Про шпаги, восковые фигуры и падающего слона

25 сентября 2021, 10:44
Сейчас читают:
Про шпаги, восковые фигуры и падающего слона Про шпаги, восковые фигуры и падающего слона
Про шпаги, восковые фигуры и падающего слона
Роман Степенский
Фото из архива Романа Степенского

Выход на ринг или выход на сцену? Не вопрос, если за дело берется Роман Степенский. Ведь совмещать боевые искусства с актерской игрой, без сомнения, его призвание. Как в равной степени виртуозно владеть навыками дзюдо, средневековым оружием и собой, поделился художественный руководитель Восточно-Казахстанского областного драматического театра.

Талантливый человек талантлив во всем. И жизнь Романа Степенского яркое тому подтверждение. Ему мастерски удалось вписать в сценарий своей жизни и серьезные спортивные достижения, и успех на сцене и в кино. И все же главной ролью для него был и остается театр.

Бой с этюдами

Задатки актера у Романа проявились еще в самом юном возрасте.

— Актерским мастерством я увлекался, пожалуй, с детства, — говорит мужчина. — Во дворе мы с друзьями часто играли в мушкетеров, с палками бегали. А в старших классах я постоянно участвовал в различных мероприятиях, КВН... Мне очень нравилось.

Но реализовать неуемную энергию в школьных стенах не удавалось, и юноша с головой ушел в спорт.

— В 14 лет я пришел записываться в секцию дзюдо, — рассказывает Роман. — А таких желающих, как я, оказалось много, поэтому отбор установили жесткий: чтобы пройти, нужно было подтянуться 15 раз. Ну я, в принципе, парень был достаточно крепкий (регулярно ездил к родственникам в деревню Верх-Убу, там колол дрова, помогал дом строить, сено заготавливать...). Поэтому такой смело подхожу к турнику, начинаю подтягиваться — и на 13-м подходе вдруг понимаю, что у меня нет больше сил. Но мне до такой степени хотелось попасть в секцию, что я отказался спрыгивать с турника. Я продолжал висеть на нем, пытаясь собраться и подтянуться оставшиеся два раза. Мне уже тренер говорит, мол, хватит, давай слезай, а я говорю: нет, вы же меня тогда на дзюдо не возьмете. Но тренер, видимо, отметил мое упрямство — и взял в группу.

С этого момента в жизни будущего актера началась серьезная спортивная подготовка. Тренировки, соревнования, чемпионаты — и первые победы.

— Свою первую золотую медаль я получил на областном чемпионате молодежи. После были республиканские соревнования по дзюдо и рукопашному бою, где я тоже занимал достойные места, — перечисляет мужчина. — Потом еще много всевозможных спортивных мероприятий было. В общем, спорт в моей жизни тогда укрепился основательно.

Однако мысли о сцене не покидали Романа. И он периодически возвращался к идее об изучении актерского дела.

— Всерьез о карьере артиста я задумался в 1993 году, когда не попал на вступительные экзамены исторического факультета, — смеется Роман. — Я пошел на экзамены, но на крыльце неожиданно подвернул ногу — и вернулся домой. Соответственно, в университет не поступил. И тогда мама мне подсказала, что у нас в городе есть колледж искусств, где изучают актерское мастерство.

И Роман поступил в Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных на специализацию театральной режиссуры.

— Все время, пока я учился, мой тренер по дзюдо воевал с моим педагогом из училища, — с улыбкой вспоминает актер. — Причем когда они спорили, это всегда выглядело немного комично: Евгений Алексе­евич довольно крупный мужчина, под два метра ростом, громогласный, а Наталья Абрамовна очень маленькая, хрупкая, но тоже с боевым характером. И вот они как схлестнутся: "Какие этюды? Вы понимаете, что у него тренировка! Ему на соревнования ехать!" — "А вы понимаете, что у него призвание — театр? Вы еще пока не понимаете!"... Но в итоге Наталья Абрамовна победила.

От зайки до поручика Ржевского

В 1996 году после окончания училища Романа пригласили работать актером в театре драмы имени Джамбула.

— Самой первой моей ролью в профессиональном театре стала роль очень трусливого зайца в постановке для детей, — улыбается Роман. — По сюжету мне, то есть зайцу, предстояло набраться смелости посадить самолет, в котором уснули пилоты. На премьеру пришла вся наша спортивная команда. Они тогда перепугали детей — такие лбы сидели хохотали. Они-то знали меня серьезным борцом, бойцом, а тут: "Держись, Трусохвостик! Сажай самолет!.."

В театре Роман провел четыре года. За этот период мужчина сыграл около 25 ролей. Но в какой-то момент у него возникло чувство, что он перестал профессионально расти. Тогда, недолго думая, молодой артист оставил Усть-Каменогорск и отправился в Москву поступать в Российский институт театрального искусства (ГИТИС).

— Удивил и восхитил меня тот факт, что на кафедре моего курса большая часть педагогов были действующими каскадерами и снимались в кино, — делится актер. — А каскадеры — это же и трюки с драками, и мототрюки, кто-то исполняет падения, кто-то — горение... Но больше всего меня впечатлили фехтовальщики. А поскольку я уже имел достаточный спортивный опыт, я с большим интересом стал изучать мастерство сценического фехтования.

Роман Степенский окончил институт с красным дип­ломом. А заодно добился практически мушкетерского уровня владения шпагой. Почти сразу после обучения в ГИТИС Роман устроился работать в Российский академический молодежный театр (РАМТ).

— Параллельно я продолжил совершенствовать навыки сценического фехтования, — отмечает собеседник. — Вошел в клуб РАМТ "Фехтомания". Спустя время я находился в составе сразу трех каскадерских команд, с которыми мы участвовали в различных тематических состязаниях. Но главным событием для нас стало участие в чемпионате мира.

В 2008 году сборная России по сценическому фехтованию впервые удостоилась чести принять участие в чемпионате мира, который проходил в Республике Сан-Марино.

— Фестиваль был организован грандиозно, — говорит Роман. — Соревнования проходили в средневековом замке. Очень атмосферное место. Без лишней скромности скажу, что наша команда выступила блестяще.

Группа РАМТ завоевала сразу две золотые медали. И окрыленные победой артисты готовились к выступ­лению на гала-концерте, где участники уже вне конкурса представляли свои лучшие номера.

— Гала-концерт проходил под открытым небом. Все лестницы и амфитеатры были забиты народом, — продолжает мужчина. — Мы должны были выступать с номером "Музей восковых фигур", который и принес нам победу. У меня была роль поручика Ржевского.

Сюжет номера основывался на том, что парень-тинейджер приходит в музей восковых фигур и начинает издеваться над куклами: кому-то жвачку налепит, с кого-то шляпу собьет. И вдруг бах! — за ним захлопывается дверь, звучит музыка, и фигуры (киногерои и литературные персонажи) оживают, вступая в бой с юным хулиганом и друг с другом.

— Борьбу на сцене мы обыграли с юмором, сделав особые акценты на музыке, — уточняет Роман. — Номер изобиловал различными боевыми приемами, замедлением действий (рапид), всякими другими зрелищными и смешными штуками. Например, Фредди Крюгер своими металлическими когтями насквозь прошивает Капитана Джека Воробья, и, соединившись таким образом, фигуры пускаются в пляс, кружась в вальсе. И мы в этом кураже, уже призеры, победители, демонстрируем наш номер — и вдруг в какой-то момент колонки глохнут.

Но нечаянная заминка стала неожиданным поворотом в выступлении команды.

— Музыка исчезла, но мы, моментально сориентировавшись, продолжили исполнять наши трюки по сценарию, — рассказывает актер. — Фехтуем-фехтуем, и в тот момент, когда должен был произойти выход из эффекта рапид, у нас включается музыка — и мы попадаем четко в такт мелодии, которая зазвучала. Зрительный зал просто взорвался. То есть мы настолько были хорошо сработаны с ребятами, что умудрились не выпасть из ритма, несмотря на неполадку. В общем, для нас это тоже были сильные впечатления.

Наряду с успехами в "мушкетерском деле", работа в РАМТ дала возможность Роману Степенскому экспериментировать, каждый раз вживаясь в самые неожиданные амплуа.

— В 2011 году у нас случился очень необычный проект, когда молодым начинающим режиссерам предложили поставить в РАМТ детские спектакли, — говорит Роман. — При этом ребятам разрешили взять в работу всю нашу труппу профессиональных актеров.

В проекте приняли участие молодые режиссеры Александр Хухлин, Екатерина Половцева, Марфа Горвиц и Стрем Рейбо Сигрид. А в качестве материала для постановок ребята выбрали сказки "Волшебное кольцо" Бориса Шергина, "Почти взаправду" Тоона Теллегена, "Бесстрашный барин" из народного фольклора и "Кот, который гулял, где ему вздумается" Редь­ярда Киплинга.

— В спектакле "Почти взаправду" я играл потрясающего слона, который постоянно падает с деревьев, и ему кажется, что с каждого нового дерева он падает по-разному: с тополя так, с дуба вот так, — смеется актер.

После премьеры экспериментальная команда режиссеров и актеров получила "Золотую маску" на Российской национальной театральной премии.

— Между прочим, все эти ребята сейчас абсолютно топовые режиссеры в Москве, — добавляет Роман. — Кстати, мне периодически задают вопрос: в каких спектаклях мне больше нравится участвовать — взрослых или детских? Я думаю, это как сравнивать торт с шашлыком. И то и другое прекрасно в своем роде. Но если взрослые, даже потеряв интерес, могут из вежливости продолжать смотреть, то ребенка не обманешь. Фальшь на сцене в игре для детей не пройдет. Поэтому с детскими постановками нужно выкладываться особенно.

Следующий дубль

Помимо театральной сцены Роману всегда было любопытно попробовать себя в кино. И, как всегда, в очередном новом деле целеустремленного артиста ждал триумф. Талантливый и упорный в работе Роман Степенский снялся уже в 47 кинофильмах. В фильмографию мужчины вошли "Слуга государев", "Записки тайной канцелярии", а на съемках фильма "Викинг" Роману довелось работать с популярным современным актером Данилой Козловским. Последние три картины с участием Романа, одна из которых "Путь Абая", снимались уже в Казахстане: в 2015 году Роман вернулся из Москвы.

— Безусловно, кино для меня стало ценным опытом, но все же это не со­всем то, что мне интересно, — признается Роман. — Театр для меня ближе. Это живое искусство. И оно формирует живого человека, дает жить душе. Однажды я даже отказался от съемок ради спектакля. Незадолго до того, как я решил вернуться в Усть-Каменогорск, мне предложили роль в новой экранизации про мушкетеров. То есть задумывался фильм про детей мушкетеров, причем актерский состав был достаточно звездный, например, там должен был играть Михаил Боярский. Мне предложили роль Портоса-младшего.

Но в этот же момент Романа пригласили на роль Мартина Идена в постановке одноименного романа Джека Лондона. И мужчина снова выбрал театр.

— Серьезная роль, трагичная, далась мне непросто, — признается актер. — Спектакль потребовал какой-то колоссальной душевной отдачи. Обычно во время спектакля и после, обмениваясь энергией с залом и со своими коллегами по сцене, ощущаешь подъем сил. После этого же выступления я около часа сидел без движения в гримерке и смотрел в одну точку. Приходил в себя. Настолько чувствовал себя усталым и даже опустошенным.

Тем не менее сложная роль стала своего рода испытанием, которое дало новые знания и поставило артиста на новую ступень актерского мастерства.

— Многие покрутили у виска, когда узнали, что я возвращаюсь в Усть-Каменогорск ("Опять в провинцию? И это после ошеломительного успеха в самой Москве!"), — пожимает плечами Роман. — Больше всех досадовал отец. Но я не сомневался ни минуты. Я очень люблю этот город. Это мой дом. Здесь наши люди. И здесь мне есть чем заняться.

А заняться Роман собирался тем, к чему всегда лежала душа, — театром. И вскоре после приезда он вновь вышел на сцену — уже Восточно-Казахстанского областного драматического театра.

— Театр многому меня научил, — считает Роман. — Во-первых, тому, что нужно всегда искать и пробовать новое, даже если это новое заставит выйти из зоны комфорта. Еще театр на­учил меня терпению, умению контролировать свои эмоции. И главное, что я понял, — талант не является первостепенным в работе актера. Главное — азарт, фантазия. Я думаю, что нужно жить, как дети, — жадно, интенсивно. Как быстро они переключаются на что-то новое: "О, ничего себе!" — и начинают изучать. Вот так и надо жить.

А два года назад Роман Степенский возглавил русскую труппу театра, приняв должность художественного руководителя. Оценить, насколько он справляется со своей новой жизненной ролью, зрители смогут во время открытия 86-го театрального сезона в Усть-Каменогорске. Но глядя на этого энергичного, живого и счастливого человека, сомневаться в его успехе не приходится. Ведь талантливый человек, как известно, талантлив во всем...

Лилия Дроздова

Также читайте