Что делать, если вы купили некачественный продукт
Такого Наталья Чайковская никогда раньше не пробовала. И подобной дегустации никому не желает. Женщина купила в магазине фаршированный перец, дома разогрела его в микроволновке, начала ужинать и, к своему ужасу, обнаружила в мясе... червей!
Ночью у Натальи открылась сильная рвота, поднялась температура, заболел желудок. Утром женщина пошла в больницу и в СЭС. Наталья Чайковская тогда твердо решила наказать производителя червивой продукции.
В СЭС заявление у женщины приняли. А вот остатки фаршированного перца на экспертизу не взяли. Объяснили коротко: не положено.
- Знающие люди мне тогда сразу сказали: скорее всего, это личинки мухи, - рассказывает Наталья Чайковская. - Возможно, фарш делали еще осенью, а потом он долгое время лежал замороженным. Или в том цехе, где готовили перец, до сих пор летают насекомые. Не знаю, как было на самом деле, но как вспомню - до сих пор воротит.
Наталья Чайковская хотела подать на производителя в суд. Потом, правда, передумала. У нее на руках не было ни кассового чека, подтверждающего покупку товара, ни фирменной упаковки. Фаршированный перец ей положили в обычный полиэтиленовый пакет.
- Я пошла с разборками в магазин, но там эту продукцию с реализации сняли. Мне прямо заявили: нам не нужны проблемы. Вот и получается, что в правовом государстве у меня нет никаких прав, - говорит Наталья.
И всё же наказать недобросовестного производителя можно. Главное - знать, как. На месте Натальи Чайковской может оказаться любой покупатель. А потому давайте рассмотрим в деталях, что делать, если вы купили некачественный, тухлый или залежавшийся продукт.
Все – по порядку
Наталья Чайковская поступила правильно. Прежде всего сразу после инцидента необходимо обратиться в госсанэпиднадзор. Нужно написать заявление, в котором должно быть четко указано, где, когда, какую продукцию и у какого производителя, по какому адресу вы приобрели. Если дефект, как говорится, налицо, к заявлению можно приложить фотографии продукта. Лишними не будут.
Будьте готовы к тому, что принесенный продукт санэпидемиологи у вас не примут. Точно так же, как не приняли у Натальи Чайковской. Это имеет свое объяснение. Дело в том, что согласно Закону "О государственном контроле и надзоре в РК" отбор образцов продукции должен производить сам сотрудник СЭС. Процедуру необходимо проводить в присутствии руководителя или представителя проверяемого субъекта. Все действия фиксируются в соответствующем акте.
- Отобранные образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы либо опечатаны. Поэтому образцы от физических лиц, когда неизвестны условия отбора и доставки, не могут быть нами приняты, - пояснил нам исполняющий обязанности замначальника управления госсанэпиднадзора по Усть-Каменогорску Юрий Макеев.
Другими словами, по поступившему заявлению в магазине будут проводить внеплановую проверку. Специалисты СЭС возьмут на экспертизу образцы продуктов. О результатах чуть позднее вам должны обязательно сообщить. В письменном виде.
Ход конем
Помимо обращения в СЭС, стоит также подумать над тем, чтобы подать исковое заявление в суд. Это позволит вам добиться возмещения морального вреда, покрыть затраты на лечение. И привлечь к ответственности недобросовестного производителя.
Что нужно для судебных разбирательств? Председатель правления общества защиты прав потребителей "Паритет" Елена Нитяжук объясняет, что к исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:
- копию удостоверения личности истца;
- копию искового заявления для ответчика;
- копию документов, подтверждающих факт покупки некачественного продукта. Если у вас нет кассового чека, возможно привлечение свидетелей, которые видели факт покупки и могут его подтвердить в суде;
- копии документов, подтверждающих причинение вреда здоровью именно из-за некачественного продукта. Как правило, это медицинская справка от врача, к которому вы обращались с симптомами отравления, или выписка из стационара, если дело дошло до больницы;
- копии документов, подтверждающих ваши расходы на лечение и реабилитацию. Это кассовые чеки из аптек, где вы приобретали лекарства, клиник, в которых проходили лечение и, возможно, получали платные процедуры. Если вы работаете и были вынуждены находиться на больничном, необходимо предоставить справку с места работы об утраченном за время лечения заработке;
- копию обращения в СЭС и копию ответа о результатах проверки;
- квитанцию об оплате государственной пошлины в суд. Причем здесь есть интересный нюанс. Если гражданин обращается в суд самостоятельно, оплата взимается из расчета 50 процентов от МРП за требование о компенсации морального вреда и 1 процент от суммы иска за требования имущественного характера. При этом иски общественных организаций потребителей госпошлиной не облагаются. То есть доверить дело обществу защиты прав потребителей вам может оказаться даже выгодней.
Отметим также, что для представления полноты картины в суде фотофиксация червивого мяса не помешает. В общем, всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Удачи!
Ирина Краскова