Родители школьников ВКО против "лишних" предметов в школьной программе

26 февраля 2022, 3:32
Сейчас читают:
Родители школьников ВКО против "лишних" предметов в школьной программе Родители школьников ВКО против "лишних" предметов в школьной программе
Родители школьников ВКО против "лишних" предметов в школьной программе

Министерство образования планирует внедрить в школьную программу новые курсы. Однако родители школьников в подавляющем большинстве убеждены, что программа и без того переполнена предметами, на которые время детей тратится впустую. Какие учебные курсы уже сегодня считают ненужными родители школьников Восточного Казахстана, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Не хватает компетентности?

На минувшей неделе Министерство образования и науки Республики Казахстан порадовало общественность новостью о том, что содержание учебных предметов в школе в очередной раз будет пересматриваться. Речь идёт о пресловутом "обновлённом содержании образования", программы которого были утверждены не так давно — в 2015 году, а с 2016 по 2021 год осуществлялось поэтапное внедрение.

"Обновлёнка" провозгласила своими главными принципами нацеленность на результат — развитие компетенций школьников и конкурентоспособность выпускников казахстанской школы. Вот только похоже, что с тем и с другим вышла какая-то заминка. Иначе зачем понадобился такой экстренный пересмотр учебного содержания, которое едва успели внедрить?

То, что качество современного казахстанского образования не выдерживает критики, в очередной раз показали результаты международных исследований PISA, подведённые три года назад. В рейтинге PISA-2018 Казахстан набрал 423 балла по математике (заняв 53-е место), 387 баллов по чтению (69-е место) и 397 баллов по естественным наукам (68-е место). Итоги оказались ниже, чем в 2015 году, когда проводилось аналогичное исследование.

Самые свежие данные, характеризующие нашу образовательную систему, прозвучали в начале 2022 года. Оказалось, что Казахстан находится на 71 месте из 78 в международном рейтинге лучших стран для образования, соперничая с Узбекистаном, занявшим 72 место. Замыкает этот рейтинг Гватемала.

"Архимедов рычаг" от МОН РК

Итак, международные исследования выявили, что наши дети плохо считают, слабо понимают прочитанное и не очень ориентируются в естественно-научной картине мира. Почти двухлетнее дистанционное обучение, по мнению учителей, родителей, да и самих учеников, ещё усугубило эти проблемы. В этих условиях Министерство образования и науки недавно анонсировало очередной вариант их решения.

— Планируем разработать и включить в школьную программу курс "Глобальные компетенции", — сообщает председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова. — Также планируем проводить раннюю проф­ориентацию школьников с выявлением способностей детей.

Курсов "Глобальные компетенции" будет семь: "Эмоциональный интеллект и критическое мышление", "Экологическая культура", "Этика и добропорядочность", "Медиа­грамотность", "Основы религиоведения", "Финансовая грамотность и основы предпринимательства" и "Правовая и гражданская культура и патриотизм". Каждый будет занимать один учебный год. На каждый отводится один час в неделю, 34 часа в год.

Ещё одним рычагом, с помощью которого наши функционеры от образования намереваются "перевернуть землю", объявлен воспитательный аспект образования. В ходе аппаратного совещания 8 февраля министр образования и науки Асхат Аймагамбетов объявил, что вместо отдельных мероприятий воспитательный компонент должен присутствовать в ходе каждого урока.

— Не нужно увлекаться формой, а больше обращать внимание на содержание, — заявил Асхат Аймагамбетов. — Воспитательная работа, безусловно, важна. Роль института семьи, такие понятия, как труд, родина, дружба, взаимопомощь, здоровье, спорт, — все это те ценности, которые мы должны культивировать в стенах наших учебных заведений.

Где время, Зин?

Как ни странно, новая инициатива не вызвала восторга ни у педагогов, ни у родителей.

— За счёт каких часов будут вводиться новые курсы, интересно знать? — интересуется учитель одной из школ ВКО, попросивший не указывать его имя. — Чтобы ввести что-то новое, надо сокращать уже существующие предметы. Хотелось бы знать, какие именно? Обновлённая программа и без того урезала основные учебные курсы до минимума. До этой реформы воспитанием мы на уроках истории всегда занимались. Но с внедрением "обновлёнки" на это уже попросту не осталось времени. В курсе всемирной истории каждый урок — новая тема. СОРы тоже проводятся за счёт часов, отведённых на изучение программы. Тут и учебное содержание, даже в нынешнем урезанном виде, втиснуть не всегда получается.

В то же время инструктивно-методическое письмо "Об особенностях учебно-воспитательного процесса  в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021/2022 учебном году" рекомендует в школах с казахским языком обучения изучать в 6 классе игру на домбре за счёт уроков музыки. Один час физкультуры из трёх рекомендуется отводить на настольные игры "Шахматы", "Тоғыз құмалақ", "Настольный теннис" и на ритмические движения "Спортивный и бальный танцы". За счёт истории Казахстана идёт преподавание курса "Краеведение". Предмет "Основы предпринимательства и бизнеса" в 10-м и 11-м классе изучается два часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Зато изучение русского языка съёжилось до трёх часов в неделю в 5 – 7 классах и до двух — в 8 – 9 классах. Всемирная история в 5 – 9 классах изу­чается по одному часу в неделю. При этом дети не получают систематического представления об общественно-политических процессах и законах развития общества. Предмет "Обществознание" вообще исчез из обновлённой программы. Не изучаются больше изобразительное искусство и черчение. Их место занял  художественный труд — по 34 часа в год в 1 – 4 классах, по 68 часов в 5 – 6 классах, с 7 по 9 класс — 34 часа в год, час в неделю.

Самый ненужный предмет

Мы провели публичный опрос в соцсетях, чтобы выяснить, как относятся жители ВКО к идее введения в школьный курс новых предметов. Увы, большинство респондентов идею министерства не поддержали. 80,6 процента опрошенных высказались за то, что школьная программа уже сегодня перегружена. За введение новых курсов, которые являлись бы жизненно необходимыми, проголосовали 15,3 процента. Правда, опрос не предполагал конкретизации предметов, которые родители считают необходимым ввести. И лишь четыре процента считают, что все существующие учебные курсы действительно нужны детям.

Своё мнение относительно того, какие предметы, по мнению восточноказахстанцев, можно было бы безболезненно исключить из школьной программы, люди высказывали в комментариях. Абсолютным рекордсменом стал курс "Самопознание". Его назвал практически каждый высказавшийся.

"Самопознание — название предмета крутое, а по факту преподают всякую ерунду, совершенно не связанную со значением этого слова", — пишет orehova_65 (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены).

"Самопознание!!!!! Никчемный, отвратный предмет, заставляющий детей с детства кривить душой", — возмущается mazitovaalla691.

"Самопознание, добропорядочность и этика. Если дома не подают пример, 45 минут в неделю не спасут", — высказывает мнение lge_4q.

Не очень любят "Самопознание" и дети, особенно парни-старшеклассники, которым претит раскрывать свой внутренний мир перед посторонними. Психологи говорят, что в 15 – 17 лет у юношей наступает возраст интимности, связанный с половым созреванием. В этом возрасте подростков заставляет переживать любая мелочь. Одновременно идёт эмоциональное обособление от взрослых. А на уроках самопознания парни и девушки вынуждены становиться в "круг радости", излучать позитив, говорить вслух о сокровенном. А каким словом в русском языке именуется выражение чувств, которые человек не испытывает на самом деле? Не лицемерием ли?

На критику казахстанцами предмета "Самопознание" ответила пресс-служба МОН РК:

— На сегодняшний день в рамках государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования предмет "Самопознание" изучается с 1 по 11 класс в качестве инвариантного (обязательного) компонента. В настоящее время рассматриваются различные варианты, в том числе и возможность перевода данного обязательного для изучения в школе предмета в разряд факультативных со следующего учебного года (по выбору школьников и только в одном классе, а не с 1 по 11-й как раньше).

Сегодня превращение "Самопознания" в факультативный курс в одном из классов с 1 сентября 2022 года рассматривается уже в качестве проекта.

Напомним, что предмет "Самопознание" завёлся в школьной программе с 2009 года по инициативе бывшей первой леди Казахстана Сары Назарбаевой. Его внедрением занимается "Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр "Бобек". В вузах введена подготовка педагогов по специальности "социальная педагогика и самопознание". Предмет "Самопознание" ведётся с 1 по 11 класс, ежегодно отнимая у детей 34 учебных часа (один урок в неделю).

Каша в головах

Досталось от родителей и другим нововведениям казахстанской педагогики. На втором месте по ненужности вслед за "Самопознанием" оказался предмет "Познание мира".

"Самопознание можно объединить с литературным чтением в начальных классах, и урок чтения был бы интереснее, — высказывается olganikulina904. — А познание мира — действительно бесполезный предмет, там всё в кучу собрано даже не понятно что именно дети изучают: то ли историю древнего мира, то ли географию, то ли законы Казахстана?"

Возмущение у наших респондентов вызывают также новые курсы: "Абайтану", который, по мнению опрошенных, спокойно можно объединить с литературой, и "Алаштану", который прекрасно вписывается в историю Казахстана.

Главной проблемой родители учеников считают межпредметную мешанину, которой напичканы современные учебные курсы. Папы и мамы предпочли бы видеть предметы в их прежнем виде, дававшие систему научных знаний о мире.

"Естествознание в 5 – 6 классах — это скачки по макушкам всех наук: химии, физики, географии, биологии и экономики, — пишет obormotstitch. — И в результате ничего в голове, потому что эти азы ничем дальше не подкрепляются. Пусть лучше в 5 география, а в 6 биология вместо этой естествознательной солянки".

В комментариях неоднократно звучали пожелания, чтобы добавилось количество часов на русский язык и математику. Чтобы увеличилось количество решаемых примеров, выполняемых диктантов и сочинений, выученных стихов. Казахский и английский языки изучать так, чтобы не приходилось платить репетиторам.

Отдельную печаль для родителей составляют уроки информатики и труда в нынешнем их виде.

"Недавно ужаснулась, что племянник 13 лет не умеет на клавиатуре язык переключать, — пишет dianaantropova1. — Причём он не глупый умный мальчик получает "5" и "4". В школе просто их не учат этому, они там изучают историю компьютеров".

Урок трудового обучения считают бесполезным родители и сами подростки. Сегодня мальчиков и девочек больше не учат по отдельным программам техническому и обслуживающему труду. Предмет называется "Художественный труд".

"Труды, ИЗО — это больше не разные предметы, — комментирует vkoolga_uk (вероятно, учитель). — Один  урок в неделю в начальной школе. Когда ввели "обновленку" и уменьшили количество часов на эти предметы, я, конечно, предполагала, что моторика детей ухудшится, но я даже не предполагала, какая будет катастрофа. 10-летние дети неспособные вырезать ровно (уже не говорю, самому начертить). А ведь научно доказана связь развития мелкой моторики и мозга ребенка".

"На трудах мальчиков надо учить краны ремонтировать, а не лобзиком фигурки вырезать, — иронизирует larisa.3469. — А то потом жена скажет: "Кран на кухне сломался", а он будет сидеть и зайчиков выпиливать".

"Уберите все свои новомодные предметы, верните нормальную историю, биологию, ботанику, географию!" — выражает общее мнение gvozdeva.aliona.

Не пришла ли пора нашим высокопоставленным чиновникам от образования заканчивать эксперименты на детях и прислушаться к пожеланиям общественности, которая не первый год требует вернуть научное и системное содержание образования и работающие методики обучения?

Ирина Плотникова

Также читайте