Следующий учебный год в школах Казахстана снова будет длинным
Завершился первый в истории Казахстана 36-недельный учебный год в школах. Сокращение каникул вызвало негативный отклик среди родителей. Педагоги и школьные врачи также констатируют, что дети устали. Эксперты же пришли к выводу, что по одному учебному году невозможно сделать выводы о каком-то влиянии этой меры на качество образования. Потребуется минимум три года.
Никакого вреда, кроме пользы?
Оценить эффективность от увеличения продолжительности учебного времени на две недели призвана была экспертная комиссия при Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина. В состав комиссии вошли 30 человек: представители Комитета среднего образования при Министерстве просвещения РК, учёные из академии Алтынсарина, представители Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования и Республиканского научно-практического центра "Дарын", Национального научно-практического центра физической культуры, Национального центра исследований и оценки образования "Талдау" имени Ахмета Байтурсынова, а также директора государственных и частных школ Астаны.
Первое заседание комиссии состоялось 26 июня. Положительную сторону перехода к 36-недельному учебному году эксперты увидели в том, что порядка 95 процентов школ Казахстана начали учиться пять дней в неделю.
— Переход на пятидневную учебную неделю даёт детям время на дополнительные занятия, кружки, — считает директор астанинской гимназии № 14 Дидар Байтасов. — В то же время это даёт педагогам большую возможность побыть со своей семьёй, заниматься саморазвитием. Но в первую очередь переход направлен на защиту педагогов от профессионального выгорания.
Возможно, именно учителя в наибольшей степени заинтересованы в том, чтобы увеличить продолжительность учебного года. И дело не только в желании получить лишний выходной. Не секрет, что с переходом на обновлённое содержание образования, при котором СОРы проводятся после изучения каждой темы, стала резко ощущаться нехватка времени для повторения и работы над ошибками.
— Увеличение продолжительности учебного года позволяет использовать дополнительные учебные часы на закрепление и повторение сложных тем, — считает вице-президент Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина Руслан Каратабанов.
Учитесь планировать, учителя!
Ну а как же быть с тем, что все учебники были изданы до продления и рассчитаны на 34-недельный учебный год? Со времён введения "обновлёнки" на любую критику учебников существует один ответ: они больше не являются основным источником знания по предмету.
— Если учебник закончился, это не означает, что учебную программу полностью освоили, — напоминает Дидар Байтасов. — Есть много разных форм и методов по усвоению учебной программы, опять же – проекты. К учебникам нужно относиться лишь как к ресурсам знаний.
По мнению экспертов, проблемы в нынешнем году возникли из-за неправильного календарно-тематического планирования учителями прохождения учебных курсов. Следовательно, необходимо оказать педагогам методическую поддержку, чтобы они научились правильно распределять учебное время с учётом новой продолжительности учебного года.
— Мы все хорошо понимаем, что ориентируемся на программу, — выражает мнение портала Pedsovet.kz Станислав Кауров. — Поэтому, мне кажется, здесь нам вместе с коллегами нужно отработать, чтобы не было ситуаций, когда люди пишут, что программа закончилась и дети отдыхают. Наверное, здесь надо пересмотреть видение своей работы. Через год мы не сможем увидеть, хорошо это сказалось или плохо на детях, учителях, родителях. Делать выводы по прошествии только одного года, как мне кажется, неразумно. Думаю, что вполне возможно и 36 недель, и нормальные каникулы, к которым привыкли дети и учителя, поместить в наш календарь. Необходимо посмотреть, каким будет эффект через два-три года. Если эта работа будет продолжена, то через два-три года должны увидеть результаты. Сейчас – да, мы продлили учебный год, но в содержании мало что поменялось.
О здоровье позаботятся?
Самыми ярыми противниками нововведения выступили родители школьников. Члены комиссии высказались за то, чтобы родители не мешали работать тем, кто знает, как надо учить их детей.
— За этот год граждане не увидели чётких результатов, но нужно время, — заявила глава Республиканской ассоциации частных организаций дошкольного и среднего образования "Әділет" Динара Кудайкулова. — Раньше казахстанские школы не видели и результатов PISA, международных олимпиад. Мы молодое государство, идём к совершенствованию нашего учебного плана, хотим дать больше и качественнее. Мы ещё к этому придём. Я не думаю, что министерство из прихоти продлевает учебный год. Есть исследования. Недовольные будут всегда. И почему в продлении учебного года должны выступать в противовес именно родители? Они же не педагоги по образованию. Если они не разбираются в учебном плане, то должны выступать эксперты. Я считаю, что нужно дать школам академическую свободу, если есть необходимость – дать дополнительные часы, тем более, если есть результаты. Если бы мы прислушивались только к родителям, то мы бы отдыхали не три месяца, а четыре. Семья может сказать: "Мы на Новый год на две недели уезжаем, продлите нам каникулы".
Едва ли такая точка зрения может встретить широкую поддержку родителей, которые считают, что с ними должны считаться чиновники от образования. Особенно в тех случаях, когда дело касается здоровья детей. Но в Минздраве констатировали, что не видят особого вреда здоровью, если будут соблюдаться определённые условия. В приказе министра здравоохранения "Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к объектам образования" они обозначены. Прежде всего, должно быть соблюдение температурного режима. Оптимальная температура воздуха для занятий в помещении составляет плюс 23 – 25°C, допустимая — от 18 до 28 градусов. Влажность может колебаться от 30 до 65 процентов. Уроки физической культуры летом врачи рекомендуют проводить на свежем воздухе, в лёгкой спортивной форме и головных уборах. Уроки в последнюю неделю они советуют укорачивать и проводить в свободной форме.
В ходе обсуждения прозвучали и те аргументы, которые уже озвучивала ранее общественность Усть-Каменогорска. В школах сейчас нет условий для занятий в летнюю жару.
Остаются вопросы, будут ли выделены деньги на оснащение всех школьных классов системами вентиляции и кондиционирования, и когда такое оснащение произойдёт. Во всяком случае, на момент окончания учебного года по нашей области никаких мер в этом направлении не принималось.
— В настоящее время алгоритм действий для учреждений образования на случай высокой температуры атмосферного воздуха в мае не предусмотрен, — информирует заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля ВКО Галымбек Алин.
Систему пересматривать будем?
По мнению некоторых экспертов, продление учебного года — это частичная косметическая мера, которая не решит фундаментальных проблем, накопившихся в казахстанском образовании.
— Мы сейчас рассматриваем следствие, но не видим причину, — констатирует кандидат педагогических наук Фёдор Вассерман. — После пандемии во всём мире отставание было как минимум на год. У нас есть проблемы с учебниками, учебными планами, измерителями, международными рейтингами. Неожиданно вводится дополнительная неделя. Мнение практиков нам говорит, что система не в порядке. Её может привести в порядок только научная работа и сопровождение по всем направлениям. Сейчас рано делать выводы. В последние годы, к сожалению, квалифицированного, эффективного научного анализа состояния системы не было.
Будет ли услышана эта точка зрения? Этого очень хотелось бы учителям школ Восточного Казахстана, с которыми мы обсуждали проблему качества образования и попытку решить её путём сокращения каникул.
Как бы то ни было, 19 июля комиссия сформулировала свой вердикт. Он гласит: одного года для оценки эффективности продления учебного года недостаточно, целесообразно продолжить исполнение принятого решения. Экспериментировать над детьми будут минимум три года. Эксперты считают, что длинный учебный год позволяет в удобном темпе осваивать школьную программу и снизить риски для психического и физического здоровья обучающихся.
Ирина Плотникова