфортно.
— Однажды я решил проверить, сколько максимально раз я смогу скатиться с горы, — с улыбкой вспоминает Владимир. — То есть решил кататься до победного, пока ноги еще в состоянии ехать. Сразу оговорюсь, что речь идет именно о второй канатной дороге "Алтайских Альп". Я сделал тогда 63 спуска с горы. Честно признаюсь, что после этого ног я почти не чувствовал. Мышцы болели еще несколько дней. Поэтому у меня больше не возникает желания повторять собственный рекорд.
***
Два года назад у Владимира родилась другая экстремальная идея. Он решил отправиться в турне по разным странам. Передвигаться по намеченному маршруту мужчина собирался пешком и автостопом!
— Не знаю даже, что бы из этой затеи вышло, — улыбается мой собеседник. — Но жизнь распорядилась иначе: я познакомился с удивительной женщиной. И влюбился! Да, мне было тогда 67 лет. Моя избранница, Ирина, — на год младше. Теперь мне совсем не хочется уезжать надолго из дома. Тем более в далекие поездки по неизвестным странам.
Вместо этого Владимир со спутницей купили дачу. Даже не дачу, а заброшенный домик с заросшим огородом.
— Это в сторону Зыряновска, недалеко от Ермаковки и Огневки, — поясняет Владимир. — Огород был запущенным, последние лет пять грядки здесь никто не садил. Домишка — всего 16 квадратов, и в нем не было электричества. Чтобы поймать сотовую связь, нужно пройти минимум километр.
Сначала мужчина наладил электричество — от солнечных батарей. Вместе с Ириной сделали в доме ремонт, утеплили стены. И решили там зимовать.
Соседи смотрели на них с удивлением. Зачем?! Ведь в теплой квартире намного комфортнее! Некоторые даже заподозрили воровской умысел и приезжали каждую неделю с проверкой: цела ли их дача по соседству?
— А мы, наоборот, всю зиму выступали как сторожа. Чистили снег, каждые три дня ходили в лес за сухостоем, — объясняет Владимир. — Мы жили словно на необитаемом острове: ни людей вокруг, ни цивилизации. Знаете, как здорово проходили вечера без телевизора и интернета! Затопим печь — такое тепло в доме, такой уют. И сидим разговариваем. Читаем, разгадываем кроссворды.
Рядом с дачей — Иртыш. Зимой он превращается в шикарный каток. Грех на такой лед не выйти!
Конечно, Владимир обзавелся коньками. И ничего, что 40 лет не катался. Встал — и не поехал. Упал. Второй раз упал. А потом ноги всё вспомнили и сами заскользили по льду.
Этой зимой Владимир с Ириной тоже часто бывают на даче. Приезжают и живут недели две — пока подчистую не закончатся продукты. Потом возвращаются в город.
Они уже сейчас строят планы на весенне-летний период. Хотят сделать беседки, лавочки, посадить деревья.
***
— Я никогда не был экстремалом: даже по рекам мы сплавлялись всегда с минимальным риском. Я не был профессиональным спортсменом, туристом — просто любителем, — объясняет Владимир. — Я люблю шевелиться, двигаться, куда-то направляться. Что-то придумывать и изобретать. Всем известный лозунг "Движение — жизнь" для меня не просто слова.
Он говорит, что есть беспроигрышный способ борьбы со старостью и хандрой. Нужно просто отправиться на природу. Необязательно на лыжах или коньках. Необязательно на Белуху. Можно просто пешком прогуляться по окрестностям Горной Ульбинки.
— Попробуйте, — улыбается Владимир. — Кто знает, быть может, после этого вам тоже захочется встать на лыжи или сноуборд. Необязательно становиться профессионалом. Можно быть просто любителем.
Мужчина мечтает сделать у себя на даче теплоснабжение, которое будет работать от ветрогенератора. Думаете, очередная экстравагантная идея? Нет, просто движение вперед. И стимул не лежать на диване.
Ирина Краскова