Азбука вкладчика: Как проверить свой пенсионный счет

29 августа 2013, 4:26
Сейчас читают:

Процесс перевода счетов в единый государственный пенсионный фонд должен завершиться в течение ближайших месяцев. Эксперты советуют проверить состояние своих пенсионных счетов до и после перехода в ЕНПФ. Ниже мы публикуем информацию практического характера: что конкретно нужно сделать, чтобы проверить свой счет.

Как? Почему?

Напомним, в Ассоциацию пенсионных фондов начали обращаться граждане с жалобами на то, что накопленные деньги на их счетах по непонятной причине уменьшились. Глава Ассоциации Айдар Алибаев считает, что к осени количество недовольных может возрасти.

По закону, пенсионный фонд обязан предоставлять выписки со счетов один раз в год. Однако ждать до конца года не стоит.

Итак, чтобы получить информацию о состоянии своего пенсионного счета в ближайшее время, нужно обратиться в офис НПФ в вашем городе. Для этого достаточно предоставить только удостоверение личности. Однако в связи с реорганизацией многие региональные офисы закрылись. Поэтому путь получения нужной справки может быть усложнен. Впрочем, обо всем по порядку.

Вкладчик каждого НПФ имеет право получить выписку о состоянии своего пенсионного счета в любом ЦОНе. Главное условие – наличие электронно-цифровой подписи (она записывается на чип удостоверения личности нового образца).

НПФ "Народного банка"

Способы получения выписки:

Адреса территориальных офисов:

Усть-Каменогорск: ул. Кабанбай батыра, 128/1, тел. 24-81-66. Зыряновск: ул. Советская, 40, тел. 8 (72335) 6-24-22. Риддер: 4 мкрн, д. 38, тел. 8 (72336) 5-23-55. Новая Бухтарма: здание профилактория "Гелиос", тел. 8 (72335) 5-62-01.

НПФ "ГНПФ"

Способы получения выписки:

Адреса территориальных офисов:

Усть-Каменогорск: ул. Казахстан, 3, тел. 24-37-68. Зыряновск: ул. Бочарникова, 18/1, тел. 8 (72335) 4-00-64, Серебрянск: ул. Серебрянская, 163. Риддер: ул. Независимости, 4, тел. 8 (72336) 4-14-39.

НПФ "Улар Умит"

Способы получения выписки:

Адрес регионального филиала:

Усть-Каменогорск, пр. Победы, 9, тел 25-64-03.

НПФ "Грантум"

Способы получения выписки:

Адрес регионального филиала:

Усть-Каменогорск, ул. Горького, 21, оф. 202, тел. 24-31-51, 24-93-40.

НПФ "Астана"

Способы получения выписки:

Адреса территориальных офисов:

Усть-Каменогорск: ул. Горького, 46, оф. 110, тел. 26-50-93. Зыряновск: ул. Бочарникова, 13, тел. 8 (72335) 6-09-69.

НПФ "Капитал"

Способы получения выписки:

Адрес регионального филиала:

Усть-Каменогорск, ул. Кабанбай батыра, 91, тел. 57-76-88.

НПФ "Отан"

Территориальные офисы этого фонда закрыты.

Способы получения выписки:

Желательно отправлять в фонд заказное письмо, чтобы оно не потерялось по дороге.

Адрес центрального офиса:

050012, Алматы, ул. Шевченко, 89б, тел. 8 (727) 250-30-40.

НПФ "Атамекен"

12 июля все региональные филиалы фонда прекратили свое существование.

Способы получения выписки:

Адрес центрального офиса:

050022 Алматы, ул. Шевченко, 90, тел 8 (727) 250-19-87, 8 (727) 258-28-82.

НПФ "Нефте-Газ Дем"

Способы получения выписки:

Адрес регионального филиала:

Усть-Каменогорск, пр. Сатпаева, 62, бизнес-центр, оф. 317, тел. 20-35-12.

НПФ "Республика"

Представительство данного фонда в Восточном Казахстане больше не функционирует. Поэтому лично обратиться за справкой не получится.

Способы получения выписки:

Если вкладчик потерял свой договор с фондом, то необходимо запросить дубликат в офисе НПФ. Сделать это можно запросом по почте.

Адрес центрального офиса:

Алматы, ул. Мустафы Озтюрка, 7, тел. 8 (727) 333-44-03. Бесплатная линия для звонков с городских телефонов: 8-800-080-00-85.

Ответы на актуальные вопросы

Мы постарались найти для вас исчерпывающую информацию в пенсионном законодательстве РК и на сайтах НПФ, Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Нацбанка РК.

– Какую именно информацию по пенсионному счету можно запрашивать в фонде?

– Вы имеете право запрашивать информацию за любой период накопления. Можно попросить распечатать отчет за каждый год и даже за каждый месяц.

– В какие сроки можно получить выписку из фонда?

– При личном обращении в фонд – в течение нескольких минут. При получении документа через почту – в зависимости от скорости доставки. При использовании мобильного банкинга – сразу же.

– Можно ли выписку из пенсионного счета принести на работу в случае, если весь коллектив заключил договоры с одним НПФ?

– Нельзя. Выписка предоставляется индивидуально по желанию каждого человека и только по документу, удостоверяющему личность.

– На какие цифры нужно обращать внимание?

– В первую очередь – на общую сумму перечисленных пенсионных взносов. Впоследствии вы сможете сравнить ее с размером переведенных накоплений, которые появятся на вашем счету в ЕНПФ.

Также нужно поинтересоваться начисленным инвестиционным доходом. Если за какой-то определенный период в этой графе значится сумма с минусом, то считайте, что в этот месяц/год ваш фонд понес убыток.

Следует добавить, что суммы до и после перехода в ЕНПФ не будут абсолютно идентичными. Во-первых, потому что между проверками счетов пройдет определенное время, за которое на счет "упадут" обязательные пенсионные взносы. Во-вторых, потому что размер инвестиционного дохода за это время может увеличиться или уменьшиться. Поэтому несущественная разница в счетах до и после перевода в ЕНПФ не должна стать поводом для волнения.

– Что делать, если обнаружилось, что с моего счета пропала значительная часть накопленных денег (я это определил, сравнив сумму с прошлогодней выпиской) или на счету вовсе не оказалось средств?

– В первую очередь нужно написать заявление на имя руководства вашего фонда с просьбой прояснить ситуацию и инициировать внутреннюю проверку. Ответ должен быть предоставлен в течение 10 дней. Если ответ вас не удовлетворил, необходимо обратиться к юристу, в правоохранительные органы, а затем – в суд.

– Какие риски может нести вкладчик фонда с очень низким инвестиционным доходом?

– По закону "О пенсионном обеспечении" государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных сумм с учетом уровня инфляции. То есть если у фонда доход ниже инфляции, то разницу вам при выходе на пенсию доплатит государство.

– Можно ли снять всю сумму со своего пенсионного счета?

– Только в одном случае – если вы переедете жить в другую страну.

– Куда обращаться при оформлении документов для получения части накоплений из фонда, если пенсионный возраст наступает в ближайшие месяцы, в период формирования ЕНПФ?

– Если на момент наступления пенсионного возраста ваш фонд еще функционирует, с документами нужно обращаться именно туда. Если регионального офиса нет, нужно скачать на сайте НПФ формы заявлений, список документов и отправить их по почте. Чтобы избежать ошибок и затягивания оформления, можно прояснить все неясные моменты у менеджеров фонда по вышеуказанным телефонам.

Если пенсионный возраст наступит, когда ЕНПФ уже заработает, то обращаться нужно будет туда. После завершения всех организационных процессов ЕНПФ откроет свои региональные филиалы.

Ирина Кирилюк

  • личное обращение в фонд
  • через банкомат Народного банка (для владельцев карт этого банка);
  • на сайте halykfund.kz (для этого необходимо прийти в офис, написать заявление о получении информации посредством web-ресурса);
  • по электронной почте, SMS-сообщением на мобильный телефон (также нужно предварительно написать заявление в офисе фонда).
    • личное обращение в фонд
    • на сайте gnpf.kz (для этого предварительно в офисе фонда необходимо заключить дополнительное соглашение).
    • личное обращение в фонд;
    • на сайте ularumit.kz, электронной почтой (предварительно в офисе необходимо получить данные – идентификатор и пароль).
    • личное обращение в фонд;
    • электронной почтой, через корпоративный сайт grantum.kz (для этого предварительно необходимо получить в офисе логин и пароль);
    • через финансовый портал homebank.kz (доступно только для держателей банковских карт "Казкоммерцбанка", "Ситибанка", "Казинвестбанка", "Сбербанка России").
    • личное обращение в фонд;
    • интернет-выписка на сайте astananpf.kz (чтобы получить пароль, нужно обратиться в офис НПФ).
    • личное обращение в фонд;
    • через систему домашнего банкинга (для клиентов "БанкЦентрКредит");
    • по электронной почте, посредством SMS-сообщения на ваш мобильный телефон (предварительно нужно написать заявление в офисе);
    • через оператора по телефону, назвав кодовое слово (его можно получить в офисе).
    • отправить почтой нотариально заверенное заявление с просьбой выслать справку на ваш домашний адрес, копию удостоверения личности (образец заявления нужно скачать на сайте фонда pf-otan.kz);
    • по интернету в личном кабинете вкладчика на сайте фонда (для этого необходимо получить код доступа к личному кабинету; отправить заявление для получения кода можно также по почте).
    • отправить по почте нотариально заверенные заявление на получение выписки, копию удостоверения личности (образцы заявлений можно скачать на сайте npf.kz);
    • через поверенного, который привезет в центральный офис ваши документы и заберет справку;
    • сделать запрос по электронной почте info@npf.kz (к письму прилагаются отсканированные копии нотариально заверенных заявления и копии удостоверения личности).
    • личное обращение в фонд.
    • через запрос почтовой связью с приложением копии удостоверения личности (образец запроса можно скачать на сайте фонда respublica.kz);
    • отправив запрос на электронный адрес spravka@respublica.kz с темой "Номер Вашего договора". Ответ придет на электронную почту;
    • отправив запрос посредством SMS-сообщения на номер 8786 с текстом "Баланс Номер вашего договора" (стоимость сообщения 15 тенге). Ответ придет в виде SMS;
    • на сайте фонда (для регистрации необходимо получить пароль. Сделать это можно, заключив с НПФ дополнительное соглашение на сайте фонда).

Также читайте