Восточноказахстанцев грабят через интернет
Прокуратура ВКО бьёт тревогу: за девять месяцев 2022 года на 22 процента увеличилось количество мошенничеств, совершённых в сети Интернет. Киберпреступники украли у жителей области более 600 миллионов тенге. Почему люди продолжают попадаться на удочку мошенников? Как действовать, если ваш номер телефона подвергается атакам "сотрудников банка" или "правоохранителей", разбирался корреспондент YK-news.kz.
Из личного опыта
Молодой женский голос в трубке уверенно называет моё имя и фамилию, представляется сотрудником службы безопасности Народного банка: "На ваше имя в данный момент пытаются оформить кредит". Отвечаю, что мои документы при мне, кредит я оформлять не собираюсь. И вообще, у меня нет счёта в Народном банке. Но если там и впрямь кто-то хочет взять для меня деньги, то я заявляю, что делать этого не собираюсь. Однако собеседница не успокаивается: "Но у вас же есть счёт в другом банке?" Отвечаю, что эта информация никого не касается. В голосе у сотрудницы банка начинают звучать гневные и угрожающие нотки: "Мы действуем в ваших интересах!" На этом патетическом моменте я прерываю разговор. Лично мне всё ясно. Впрочем, лет пять назад у меня и впрямь была зарплатная карта в Народном банке. Могут ли этим воспользоваться какие-то злоумышленники? Нахожу сайт банка, звоню на телефон горячей линии.
— Разумеется, никто не может оформить никакой кредит в ваше отсутствие, — заверяет меня оператор. — А если на вашем счёте не было никакой активности несколько лет, то он давно уже аннулирован. Вам звонят мошенники. Просто вешайте трубку.
С тех пор мне раз пять звонили "сотрудники" разных банков. Пару номеров я выучила практически наизусть. Примерно в августе с этих же номеров начали звонить "полицейские", сообщающие, что я фигурирую в некоем уголовном деле по факту мошенничества. Каждый раз называлось новое имя мошенника. Стоит ли говорить, что ни одно из этих имён я никогда не слышала. Вся эта активность прекратилась только тогда, когда я заблокировала оба номера. Обо мне разом "забыли" и банки, и правоохранители.
Телефон атакует
Мошенничество по телефону и через сеть Интернет начало осознаваться в Казахстане как реальная угроза примерно в середине прошлого десятилетия. При департаменте полиции ВКО с 2015 года действует группа по борьбе с киберпреступностью. И её сотрудники вынуждены констатировать, что вал такого рода преступлений неуклонно нарастает в последние два года.
— Самый пик интернет-мошенничеств начался во время пандемии, — поясняет моя собеседница оперуполномоченный группы по борьбе с киберпреступностью управления криминальной полиции ДП ВКО Нурай Арыстанбек. — Люди вынуждены были перейти на онлайн-формат везде и во всём и начали часто попадаться на обман. Телефонные мошенничества вышли на пик популярности в конце 2021 – начале 2022 года.
По данным прокуратуры ВКО, с января по сентябрь 2022 года в области зафиксировано 763 факта интернет-мошенничеств. Жертвами "разводов" становятся, как правило, люди от 30 до 49 лет. В 31 проценте случаев на уловки интернет-мошенников попадалось более взрослое поколение в возрасте 50 – 60 лет. Наименьшее количество пострадавших — 20 процентов — оказалось среди молодых людей в возрасте 18 – 29 лет. Возможно, люди среднего возраста становятся жертвами мошеннических схем именно потому, что они находятся в самом трудоспособном возрасте, имеют депозиты и накопления на картах.
Две стороны одной медали
Правоохранители именуют телефонные и интернет-мошенничества одним термином — "киберпреступность". Дело в том, что инструментом для кражи денег в обоих случаях служит Всемирная паутина.
— Самая стандартная схема — приобретение товаров для повседневной жизни посредством сайтов бесплатных объявлений, — отмечает Нурай Арыстанбек. — Человек вносит предоплату, но товар не получает. Бывает и так. Человек сам выкладывает объявление, хочет продать вещь. Ему пишет "покупатель": "Мне всё понравилось, готов купить. Однако я нахожусь в другом городе. Давайте оформим доставку Казпочтой. Я получу и оплачу все услуги". Человек соглашается, и ему отправляют ссылку якобы сайта Казпочты. Надо оплатить отправку, потом сумма вернётся. Мы такие ссылки называем "фишинг-сайтами". От английского слова "fishing" — рыбалка. Человек думает, что это Казпочта, заполняет свои данные, реквизиты банковских карт. А "покупатель" снимает деньги с его карты. Нужно понимать, что отправить товар по почте вы можете только самостоятельно, и это делается не онлайн. Нужно прийти на почту, заполнить документы и отправить посылку. И конечно же, Казпочта не берёт заранее плату за товар, который вы ещё не отправили.
Целая серия подобного рода афер была раскрыта криминалистами Восточного Казахстана в нынешнем году. Житель области на сайте бесплатных объявлений выкладывал сообщение, что он продаёт игровую приставку "PlayStation 5". Молодые люди, которым хотелось приобрести, попадались на эту уловку и отправляли предоплату. Все эти эпизоды были доказаны правоохранителями. На данный момент человек отбывает наказание в местах лишения свободы по статье 190 УК РК (мошенничество).
В случаях "телефонных разводов" кража денег также осуществляется через интернет.
— Мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка, которые уверяют, что пришёл человек с доверенностью от вас, пытается открыть счёт или оформить кредит, — поясняет Нурай Арыстанбек. — И вам нужно прямо сейчас перевести имеющуюся сумму денег на "безопасную ячейку". Просят установить "приложение, чтобы обезопасить ваш счёт". Это приложения AnyDesk и TeamViewer, которые предназначены для удалённого доступа к вашему компьютеру. Вам приходит SMS-код, вы его диктуете человеку на той стороне, и он дистанционно начинает управлять вашим экраном. Просто кладёт деньги с вашей карты на свою. И получается, будто человек перевёл деньги добровольно и сам. Тут нужно понять: сотрудники службы безопасности банков не имеют права звонить клиентам. Весь смысл этой махинации в том, чтобы получить личные данные человека: ФИО, ИИН, реквизиты, особенно цифровой код на обратной стороне карты. Если вы передали всё это и продиктовали какие-то SMS-коды, то деньги с вашего счёта снимутся.
Вообще, схемы "развода" через интернет могут быть самыми курьёзными. Под Новый год автор этих строк получил на электронную почту письмо, где меня уверяли, что знают, чем я занимаюсь за своим компьютером по вечерам. И что эта информация будет обнародована, если я не заплачу шантажисту энную сумму. Я рассудила, что едва ли кому-то будет интересно наблюдать, как я пишу книги, и оставила письмо без ответа.
"Полиция" на проводе
В последнее время злоумышленники стали часто звонить, представляясь именами руководителей различных правоохранительных органов: департамента полиции, прокуратуры, КНБ.
— Сообщают, что была попытка мошенничества, заведено уголовное дело, — описывает схему Нурай Арыстанбек. — И чтобы обезопасить свои счета, вам нужно перевести деньги. После того как уголовное дело закроется, деньги обязательно вернутся. Людям важно знать: даже если есть уголовное дело, вас обязаны пригласить в ближайший отдел полиции и ознакомить с материалами, если вы к этому имеете какую-то причастность. Если говорят, что якобы есть уголовное дело, но это конфиденциальная информация, такого быть не может.
Подобного рода звонки получали даже сами сотрудники ДП ВКО. Одному из абонентов позвонили под видом сотрудника столичной полиции. Но город назвали Астаной, в то время как он ещё носил имя Нур-Султан. Сообразительный гражданин спросил, как именовалась столица прежде. На этот вопрос "полицейский" ответить почему-то не смог.
Экономическая преступность или международный терроризм?
Правоохранители свидетельствуют, что значительная часть мошенников действует из-за рубежа.
— Сеть Интернет — глобальная, — напоминает сотрудник группы по борьбе с киберпреступностью. — Контролировать, кто и откуда позвонил, практически невозможно. Но переводы денег уходят чаще всего на зарубежные счета: украинских и российских банков. Когда началась тяжёлая политическая ситуация между Россией и Украиной, был заметен небольшой спад по регистрации этих мошенничеств.
При этом гражданин видит, что звонок ему поступает с казахстанского номера. Оказывается, это ни о чём не говорит. Злоумышленники просто крадут номера при помощи вполне распространённой технологии.
— Это называется IP-телефония, — поясняет Нурай Арыстанбек. — Звонок как бы замаскирован под другим номером. Человек видит, что кодировка наша, сотовый оператор наш, отвечает на звонок.
Недавно в "Комсомольской правде" рассказали о москвичке, которая резко поговорила с мошенниками. После чего ей начали звонить обманутые люди. Мошенники отомстили, использовав номер гражданки для своих схем. Доказать свою невиновность в таком случае вполне возможно, уверяет наша собеседница:
— Нужно будет произвести детализацию звонков, выяснить, что вы не звонили по этому номеру. Отработать информацию с сотовыми операторами и узнать, кто из них предоставлял IP-телефонию. Отталкиваясь от этой информации, можно примерно выяснить, откуда поступал звонок. Если будет подмена номера, совместно с сотовыми операторами это можно выяснить. Сложно, когда мошенничество совершается из-за рубежа. Есть такая Будапештская конвенция. Страны заключили между собой договорённость по направлению друг другу запросов на получение информации. Казахстана в этой конвенции нет. Поэтому чаще всего направить запросы в другие страны не удаётся.
В чём же смысл кражи тенговых накоплений наших граждан, совершаемых злоумышленниками из других стран? Оказывается, он есть. Иностранцы переводят деньги, полученные со счетов, в криптовалюту. Далее её продают — и получают деньги в той форме, которая им нужна.
Остроумный способ противостоять зарубежным мошенникам предложил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин. Он сообщил, что сам на такого рода звонки отвечает… на казахском языке. Чем ставит звонящих в тупик. Впрочем, у профильного министерства есть и более действенный способ борьбы с этим видом преступности.
— Совместно с телеком-операторами проводим работу для того, чтобы была блокировка подменных номеров, — сообщает Багдат Мусин. — Суть мошенничества именно в том, что звонок идет из-за границы. Наши операторы его видят как обычный звонок. В части блокировки звонков из роуминга с операторами связи проводим соответствующую работу. Меморандум подписан, тестирование определенных технологий уже проведено у двух операторов.
Портрет антигероя
Ещё какой-то десяток лет назад телефонные мошенники были, как правило, обитателями "зоны". Любимые их схемы — "выигрыш по акции" или "ваш родственник попал в беду". К слову, они применяются и сегодня, но люди уже научились более-менее проверять информацию о проводимых акциях или звонить родным, о которых тревожатся. У сегодняшних злоумышленников иной кругозор и иная квалификация.
— Это хакеры, которые разбираются в системе криптовалют, хорошо ориентируются в интернете, умеют пользоваться разными сайтами и приложениями, — констатирует Нурай Арыстанбек. — Чаще всего работают очень хорошие психологи. Они давят на человека, подводят его к немедленному решению. Человека запугивают и зажимают в угол. Он начинает в панике выполнять любые указания, словно под гипнозом. После того как они бросают трубку и более не выходят на связь, потерпевший в спокойной обстановке анализирует и понимает, что он попался мошенникам.
Что делать?
Полиция рекомендует ряд простых правил, которые защитят ваши деньги от посягательства мошенников. Если вы совершаете покупки через интернет, пользуйтесь проверенными ресурсами. Либо требуйте, чтобы продавец продемонстрировал наличие товара в режиме онлайн, выслал данные своего ИП. Если он по каким-то причинам отказывается это делать, лучше не иметь с ним дел.
Не сообщайте посторонним данные своих банковских карт и SMS-коды подтверждения. И хотя бы раз в месяц меняйте код быстрого доступа в свой интернет-банк. Отключите в настройках телефона автоматический ввод SMS-кода подтверждения, чтобы не подтвердить случайно перевод денег.
Установите на телефон приложение безопасности "Антиспам". Если вам будут звонить незнакомые номера, которые уже много раз обзванивали других, у вас на экране отобразится уведомление, что это спам.
— Если вам звонят под видом сотрудника правоохранительных органов, требуйте, чтобы вас ознакомили с материалами. Если звонят из других областей, отвечайте, что уточните информацию в ближайшем отделе полиции, есть ли такое уголовное дело, — советует оперуполномоченный. — Если вы понимаете, что это мошенники, можете обратиться на канал 102, предоставить свои данные, номер телефона, откуда вам звонили. Говорите, что вы не попались, но сообщаете для сведения. Возможно, полиции эта информация пригодится.
Ирина Плотникова