Лучший в мире папа (фото)
В квартире Климовых одна из стен завешана иконами. Не думайте, что это семья священнослужителя. Ничего подобного. Просто все иконы сестры-близнецы, Ира и Таня, сделали сами. Вышивать огромные полотна их научил... отец.
Собственно, мужчина научил девушек не только вышиванию. Так уж сложилось, что Иван Климов остался один с двумя дочерьми. Они были тогда совсем малышками - Тане и Ире едва исполнился годик.
Начались тяжелые 90-е. А тут еще и с жильем проблемы. На работе Климов однажды честно сказал о том, о чем все тогда молчали. За "неудобную правду" начались гонения. Ему угрожали, советовали уйти на раннюю "полицейскую" пенсию. Забрали квартиру.
- А у меня - девчонки на руках. Их поднимать как-то надо было. Начал ходить в акиматы, обивал пороги чиновников. Никто не помог тогда, никто, - вспоминает Иван Климов.
Мужчина считал каждую копейку. На Новый год дочерям не на что было купить конфет. В какой-то момент даже жить было негде.
Однажды он взял и просто махнул на всё рукой. По-мужски так махнул, смело. Девочкам было по четыре года. Иван Иванович посадил Иру на правую руку, Таню - на левую и уехал жить в Малоубинку.
- Приехал на совершенно голый пустырь. Поставил ворота, от них протянул два шеста, соорудил навес и поставил девчонкам кровати, - вспоминает Климов. - Потом смастерил подобие сарая. Так и жили первое время.
На зиму Климовы вернулись в город. А через два года уехали в Малоубинку уже насовсем. Иван Иванович построил дом:
- Я сам родом из этого села. Вот деревенские мужики мне и помогли всем миром.
Когда девочки пошли в первый класс, Иван Иванович научился заплетать косички.
- Как? Да не знаю, само получилось. Нас в семье было десять братьев и три сестры. Я часто видел, как мать на кухне заплетала девок. Жизнь заставила – вспомнил.
- У соседа была корова. В какой-то момент он решил ее заколоть, - вспоминает Иван Иванович. - Позвал меня, а девчонки как услышали - чуть не в слезы: жалко скотину... Пришлось покупать и забирать себе эту корову.
Иван Иванович работу дояра освоил быстро. Женщины-соседки доходчиво объяснили ему, что и как. Климов - мужчина понятливый, сообразил. А потом и девчонок научил доить корову.
- Но тут получилась другая проблема, - смеется Таня. - Нас было трое, а буренка - всего одна. Как-то неправильно, нелогично выходило.
В итоге коров у Климовых стало четыре. "В довесок" - лошади, поросята, около сотни кур. И три огорода.
- Когда проходят тяжелые времена, хочется, чтобы у тебя всего было много, - говорит мужчина. - А если чего-то нет - делаешь это своими руками. Вот зимой, к примеру, дороги у нас заметало снегом. Я научился в русской печи хлеб выпекать.
- Да у нас папа вообще очень вкусно готовит, - улыбается Ира. - Любая женщина позавидует.
В Малоубинке, как и во всех деревнях, девочки вставали рано. Корову подоят, скотину накормят - а потом уже в школу идут.
Субботний день проходил по особому расписанию. Уборка, баня, мешки налепленных пельменей.
Кто учил готовить? Конечно, папа. И мыть полы учил отец. И шить. Даже основы вышивания показывал.
Сейчас у Иры с Таней есть целые полотна вышитых икон. Удивительно кропотливая работа. На изготовление одной иконы иногда уходит до полугода. У девушек - больше десятка таких работ.
- Мы вышиваем обычно вечерами, у телевизора, - рассказывает Ира. - Любим это занятие. Пока сидишь с иголкой и ниткой в руках - успеваешь обо всем подумать. Настроение сразу улучшается, а мысли в голове обретают порядок.
- Вообще, конечно, сложно быть "кнутом и пряником" одновременно, - признается мужчина. - Я иногда на них маленьких сердился, ругался, за один только день всякое бывалое. А потом вечером они лягут спать, посмотришь на их теплые спящие лица и сразу понимаешь: не зря день сегодня прошел, не зря.
Сверстники в школе редко спрашивали у сестер: "Где ваша мама?" Многих интересовал другой вопрос: "Где бы папу такого найти?"
- Отец у вас строгий?
- Он лучший, - улыбается Таня. - Хотя всегда держал дисциплину. Воспитывал.
Вообще у Ивана Климова было четверо детей. Старшие - сыновья. Один из них несколько лет назад погиб. Внук Саша оказался в детском доме. Про него говорили: шалопай, оторви и выброси. Педагоги были уверены: в 12 лет перевоспитать парня уже невозможно. Иван Иванович никого не слушал. Оформил опекунство и забрал мальчика к себе. Год почти "армейской" дисциплины - и Саша стал совсем другим человеком. Не так давно тоже пристрастился к вышиванию.
Но вообще-то в доме Климовых всегда царило понимание и нежность.
- В детстве мы очень любили обнимать папу, "жалеться". Могли со смехом всего расцеловать, - рассказывает Таня.
- А еще мы могли обо всем ему рассказать, - добавляет Ира. - Мы знали: отец и подбодрит, и посоветует. Кто сказал, что мужчина не поймет женских секретов?
До 10-го класса у Иры и Тани были очень длинные волосы. Окончили школу – и семья Климовых вернулась в Усть-Каменогорск. Девушки поступили в лицей и немного подстригли волосы. Отец уговаривает их не делать коротких стрижек.
- Хотите, я сам научусь и вас научу делать прически? - лукаво предлагает Иван Иванович. - А что? Не думаю, что это сложно. Я в своей жизни еще и не это осваивал.
Иван Климов был токарем, шлифовщиком, механиком, инженером, конструктором, штукатуром-маляром, строителем, дояром, хлебопеком... И самым лучшим папой.