В учебном плане казахстанских школ появился загадочный предмет
Не успели родители и ученики выдохнуть с облегчением после отмены мертворождённого курса "Самопознание", которым "терроризировали" детей с 2010 года, как в учебном плане появился новый учебный курс "Глобальные компетенции". Каким образом он должен изучаться? Кто будет его преподавать? И чему будут учить наших детей на этом уроке, пытался разобраться корреспондент YK-news.kz.
Чему учат в школе?
Общие контуры нового учебного курса, который планируется изучать с 5 по 11 класс, намечены Инструктивно-методическим письмом об особенностях учебно-воспитательного процесса в 2022/2023 учебном году (далее – ИМП). С 5 по 8 класс "Глобальные компетенции" будут изучаться раз в две недели, всего 18 часов в год. В 9 – 11 классах время на изучение нового предмета удвоится. Его станут изучать час в неделю, всего 36 часов.
Для понимания структуры нового курса большинству граждан потребуется словарь. В 5 – 9 классах предполагается изучать пять "юнитов":
"Добропорядочность и этика", "Гражданственность и патриотизм", "Медиаграмотность и финансовая грамотность", "Безопасность жизнедеятельности", "Экологическая культура", а в 9 классе дополнительный "юнит" — "Светскость и религиоведение". Что означает в данном случае термин "юнит", равнозначен ли он предмету или разделу, понять пока крайне сложно. Конкретики в документе нет. Ещё одно не менее загадочное понятие — "гайд для учителей" — и вовсе поставило нас в тупик. Неужели в русском языке нет терминов, чтобы адекватно перевести эти англицизмы?
В 10 классе предполагается интегративный курс, который обещает изучение "некоторых вопросов местного, глобального и культурного значения", "понимания и уважения различных мировоззрений и точек зрения", "важности коллективного благополучия и устойчивого развития". В 11 классе будут изучаться два "юнита": "Основы бизнеса и предпринимательства" и "Финансовая грамотность".
Как можно убедиться, новый курс интегрировал несколько ранее существовавших предметов. Казахстанских учащихся и раньше учили основам безопасности жизни, религиоведению и основам предпринимательства. А чему будут учить ещё?
"Для каждого класса предлагается разнообразная тематика юнитов с указанием количества часов и ожидаемых результатов" (цитата из ИМП). Для примера — вот некоторые темы из "юнита" "Добропорядочность и этика" (5 класс): "Всё начинается с приветствия", "Широта души — украшение человека". В том же "юните", но в 9 классе предполагается изучать "Культуру взаимоотношений. Гендерные роли".
Впрочем, примерная тематика озвучена далеко не для всех "юнитов".
А где патриотизм?
Содержание общественно-политических "юнитов" в документе не раскрыто. Между тем, по нашему мнению, именно они в нынешней сложной международной обстановке представляют наибольший интерес. Пока о том, чему станут учить наших детей на новом уроке, можно судить по самым общим фразам из ИМП. Вот каким образом обозначаются цели курса "Глобальные компетенции":
"Курс направлен на формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности, понимания взаимосвязанности и взаимозависимости местных и глобальных проблем, вопросов межкультурного взаимодействия, критического анализа и оценивания различных точек зрения и мировоззрений, навыков создания оригинальных знаний и идей" (цитата из ИМП).
Мы провели небольшой эксперимент, попросив нескольких граждан с высшим образованием поделиться своим пониманием термина "глобальная гражданственность". Большинство респондентов высказались в том духе, что это звучит для них как полная абракадабра. Лишь один человек предположил, что речь в этом случае может идти о воспитании "гражданина мира". Этот тезис был подвергнут сомнению другими участниками дискуссии.
— Не может быть! — высказалась жительница Усть-Каменогорска Елена. — А как быть тогда с казахстанским патриотизмом? И как это сочетается с тем, что у нас в стране двойное гражданство запрещено?
Однако словари подтвердили, что с этого года наших детей, похоже, будут учить именно "мировому гражданству" со всем, что оно подразумевает.
"В широком использовании термин "мировое гражданство" или "глобальное гражданство", как правило, означает лицо, которое ставит свою принадлежность к "мировому сообществу" выше своей принадлежности как гражданина той или иной нации, а также местности. Смысл заключается в том, что принадлежность какого-либо лица выходит за пределы географии или политических границ и что планетарное человеческое сообщество является взаимозависимым и целостным; человечество по существу является единым. Этот термин использовался в области образования и политической философии, а также широко использовался в общественных движениях, например "Гражданин мира" (цитата из Википедии).
Википедия не считается солидным источником, но на сайте ООН можно прочесть подобную же формулировку, только выраженную куда менее внятно. Следует ли это понимать так, что все казахстанские подростки в возрасте от 11 до 17 лет будут учиться ставить интересы мирового сообщества выше интересов своей страны? А как же казахстанский патриотизм?
Поди туда, не знаю куда?
На сегодняшний день остаётся немало вопросов и о том, как будет обеспечиваться содержание нового курса и кто его будет преподавать. Их мы адресовали управлению образования ВКО. Там пояснили, что часы на новый предмет будут браться за счёт вариативного компонента. Более того, некоторые из этих предметов велись в прежние годы, так что часы на них уже выделялись. Гораздо загадочнее пока дело обстоит со специалистами, которые станут это преподавать.
— Курс ведут педагоги дисциплин: "История Казахстана", "Биология", "Всемирная история", "Казахская литература", "Русская литература" и другие педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, имеющие соответствующие сертификаты, а также социальные педагоги и психологи, — поясняет исполняющая обязанности руководителя управления образования ВКО Алима Акылбек.
Иными словами, преподавать этот предмет имеют право практически все, кроме трудовиков, музыкантов и физкультурников. Главное — пройти соответствующую переподготовку. Вот только с этим пока, похоже, тоже не всё ладно. Никаких курсов повышения квалификации по "Глобальным компетенциям" пока не проводилось. По словам Алимы Акылбек, они ещё только планируются в 2022/2023 учебном году Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина.
Между тем в школе существует такое явление, как тарификация. Пока в учебном плане были разные предметы, их преподавание оплачивалось специалистам соответствующего профиля. Но как будет тарифицироваться преподавание этого курса теперь, когда их объединили. На сегодня курс "Глобальные компетенции" — эдакий винегрет с гвоздями и плюшевыми мишками, где в одной посуде смешаны правила этикета, экология, бизнес и мировые проблемы. Очевидно, что один специалист едва ли сможет преподавать все "юниты", относящиеся к различным наукам, на одинаковом уровне. Кому же доверят вести этот курс? Не случится ли так, что преподавателем окажется случайный специалист, которому просто не хватает часов по основному предмету?
— У меня "Глобальные компетенции" будут вести историки, — делится планами директор одной из районных школ ВКО. — Там всё же преобладает общественно-политическая тематика. Вот только ни курсов переподготовки, ни учебников по новому предмету пока нет.
Впрочем, в казахстанской школе давно уже учебники не считаются главным источником информации. Поэтому мы решили изучить содержание курса "Глобальные компетенции", найдя программу его преподавания в интернете. Увы, единственная страница, которую выдал поисковик, оказалась несуществующей. Все остальные содержали ссылки на всё то же ИМП.
Итак, ознакомиться с темами разделов и уроков с 5 по 11 класс по каждому предмету на первой неделе сентября не представляется возможным. А ведь уже на следующей неделе урок "Глобальные компетенции" в 5 – 9 классах, согласно учебному плану, должен появиться в расписании.
В качестве последнего способа узнать, что же будут изучать наши дети, мы решили пройти по ссылкам для педагогов, которые рекомендуются в ИМП для преподавателей нового курса. К сожалению, в списке из 20 ссылок две ведут на несуществующие ресурсы, семь отправляют на YouTube, следовательно, не могут содержать учебные программы. Остальные 11 представляют собой англоязычные ресурсы. Возникает вопрос: каждый ли казахстанский педагог, особенно сельский, способен ими воспользоваться? Насколько мы смогли понять, все рекомендованные материалы представлены британскими официальными или общественными структурами. Методических материалов на казахском или русском языке для преподавания нового предмета в казахстанской школе на сегодня в свободном доступе нет.
Компетентность или профанация?
Итак, приходится констатировать, что наша школа обзавелась очередным учебным курсом, который, во всяком случае на первых порах, будет преподаваться "на пальцах". Исключение составят только те предметы, которые уже велись в прежние годы, имеют разработанные программы и учебники.
Непонятное содержание, отсутствие подготовленных кадров, недоступные ресурсы, цели изучения, предполагающие превосходство интересов глобального мира над национальными интересами Казахстана... Новый предмет вызывает пока массу вопросов. Одно облегчение — четвертные и годовые оценки за него выставляться пока не будут. Только текущие.
— По курсам "Глобальные компетенции" в 5 – 11 классах суммативное оценивание не проводится, — комментирует Алима Акылбек. — С целью мониторинга учебных достижений обучающихся в ходе изучения курса и оказания им поддержки в процессе обучения проводится формативное оценивание учащихся. В конце четверти и учебного года выставляется "зачёт" или "незачёт".
Пока же, по нашему субъективному мнению, "незачёт" заработали авторы нового учебного курса. Возникают вопросы, как могут учащиеся осознавать важность глобальных мировых процессов, если их преподавание на сегодняшний день превращено в профанацию? И какие компетенции смогут они приобрести в результате изучения предмета, которое организовано спустя рукава?
В новом учебном году казахстанские школьники станут учиться на две недели дольше. Весенние и летние каникулы Министерство просвещения сократило под предлогом того, что ученикам не хватает времени на освоение учебной программы. И в то же время в эту программу вводятся совершенно неподготовленные учебные курсы. Нам одним кажется, что это странно?
Ирина Плотникова