Спасёт ли детей от педофилов ужесточение наказания
Вот уже три года в нашей стране поступательно реформируют уголовное законодательство в части половой неприкосновенности несовершеннолетних. Этот вид преступлений теперь относится к категории тяжких и особо тяжких. Посягнувший на ребёнка отныне содержится только в колонии максимальной безопасности, не может рассчитывать на помилование или выход на свободу досрочно. Как новые изменения в законодательстве защищают детей от развращённости взрослых? Кто чаще всего совершает преступления полового характера против несовершеннолетних в ВКО? В каком случае дети могут стать жертвой насильника, изучал корреспондент YK-news.kz.
Омерзительно и типично
Все имена героев этой истории изменены.
Кате было шесть лет, когда в жизни мамы появился дядя Толя. К отчиму девочка не ревновала. Потом родился Андрюшка, и жить стали уже вчетвером, в доме у дяди Толи. Своей квартиры у Кати с мамой не было. Мама была выпускницей детдома.
Когда девочке исполнилось 12 лет, дядя Толя сделался с ней особенно нежен. Часто сажал к себе на колени, гладил по бёдрам и груди, говорил, что она красивая. Так продолжалось примерно год, а потом отчим перешёл к другим ласкам. Было неприятно и больно, но дядя Толя сказал, что так и должно быть, поэтому Катя не жаловалась. Она думала, что всё происходящее с ней правильно. Ведь мама тоже, кажется, это видела, но ничего не говорила. Только в шестнадцать лет до девушки начало доходить, насколько это противоестественно. Она обратилась в полицию. На суде родительница встала на сторону дяди Толи. Несмотря на это, преступник не избежал наказания…
Эта отвратительная история произошла в одном из городов ВКО несколько лет назад. К сожалению, всё, что случилось с девочкой — типичная картина для такого рода преступлений в нашей области. По данным департамента полиции ВКО, только в 2021 году зарегистрировано уже 35 уголовных дел в связи с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Из них изнасилования совершили один сожитель матери, два соседа, двое родственников и четверо знакомых семьи. Насильственные действия сексуального характера осуществили один отчим, один сожитель матери, два родственника и один знакомый. Из четырёх фактов развращения малолетних один на совести отчима, другой — сожителя матери, ещё по одному совершили родственник и близкий знакомый мамы.
— В основном мы рассматриваем дела, где жертва знакома с насильником, — комментирует судья судебной коллегии по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда Айжан Абуова. — Либо это друг семьи, родственник, отчим или даже отец. Эти преступления совершают главным образом мужчины, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками, часто безработные или шабашники. Жена тоже чаще всего злоупотребляет спиртным. Либо она постоянно на работе, дети остаются с мужчиной. Часто женщина занимает пассивную позицию в воспитании детей и в отношении сожителя. Условия для совершения преступления: ребёнок надолго остаётся один с мужчиной, и этот мужчина ничем не занят. В основном это касается ситуаций, когда в семью приходит другой мужчина, а у женщины имеется дочка или сын. Ребёнок для него по крови чужой.
На страже детства
Поручение ужесточить наказание за сексуальные преступления, в частности против несовершеннолетних, дал Президент РК Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года. Основная масса изменений и дополнений в уголовное законодательство вступила в действие с 1 января 2020 года.
— Усилились наказания за изнасилования, действия сексуального характера, развращение малолетних, — поясняет Айжан Абуова. — По всем статьям, где имеется квалифицирующий признак "в отношении малолетнего или несовершеннолетнего", увеличились сроки. Если нижний предел был от пяти лет, то стал от семи; был от 10 лет, стал от 12. Ужесточилось пожизненное лишение права заниматься работой, связанной с несовершеннолетними. По некоторым статьям предусмотрено пожизненное лишение свободы.
Согласно новому законодательству, отчим нашей героини мог бы получить 20 лет, а то и вовсе сесть пожизненно. Такое наказание предусмотрено за насилие против детей до 14 лет.
Изменения предусматривают ответственность и для тех матерей, которые знают, что их дитя подвергается насилию, но не сообщают об этом. Чаще всего эти женщины находятся в экономической зависимости от сожителя и предпочитают сохранить имеющиеся блага, жертвуя ребёнком.
— Есть тенденция, что матери становятся на сторону мужей, — признаёт старший следователь по особо важным делам следственного управления подполковник полиции Лариса Воробьёва. — Но сейчас законодателем введена ответственность за недонесение о совершении особо тяжкого преступления. И если во время следствия установлено, что женщина знала, то однозначно выделяем в отношении её материалы и возбуждаем уголовное дело. Санкция по этой статье — ограничение свободы на срок до шести лет либо лишение свободы на тот же срок. Если такой факт установлен, мать исключают из числа законных представителей, чтобы она не могла воздействовать на дочь, заставлять потерпевшую давать другие показания.
Даже если молчаливое попустительство матери не закончится реальным сроком, она может утратить родительские права по решению суда.
— По женщинам, которые занимают позицию против своих детей, суд может выносить частное постановление о лишении родительских прав, определении ребёнка в детский дом, назначении опекуна или попечителя, — комментирует судья Айжан Абуова. — Это право суда — обращаться в орган опеки, чтобы защитить детей.
В юбке и погонах
Ещё одним способом защиты малолетних и несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений против их половой неприкосновенности, стало введение с 25 февраля 2021 года специализации женщин-следователей для расследования преступлений подобной категории. По сведениям ДП ВКО, в настоящее время на территории области постоянно действуют следственно-оперативные группы, в состав которых вошли следователи, сотрудники криминальной и ювенальной полиции, криминалистических подразделений — преимущественно женщины.
— На данной должности я работаю с сентября 2011 года, — рассказывает старший следователь управления полиции города Усть-Каменогорска майор полиции Дана Сембаева. — С 2014 года в моём производстве уже находились уголовные дела, связанные с половой неприкосновенностью несовершеннолетних. Сложность работы в том, чтобы найти психологический подход к ребёнку, приблизиться к нему. Чтобы малолетний или несовершеннолетний доверял следователю, давал показания. Если он, допустим, пять лет не рассказывал матери, то как он раскроется незнакомой тёте. Нужно быть психологом. С нами проводят занятия, обучают, как допрашивать, какие вопросы ставить.
В ВКО женщины-следователи разбирают эту категорию дел уже не первый год. Сегодня этот корпус существенно усилен.
— Женщины в таких вопросах оказываются более эффективны, — подтверждает Лариса Воробьёва. — Они более тонко чувствуют психологическое состояние жертвы. Даже при чтении заявления они могут заметить моменты, говорящие, лжёт ли потерпевшая или факт действительно имел место. Например, малолетняя девочка, в силу своего возраста, не может назвать дату события, но если она описывает орудие преступления с какими-то его особенностями, то она просто видела его.
"Незнакомый дяденька"
Не так давно в одном из усть-каменогорских пабликов появилось тревожное сообщение:
"Во двор на Орджоникидзе, 43 приезжает мужчина. С пятого этажа не удалось разглядеть лицо. Около недели приезжает во двор на велосипеде и стоит, смотрит на детей. Сегодня моя дочь семи лет играла одна во дворе. Я выглянула в окно. Этот парень стоял рядом и что-то ей рассказывал. Я позвала её домой, он как услышал мой голос быстренько развернулся и стремительно ушёл со двора..." (орфография и пунктуация автора сохранены).
Мы поинтересовались у правоохранителей, как следует поступать свидетелям подобной ситуации.
— Случаев, чтобы ребёнка уводили посторонние, у нас за последнее время не было, — комментирует Лариса Воробьёва. — Надо понаблюдать, что это за человек. Если он действительно просто приходит и смотрит, не общаясь, то надо обращаться не в соцсети, а в полицию. Ничего страшного, если к нему подойдёт участковый и проверит документы, выяснит. Да, может быть, это окажется отец, который не может приближаться, потому что идут суды. Полицейский это выяснит. Сейчас все зациклены на соцсетях. Но это не так эффективно, как звонок в правоохранительные органы. А то пока вы в соцсети пишете, человек возьмёт малыша и уведёт. Есть определённые правила поведения, которые мы должны прививать ребёнку: не ходи с незнакомыми, не бери конфетку и так далее. Если дети растут в благополучной семье, где всё стабильно, добродушное общение, они будут доверять людям. Родителям надо почаще разговаривать с детьми на эту тему. Ребёнок должен знать слово "нет!". Родители не разрешают — значит, он этого не должен делать. Сейчас детей балуют. Захотел ребёнок игрушку — получил. Предложили ему конфетку — и он пошёл за незнакомым человеком. Должны быть чёткие границы того, чего нельзя делать.
По данным областного суда, дела, связанные с тем, что ребёнок ушёл с незнакомым человеком и подвергся развращению, за последнее время в ВКО тоже рассматривались.
Письмо от Алена Делона
Следователи и судьи одинаково описывают портрет типичной жертвы сексуального насилия. Чаще всего это девочка-подросток, до которой нет дела её родителям или тем, кто отвечает за её воспитание. Помимо посягательств, с которыми дети сталкиваются у себя дома, по данным ДП ВКО, наиболее часто встречаются дела, связанные с вступлением в половой акт с лицами, не достигшими 16 лет (статья 122 УК РК). За текущий год в полиции зарегистрировано уже 16 дел такого рода. Это преступление ненасильственное, имеет место добровольный половой акт. Но более законным от этого оно не становится.
— Анализ показывает, что потерпевшими по этой статье являются девушки 14 – 15 лет, — рассказывает Лариса Воробьёва. — Они добровольно выходят на контакт в интернете с мужчинами, которые старше их, знакомятся, встречаются. Причём примерно в 70 процентах случаев вводят в заблуждение, говоря, что им уже есть 18 лет. Был у нас такой эпизод. Девочка в соцсети познакомилась с парнем. Ранее она была творческим ребёнком. Мама заметила, что она замкнулась, постоянно сидит в сотке. Залезла к ней в телефон и увидела переписку, где мужчина вызывает дочь куда-то. Часто подозреваемые психологически подавляют свою жертву. Когда начинается переписка, у девочки азарт: "Я в таком возрасте понравилась такому парню!" Там же на аватарке какой-нибудь Ален Делон. Он ей пишет: "Пришли обнажённую фотографию". Она присылает, а потом начинается шантаж: "Я отправлю это твоим знакомым, родственникам!" Хотя на самом деле он этих знакомых может и не знать. Если у жертвы возникает синдром вины за то, что с ней произошло, то впоследствии это может закончиться суицидом.
Следователи констатируют, что нередко родители, наткнувшиеся на переписку дочери в соцсетях с каким-то мужчиной, с испугу удаляют её, чтобы прервать этот контакт. Тогда как правильнее было бы сразу обратиться к правоохранителям, которые смогут в кратчайший срок установить личность преступника и пресечь его деятельность.
Даже секс по взаимному согласию с несовершеннолетней может обернуться для парня весьма крупными неприятностями, если следствие докажет, что он знал истинный возраст партнёрши. Статья 122 УК РК предусматривает ограничение или лишение свободы на срок до пяти лет. Если же это происходило неоднократно, незадачливый Ромео рискует "присесть" на 12 – 15 лет с пожизненным правом занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью.
— Как бы смешно и банально ни звучало, перед совершением сексуальных действий надо к девушке присмотреться, — предупреждает следователь Лариса Воробьёва. — Во-первых, круг общения. Прислушаться, о чём они говорят. Если о школе, то понятно, что несовершеннолетние.
По словам следователя, дело прекращается только в том случае, если доказано, что девочка ввела в заблуждение мужчину относительно своего возраста.
— Эти преступления латентные, вскрываются обычно так. Ищем загулявшую девочку и находим её с парнем. Обязательно проводим медицинское освидетельствование. Если экспертиза докажет, что был половой акт, дело однозначно направляется в суд. За исключением только тех дел, где парень тоже несовершеннолетний, здесь допускается примирение сторон, — говорит Лариса Воробьева. — Сейчас в судах такая тенденция, что по статье 122 дают лишение свободы. Даже в случае прекращения уголовного дела за примирением сторон в характеристике этот факт будет отражён. Мальчика ставят на учёт. Завтра он не сможет поступить в военное училище, стать правоохранителем. О некоторых профессиях придётся забыть навсегда. Если ты сталкивался с законом, пусть даже это закончилось для тебя благополучно, это всё равно отразится на дальнейшей жизни. Нынешние подростки живут так, словно фильм смотрят. Но в фильме им не показывают следующий кадр — какие последствия были у этого действия. А реальная жизнь продолжается, и эта ситуация никуда из неё уже не денется.
Неотвратимость
Государство принимает меры, чтобы более жёстко наказывать за насилие в отношении детей. Лица, осуждённые за педофилию, могут быть даже подвергнуты химической кастрации по приговору суда.
— Химическая кастрация у нас введена с 1 января 2018 года, — комментирует судья Айжан Абуова. — За это время решение о подобной мере судами первой инстанции было принято в отношении восьми человек. Из них одно постановление было отменено судом второй инстанции, а второе — Верховным судом. Не было основания назначать это наказание, поскольку подсудимый не был склонен к педофилии. В этом вопросе суд основывается на результатах судебно-психологической экспертизы, которая устанавливает, нуждается ли в лечении, химической кастрации или нет. Об эффекте данного вида принудительного лечения говорить сегодня рано.
За лицами, отбывшими наказание за тяжкие и особо тяжкие (в том числе и половые) преступления, устанавливается административный надзор сроком до трёх лет. В течение этого времени правоохранители ещё могут пресечь попытку совершения повторного преступного деяния. После погашения судимости административный надзор снимается.
Следователи и судьи предупреждают, что они работают уже постфактум, расследуя и разбирая преступления, которые уже совершены. Предотвращать их — задача родителей, школы, социума.
— Я считаю, что законодатель сделал правильно, ужесточив наказание за эти преступления, — высказывает мнение Айжан Абуова. — Но также я думаю, что необходимо уделять внимание не тяжести, а неотвратимости наказания. Чтобы общество знало, что дети под защитой государства. И ни одно преступление против ребёнка не остаётся безнаказанным. Реальная защита малолетних и несовершеннолетних состоит не в наказании, а именно в превентивном механизме, профилактике преступлений. Основная доля этой профилактики приходится на семьи. На участковых, которые должны выявлять людей, склонных к совершению таких преступлений, — по сигналам соседей, матерей. Должна быть серьёзная общественная позиция любого гражданина, чтобы не закрывали глаза на пьянки и скандалы в семьях.
Ирина Плотникова