Дом для ненужных людей (+фото)
Вы же обещали
ТОО "Хоспис" выселили из здания, принадлежащего онкодиспансеру, летом прошлого года. Пациенты и их родственники были против перемещения приюта для тяжелобольных за пределы города. Вмешался облздрав. Главный медик ВКО Вадим Овсянников тогда сообщал, что хоспис будет переведен в отремонтированное отделение Таврической районной больницы.
"Больные на терминальной стадии заболевания имеют право на медицинское обслуживание в чистом, отремонтированном здании", - сообщил господин Овсянников.
4 июня председатель комиссии партийного контроля ВКОФ НДП "Нур Отан" Майраш Екибасова и председатель экспертной группы по здравоохранению Совета общественности при акиме ВКО Татьяна Чернышова наведались в это новое пристанище, чтобы посмотреть, действительно ли пациенты хосписа после переезда стали жить лучше. Корреспондент YK-news.kz отправился в Таврическое вместе с общественной комиссией.
В лучших условиях?
На самом деле хоспис расположен не в отремонтированном отделении райбольницы, а в соседнем здании бывшего дома престарелых. Ремонтом там и не пахнет. Внутри все помещения выглядят убого. Стены облупились, в палатах стоят старые кровати с продавленными панцирными сетками. На тумбочках у пациентов - только пустые железные кружки. Все пропитано запахом мочи. На два этажа - единственный туалет, но не все могут до него дойти. На этот случай в палатах стоят самодельные туалеты: стульчак над помойным ведром. Из лежачих больных только у одной женщины есть судно.
- Я подозреваю, что этих людей вообще не моют. Если две санитарки обслуживают 61 человека, то сколько он лежит в этом памперсе?! Я в шоке. И это называется достойный уход? - возмущается Татьяна Владимировна. - Сердце разрывается. Эти старики не нужны ни своим детям, ни тем более чужим людям. Обездоленные, брошенные, они умирают здесь в нечеловеческих условиях.
Обезболивающие наркотические препараты даже тяжелобольным не ставят - у хосписа по-прежнему нет соответствующей лицензии. Да и дорого это. По словам директора ТОО "Хоспис" Ерболата Байрова, для того чтобы оформить разрешение и купить лекарства, нужно около 500 тысяч тенге.
- Мы побывали в столовой как раз перед обедом и видели, что варили для стариков. Один небольшой казанок с супом медсестры намерены разделить на 61 человека. А вместо тарелок у пациентов старые железные миски, - продолжает Татьяна Чернышова.
Мы зашли в одну из палат и поинтересовались у пациентов, довольны ли они едой. Бабушки, как заученное, повторили одно и то же - ни на что не жалуемся, кормят хорошо. И только одна пожилая женщина была откровенна.
- Да плохо кормят. Одной кашей. Я давно в этом хосписе, переехала вместе с ним из Усть-Каменогорска. Там, конечно, лучше было - там и вода была, и все условия. А тут... Ни умыться, ни напиться, - говорит Галина Белопухова.
Ее соседка Таисия Тютенькова добавляет: все вроде ничего, вот только туалет один на несколько десятков человек - этого недостаточно.
Что будет дальше?
Частное учреждение получает в виде госзаказа деньги из бюджета - 14 миллионов тенге в год. Эти средства идут на содержание 300 больных. Остальные пациенты оплачивают свое пребывание в больнице из своей пенсии - по 37 тысяч тенге в месяц. Председатель экспертной группы по здравоохранению Татьяна Чернышова считает, что ТОО "Хоспис" по большому счету нельзя называть медицинским учреждением, оказывающим паллиативную помощь.
- У нас есть региональный центр государственно-частного партнерства по ВКО. Он готов помочь создать в нашем городе Центр паллиативной помощи, где будут соблюдены все необходимые условия для того, чтобы свои последние дни больные на терминальной стадии могли провести в нормальных условиях, - говорит Татьяна Чернышова.
Ерболат Байров ничего не имеет против такой инициативы. Будет открыт такой специализированный центр или нет, его хоспис продолжит работу. За счет госзаказа и платных пациентов. По словам господина Байрова, этой осенью его отделение вновь переедет в Усть-Каменогорск. Там директор ТОО намерен купить в кредит здание бывшего детсада. Деньги на ремонт - почти 400 миллионов тенге - обещали дать иностранные инвесторы.