Как не потеряться на летнем отдыхе и что делать, если всё-таки потерялся?
Жаркий сезон — благодатное время для выездов за город. Можно устроить лесную прогулку, освоить новый туристический маршрут, организовать пикник у речки или отправиться за грибами и ягодами. Главное — не заплутать в процессе созерцания красот родного края и не сойти с протоптанной тропы.
По кругу
По словам главного спасателя подразделения № 1 оперативно-спасательного отряда ДЧС ВКО Юрия Суртаева, обращения по поводу пропажи людей — далеко не самая распространенная категория вызовов.
— Не сказать, чтобы каждый день кто-то терялся. И чаще всего потерявшиеся люди находятся без помощи спасателей, — говорит специалист. — Но количество подобных вызовов увеличивается летом, когда начинается сбор грибов и ягод.
Топ мест, в которых могут заплутать как новички, так и бывалые туристы, – это Шульбинский бор, Тарханка и окрестности Риддера. Связано это с отсутствием каких-либо ориентиров на местности, однородностью пейзажа и большой протяженностью диких природных ландшафтов.
— Чаще всего теряются городские жители, которые ведут активный образ жизни. Примерный возраст — от 25 до 40 лет. Они самоуверенные, но отходят от машины — и сразу теряются. Это основная группа, — продолжает Юрий Александрович.
Почему же люди сбиваются с намеченного маршрута и не могут вернуться в исходную точку? Происходит это по самым разным причинам.
— Бывает, люди получают какие-то травмы и не могут дальше передвигаться. Или им становится плохо. В Риддере такое нередко случается с пожилыми грибниками. Стало плохо или произошло обезвоживание, дезориентация в пространстве, человек ходит кругами и не может понять, где он, не может выйти. Потом родственники звонят и сообщают, что человек пошел в лес и пропал, хотя местность знает хорошо, — приводит пример Юрий Суртаев.
Также пропавший может изначально плохо ориентироваться на местности, сбиться со знакомой тропы, потеряться при попытке укрыться от непогоды, увлечься сбором грибов и незаметно для себя зайти слишком далеко в лес.
— А если человек пытается выйти самостоятельно, без ориентиров и троп, он начнет ходить кругами. Один шаг у нас всегда длиннее, другой — короче. Это физиология. За счет этого человек и ходит кругами. Поэтому люди и начинают плутать, — поясняет спасатель.
Подготовка — наше все
Потеряться может каждый. Лучше, конечно, проявить осторожность и не допустить неприятности. Но еще лучше загодя предусмотреть такое развитие событий и подготовиться.
— К поездке нужно готовиться заранее. Зарядить телефон, скачать офлайн-навигаторы, которые работают даже без интернета, — перечисляет Юрий Александрович. — Нужно сообщить близким, куда вы направляетесь – хотя бы примерный маршрут и район. Также важно рассчитать, сколько вам понадобится бензина и заправить машину так, чтобы хватило. Бывали случаи, когда люди заезжали в лес, а выехать из него не хватало топлива. Где-то забуксовали, а когда пытались выбраться - бензин закончился.
Нужно уделить пристальное внимание одежде. Она, конечно же, должна защищать тело от укусов насекомых и быть удобной, соответствовать времени года и погоде.
— Если человек едет в лес, на природу куда-то, надо одеваться ярко. Не надевать камуфляж и одежду цвета хакки. Сейчас многие одеваются в такие костюмы и отправляются на загородный отдых. Спасателям очень тяжело искать человека в такой одежде: он просто сливается с лесом. С вертолетов практически невозможно найти, — объясняет Юрий Суртаев. — Приветствуются желтые, белые и оранжевые цвета.
К выбору обуви тоже стоит подходить с умом. Она не должна давить или натирать. Кроме того, не стоит надевать в поход новую, ранее не опробованную в деле пару.
— Было такое, что люди просто набивали мозоли и не могли дальше идти, звонили и вызывали спасателей, — рассказывает специалист.
С собой должен быть хотя бы минимальный запас воды, еды, спички и медикаментов, нож и фонарик. Лекарства особенно важны, если у человека есть хронические заболевания. Прогулка – это физическая нагрузка, и люди реагируют на нее по-разному. У кого-то могут резко обостриться болезни.
— Если вы идете в лес с детьми, лучше дать им свистки. Звук свистка хорошо слышен, он поможет сориентироваться, где находится ребенок. Как и у взрослого, одежда должна быть яркая, можно даже одевать детей в вещи со светоотражающими элементами, — говорит собеседник.
Стоять или бежать?
Если человек заплутал, самое главное — не паниковать. Если ловит интернет или сотовая связь, нужно просто позвонить в службу 112 или 101 и описать место своего нахождения настолько точно, насколько позволяет сложившаяся ситуация.
Нет связи? Спасатель рекомендует остановиться и успокоиться. А затем попытаться сориентироваться. Например, по звукам.
— Железную дорогу и проходящий поезд слышно на расстоянии примерно 10 километров, лай собак разносится примерно на три километра, — уточняет Юрий Суртаев.
Хорошими ориентирами могут стать линии электропередачи, ручьи или речки - они всегда ведут к людям.
— Двигаться надо вниз по ручью, потому что любой ручей впадает в речку, а реки проходят через населенные пункты, — рекомендует собеседник.
Но предпринимать самостоятельные попытки спасения рекомендуется людям только в хорошей физической форме. Если же человек устал, плохо себя чувствует или получил травму, ему лучше оставаться на месте и беречь силы. При наличии каких-то возвышенностей можно подняться на них с целью поймать связь. Однако бесцельно плутать по незнакомой местности на грани сил и возможностей не стоит.
— Мы найдем человека в любом случае. Но вопрос в том, живым или мертвым. Если человек здоров, физически развит, у него есть какой-то запас продуктов и воды, он может блуждать в лесу и неделю, и две. Бывает, и через месяц находят людей в лесах. У нас в ВКО таких случаев, конечно, не было. Мы, как правило, находим быстро, — подчеркивает Юрий Александрович.
Большие проблемы маленьких людей
Отдельно стоит сказать про детей. На самостоятельные вылазки на природу они не способны, но могут потеряться вместе с сопровождающим взрослым.
— Девочка ехала с дедушкой на пасеку. Дедушке стало плохо, и он умер в машине. Ребенок не понял, что произошло, она думала, что дедушка спит. Она два дня сидела в машине, благо нашла в ней печенье и воду, — приводит в пример случай из практики Юрий Суртаев. — Дедушка не вышел на связь, и его дети, родители девочки, забеспокоились и подняли тревогу.
Чтобы даже в такой экстренной ситуации ребенок не растерялся и смог продержаться до приезда подмоги, с ним надо тщательно обговорить правила безопасности.
Но тут справедливо заметить, что потеряться малыш может не только на природе. Лето — пора прогулок. А если в ходе прогулки ребенок заиграется, он может незаметно для себя уйти на приличное расстояние от дома или родителей.
На такой вариант спасатель советует класть малышу в карман записки с его данными и контактными телефонами родителей, а также использовать современные гаджеты, такие как смарт-часы с GPS-навигатором и смартфоны.
— Надо научить ребенка не плакать, а громко просить помощи у окружающих. Детям может помочь только взрослый человек. Самостоятельно они не найдут дорогу, — подчеркивает Юрий Александрович. — И взрослым надо обращать внимание на беспризорно гуляющих детей.
Если малыш пропал, тянуть время нельзя. Следует как можно скорее обращаться к профессионалам.
— Родителям нужно сообщать о том, что ребенок пропал. И чем раньше, тем лучше. Потому что он может потеряться, но не понимать этого. Будет идти и идти, для него это будет прогулка, — объясняет собеседник. — У нас был случай, когда ребенок четырех лет прошел около пяти километров, причем по лесной местности.
К слову, в поисково-спасательных операциях, по словам Юрия Суртаева, участвуют от 6 до 30 человек. Плюс к поискам зачастую привлекают волонтеров и проводников.
— Не в каждой местности можно найти человека без проводника, — отмечает специалист.
Если сигнал поступает непосредственно от человека, который потерялся, перед спасателями стоит довольно простая задача. Но если о пропаже человека сообщают третьи лица, то поиски начинаются по примерному маршруту следования пропавшего. При отсутствии положительного результата маршрут постепенно расширяют.
Елизавета Седых