О профессии кинолога, оперуполномоченного и криминалиста
Сотрудники полиции неустанно несут службу во имя общественного порядка. Однако рассказывать о своей работе они не любят и в разговорах предпочитают не углубляться в нюансы и тонкости профессии. Накануне Дня казахстанской полиции корреспондент YK-news.kz взял интервью у тех, кто ежедневно вносит свой вклад в борьбу с преступностью в Восточно-Казахстанской области.
Лицом к лицу с преступностью
О тонкостях работы оперативных сотрудников мы узнаем по большей части из сериалов. С экранов нам транслируют вопиющие преступления, захватывающие дух расследования и опасные задержания. Но для оперуполномоченного капитана полиции Абзала Беккалиева все это — будничная реальность.
Абзал Аскарулы работает в управлении полиции города Усть-Каменогорска с 2014 года. Он — сотрудник отдела по раскрытию преступлений против личности.
— Моя основная функциональная обязанность — выявление, раскрытие и предупреждение преступлений, помощь следственному отделению. Наш профиль — тяжкие и особо тяжкие преступления. Сюда относятся массовые драки, драки с применением холодного или огнестрельного оружия, изнасилования и убийства, — рассказывает собеседник.
Абзал Беккалиев уверен, что оперативный сотрудник должен быть влюблен в свою работу. В противном случае ненормированный рабочий день, высокий уровень стресса и внутренние переживания быстро приведут к профессиональному выгоранию.
— Бывает такое, что спокойно спишь дома, а тебя среди ночи вызывают на преступление, чтобы раскрыть его по горячим следам. Выезжать надо незамедлительно. Порой вызывают в моменты, когда находишься на семейном торжестве или занимаешься личными делами. Но мои близкие и друзья к этому привыкли, относятся с пониманием, — делится Абзал Беккалиев.
Однако не только ненормированный график выматывает оперативных сотрудников. Как объясняет сам Абзал Аскарулы, иногда даже во время отдыха мысли о работе не покидают ни на секунду.
— Такое часто бывает с преступлениями, которые мы долго не можем раскрыть. Например, в моей практике был случай. Убили женщину. Мы проработали все версии, но не смогли выявить убийцу. Я думал об этом не переставая. Прокручивал в голове различные варианты, отрабатывал версии с различными подозреваемыми, пытался понять, что мы упустили, — передает свои ощущения оперуполномоченный. — И все же в итоге это преступление было раскрыто.
А вот о самих задержаниях Абзал Беккалиев рассказывает мало. Для него они — просто часть работы. И бравировать этим капитан полиции не хочет.
— Момент задержания — это очень эмоциональный момент. Но словами объяснить сложно, здесь можно лишь ощутить на себе. Страха, конечно, нет. Однако адреналин присутствует, — делится собеседник. — Помню, как в начале карьеры участвовал в задержании преступников, которые незадолго до самого задержания открыли огонь по моим коллегам, сотрудникам полиции. Часто люди оказывают сопротивление, пытаются бороться, предпринимают попытки убежать.
Помимо задержаний, в работе Абзала Беккалиева есть множество других, не менее экстремальных моментов. Капитан полиции с улыбкой признается, что иногда страх все-таки просыпается, причем вовсе не из-за встречи с преступниками.
Но все это мелочи по сравнению с тем, что чувствует сотрудник оперативного отдела, когда ему удается раскрыть преступление прошлых лет и восстановить справедливость. Ведь в такой момент окупаются все вложенные силы, время и переживания.
И в службу, и в дружбу
Обнаружить наркотические вещества, взять след преступника и раскрыть кражу? Все это под силу служебным собакам. Но мало кто знает о том, что за каждым успехом четвероногого сотрудника стоит кинолог, без помощи которого собака просто не сможет отработать задание. Начальник центра кинологической службы департамента полиции ВКО капитан полиции Омирзак Касаинов рассказал о своей необычной и интересной профессии.
— Я рос в деревне, и собак у нас было много. Любил играть с ними, дрессировать. Но тогда я даже не знал, что существует профессия "кинолог". По стечению обстоятельств в армии я попал в кинологическое подразделение, и меня это увлекло, — вспоминает Омирзак Серикбаевич.
В департаменте полиции ВКО наш герой работает с 2006 года и точно знает, что главное в работе с собакой — дать правильную мотивацию.
— Некоторые собаки любят вкусно поесть. Другие любят поиграть. И к ним уже нужен разный подход. Дрессировкой занимаются наши сотрудники, у нас есть старшие инспекторы-кинологи, — объясняет Омирзак Касаинов.
Абсолютное взаимопонимание кинолога и служебной собаки — залог успешной и продуктивной работы. Четвероногий сотрудник не действует в одиночку. Его всегда направляет человек.
— В первую очередь кинолог выясняет обстоятельства происшествия и осматривает место. Затем он пытается понять, как действовал и перемещался преступник. И только после этого можно применять собаку. Собаке же не объяснить, что нужно искать след злоумышленника. Животное берет самый яркий запах и отрабатывает, — уточняет Омирзак Серикбаевич. — Фильмы формируют у людей неправильное представление о нашей работе. Если на полу остается отпечаток, это не означает, что он сохранил запах преступника. Отпечаток, скорее, будет служить ориентиром для кинолога и позволит правильно применить собаку.
Если тандем собаки и человека сложился, можно ждать отличных результатов, считает Омирзак Касаинов:
— Мы успешно раскрываем преступления с помощью собак. Например, не так давно обокрали магазин электротоваров. Действовал злоумышленник аккуратно, и сотрудники полиции не могли определить, как он проник в помещение. Выглядело все так, словно он открыл дверь, свободно зашел и вышел. Но кинолог применил собаку и определил, что преступник проник в помещение через окно. Далее подключились эксперты-криминалисты, которые обнаружили следы. Дело было успешно раскрыто.
Но работа на месте происшествия — далеко не единственный метод в арсенале кинологов. К примеру, если взломщик оставил в квартире орудие взлома или взялся за дверную ручку голыми руками, на поверхности останется его запах. С помощью специального впитывающего абсорбента запах изымают и консервируют. И когда в деле появится подозреваемый, собака сможет определить, идентичен ли запах злоумышленника и подозреваемого.
Таким образом, полное взаимопонимание между кинологом и собакой поможет все сделать верно и достигнуть нужного результата.
Покажите ваши пальчики
Денис Глебов может обнаружить улики даже там, где их, казалось бы, просто нет. Он занимает должность старшего криминалиста оперативно-криминалистического отдела управления полиции Усть-Каменогорска.
Наш герой попал в полицию из сферы гражданской. Имея юридическое образование, он захотел попробовать себя в качестве следователя, а затем перешел в подразделение по работе с несовершеннолетними. В 2011 году увлекся криминалистикой и решил остаться в этой области навсегда.
Криминалисты фиксируют местоположение улик с помощью фотоаппарата, снимают отпечатки пальцев, исследуют следы подошв обуви и протекторов транспортных средств, следы взломов и биологических жидкостей. У Дениса Глебова, как и у его коллег, есть чемоданчик со всеми необходимыми инструментами. Там неизменно хранятся линейка, лента для снятия отпечатков, различные реагенты, специальные порошки и прочие принадлежности, которые гражданскому человеку незнакомы.
Денис Сергеевич объясняет, что основная его работа — это дактилоскопия (способ опознания человека по следам пальцев рук, основанный на неповторимости рисунка кожи — прим. ред.). Сколько "живут" отпечатки пальцев? На этот вопрос, по словам криминалиста, однозначно ответить нельзя. Все зависит от физиологических особенностей конкретного человека и окружающей среды, а также от поверхности, на которой остались "пальчики".
— Бывает такое, что человек вовсе не оставляет отпечатков пальцев, так как кожа у него сухая и потожировое выделение нарушено. А на днях я выехал со следственной группой на кражу, снял отпечаток пальца со стекла. Когда проверил его по базе, выяснилось, что он принадлежит человеку, скончавшемуся два года назад. Так что бывает по-разному, — уточняет криминалист.
А вот на вопрос о том, можно ли снять "пальчики" с кончика иглы, Денис Глебов отвечает с улыбкой. Сделать это, по словам специалиста, невозможно.
— Достаточно сравнить палец и поверхность кончика иглы. На иголке просто не поместится рисунок отпечатка. Так что когда в фильмах показывают криминалистов, снимающих улики со стебля цветка или крошечной пуговки, это все сказки, — говорит наш собеседник.
Как заявляет Денис Глебов, невозможно совершить преступление и не оставить следов, даже если злоумышленник работал в перчатках и крайне аккуратно. Но криминалисту важно как можно раньше попасть на место происшествия, ведь качество и информативность улик через несколько часов и несколько недель после совершения преступления будут сильно разниться.
— Помню один очень интересный случай. Злоумышленник бросил угнанный автомобиль. При осмотре места стало понятно, что он работал в перчатках. Расстроился, но надо продолжать работать. В итоге обнаружил скотч, который преступник, скорее всего, хотел использовать для обмотки проводов. Так вот попробуйте воспользоваться скотчем в перчатках. Получится? У злоумышленника тоже не получилось, и он снял перчатки. В результате я все-таки снял его отпечаток, — вспоминает Денис Глебов. — Но по этому делу был еще один любопытный момент. Для того чтобы не прорабатывать множество отпечатков, я сделал дактокарту отпечатков владельца машины. А когда внесли карту в базу, выяснилось, что эти отпечатки полностью идентичны "пальчикам", которые мы за несколько лет до указанных событий сняли по другому преступлению. Вот так неожиданно раскрыли сразу два дела.
Елизавета Седых
Фото Виктора Абакумов