Наши реки травят цианидом

3 ноября 2011, 8:22
Сейчас читают:
Из-за аварии на обогатительной фабрике в воду попало колоссальное количество яда

Настоящее бедствие терпят жители поселка Секисовка Глубоковского района. В ночь с субботы на воскресенье 30 октября на местном золотоперерабатывающем предприятии ТОО "Алтай Кен-Байыту" случилось ЧП. Техническая вода с содержанием цианида, хлорной извести, медного купороса и парасульфида натрия прорвала противофильтрационный экран на дне хвостохранилища и хлынула в местные речушки - Волчевку и Секисовку.

Узнав об аварии, аким Секисовского сельского округа Сергей Сомов распорядился отключить подачу питьевой воды на местном водозаборе. Люди узнали обо всем на следующий день, когда к ним пришли работники акимата и попросили расписаться в каких-то бумагах. Таким образом с сельчан взяли обязательство: воду из открытых источников не пить, скотину не поить, по берегам рек ничего не собирать.

Дай воды напиться

Которые сутки в Секисовке не работают насосные станции. В колонках нет воды. Река Волчевка окрашена в молочно-белый, Секисовка - в серо-синий цвет. Да и настроение у местных жителей далеко не радужное. Школа не работает. Детей экстренно отправили на каникулы.

В сельских магазинах пятилитровые емкости с минеральной водой расходятся, как горячие пирожки.

- Воды нет третьи сутки, - говорит пенсионер Александр Иванович Кузьмин, расплачиваясь за "тассайку", - привозили вчера, но много же не натаскаешься, приходится еще покупать.

- Воду нам привозят, но не на все улицы. Кто не успевает набрать, приходит к нам, - подключается к разговору продавец магазина "Павлуша" Наталья. - Сегодня нам доставили еще 100 упаковок минеральной воды, пока что этим спасаемся. Еще не все раскупили.

То же самое рассказали в магазине "София". Здесь тоже запаслись минералкой. Торговля идет бойко.

Столовая и хлебопекарня в поселке работают по-прежнему. Потому что их каждое утро обеспечивают водой. В отличие от местных жителей. Подвоз питьевой воды, по словам сельчан, наладили только через сутки после аварии. Да и сейчас тысячу девятьсот сорок человек (вместе с командированными), которые проживают в Секисовке, водой обеспечивают всего шесть машин. Живительную влагу привозят с резервного водозабора, который находится в трех километрах от места аварии. Постояв в очереди за водой, мы узнали, что набирать можно, сколько хочешь.

Да только много не унесешь. О том, чтобы помыться, секисовцы и не мечтают. Больше их заботит, чем поить скот. Раньше водопоем служили реки...

Местные жители показывают, что стало с речкой Волчевкой. Когда в нее попала техническая вода, она разлилась и затопила улицу. О том чтобы увидеть дно - и речи нет. Сельчане все-таки гоняют скот на водопой. Правда, выше по течению. Не мучить же животину жаждой. А жительница села Татьяна переживает за сено. Ядовитая вода подступила к самому огороду и вот-вот подтопит стог.

- Нас уже не первый раз травят, - рассказывает Татьяна, - уже был случай, сбрасывали воду с фабрики. Так у нас в озере вся рыба всплыла. Потом ее, правда, быстро убрали, чтобы мы не жаловались, и на десять дней оставили нас без воды.

Ничего страшного?!

Аким Секисовского сельского округа Сергей Сомов о том, что именно произошло на предприятии ТОО "Алтай Кен-Байыту", не знает, хотя он и разговаривал с руководством фабрики.

- Главная задача акимата сейчас - организовать поставку воды. С этим у нас все в порядке. Ажиотажа нет. Население относится с пониманием. В поселке в настоящее время работает оперативный штаб, расследует причины аварии. Анализы воды взяты на исследования. Пока мы не получим результаты и разрешение на подачу воды от госсанэпиднадзора, водозабор не подключим.

Помимо районного штаба, куда вошли аким Глубоковского района Владимир Кошелев, его заместители и специалисты службы ЧС, причины аварии выясняет и комиссия, созданная на самом производстве. Руководство районного акимата и генеральный директор ТОО "Алтай Кен-Байыту" Бауржан Еркеев настолько заняты произошедшим, что не смогли найти время, чтобы дать нам комментарий.

Зато о том, что делается, чтобы нейтрализовать опасные вещества, попавшие в реки Волчевка и Секисовка, рассказал исполнительный директор горнорудного предприятия "Секисовское" Георгий Дудукалов.

- Точных причин аварии мы пока не знаем. Известно только, что произошел обрыв противофильтрационной пленки где-то на дне хвостохранилища. Мы ищем это место и стараемся перекачивать максимальное количество технической воды обратно в секции (из третьей в первую и вторую - прим. автора), чтобы она не попадала в речку. Ничего страшного, что эти вещества туда попали. Водозабор мы отключили, скот к воде не подходит. Мы подстраховались. Рисковать людьми нельзя. Единственное, может погибнуть рыба, но это частичный урон. Со временем - три-четыре дня, максимум неделя, все осядет на дно. Это не радиоактивные вещества. Все они нейтрализуются, доходят до норм ПДК, и ничего там уже не будет.

Если рассказы местных жителей правда, то получается, что предприятие уже не первый раз сбрасывает технологические воды. И тогда возникают вопросы. Почему о предыдущем сбросе не было никакой информации? Потому что "все они нейтрализуются и доходят до норм ПДК?"

Испытывали-испытывали...

Говорить о причинах аварии пока рано, но уже известно, что работа на хвостохранилище велась с нарушениями. По официальным данным, предоставленным нам информационным центром пресс-службы акима

ВКО, ЧП произошло при производственном испытании очистной секции № 3. Как оказалось, эта секция еще не принята в эксплуатацию.

- Несмотря на это, предприятие проводило испытательные работы по проверке герметичности секции № 3, заполняя ее производственными стоками, - говорится в официальной информации.

Да еще как заполняя! В оперативной сводке ДЧС ВКО сказано, что "примерный объем технической воды в хвостохранилище - 200 тысяч кубических метров". На момент аварии вытекала примерно тысяча кубометров в час. Через двое суток сброс отравленной воды удалось уменьшить вдвое. На четвертые сутки, по информации начальника управления по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий Александра Каширина, сток уменьшен в три раза. Полностью устранить фильтрацию технологической воды планируют только к пятнице. Сколько воды с цианидами утечет за эти дни в реки, сколько просочится в подземные воды, пока нельзя сказать даже приблизительно. Экологи только занимаются этими подсчетами. Как и определением количества цианидов, попавших в окружающую среду.

Зашкалило

На данный момент официально озвучен только один результат анализов воды. Согласно протоколу испытаний № 313 от 31 октября контрольно-испытательного центра ГКП "Оскемен Водоканал", в представленном после сброса промышленных сточных вод образце из реки Секисовка концентрация цианида превышает норму в 516 раз.

Однако ГКП "Оскемен Водоканал" только проводило исследования, заказчиком выступала областная СЭС. К ним мы и обратились за комментариями.

- Первые результаты анализа воды из скважины водозабора, забранной сразу после аварии, показали, что цианидов в ней нет, - пояснил нам руководитель областного департамента госсанэпиднадзора Валерий Якупов. - Скважина была закрыта с профилактической целью, потому что когда она работает, то оттягивает на себя воду. С ней мы будем разбираться после того, как прекратится аварийный сброс воды. Мы брали воду на анализ из водоемов в местах, расположенных рядом с водозабором. Нас интересовала не авария, а то, может ли из водоема загрязнение попасть в водозабор.

Можно предположить, что концентрация цианида в 516 ПДК обнаружена не в самих стоках, сбрасываемых с секции № 3, а в водоемах. Уже разбавленная водой! Правда, рыба не выдерживает и этих "сниженных" концентраций. Образцы погибших рыб из реки Секисовка уже направлены для исследования в лабораторию Алтайского филиала КазНИИРХ.

Как вы себя чувствуете?

То, что люди могут отравиться, даже не употребляя внутрь и не используя в быту загрязненную воду, власти не исключают. Поэтому организовали в местной врачебной амбулатории и акимате круглосуточное дежурство. Пока, по данным Александра Каширина, случаев отравления не зарегистрировано и жалоб на здоровье от сельчан не поступало. Чтобы никто не подходил к отравленным рекам, не поил там скот, по берегам организованы пять круглосуточных постов. Вдоль реки выставлены предупреждающие таблички, вывешеы объявления. Смогут ли эти посты уберечь от беды любопытных школьников, которых отправили на каникулы? Хочется верить.

Мера ответственности

По словам государственного экологического инспектора ВКО Канапии Бохаева, в воскресенье инспектора с передвижной лабораторией выехали на место происшествия и отобрали пробы воды из сброса. По результатам этих анализов будет предъявляться обвинение в нанесении ущерба окружающей среде. Об этом же нам сообщил природоохранный прокурор Каирбек Кенбаев.

- Будем решать вопрос об ответственности после проведения подсчетов. Возможно, возбудим уголовное дело, возможно, предъявим ущерб, - пояснил Каирбек Насырович. - И наша, и районная прокуратура сейчас проводят проверку. Пока задета только Секисовка. Главное сейчас - ликвидировать аварию, а потом уже все остальное.

Ирина Попова

Также читайте