В онкологическом диспансере Семея проводятся уникальные исследования
В онкологическом диспансере Семея начали проводить уникальные исследования. Эти методы позволяют за короткое время определить, злокачественная или доброкачественная опухоль у пациента, какие органы поражены метастазами, будет ли прогрессировать онкозаболевание после операции. Кроме того, на базе регионального онкодиспансера Семея планируется бесплатно проводить йод-терапию, передает корреспондент YK-news.kz.
Не так давно в Казахстане была принята программа развития онкослужбы на 2013-2016 годы. В ее рамках в республике запланировано открыть пять высокотехнологичных радиологических центров. Одним из городов-"счастливчиков" стал Семей.
– Пока такой центр у нас только строится, – рассказала врач-эндокринолог, доктор медицинских наук регионального онкологического диспансера Семея Баян Атантаева. – На базе центра откроется отделение ядерной медицины, где будет применяться диагностика и лечение радиофармпрепаратами. Первая "ласточка" у нас уже есть в этом направлении – мы проводим сцинтиграфию щитовидной железы.
Технеций в помощь
Допустим, у человека заболевание щитовидки, подозрение на онкологию. Однако лечащий врач, получив на руки результаты анализов пациента, УЗИ, сомневается в постановке диагноза.
– В этом случае сцинтиграфия – верный помощник, – пояснила Баян Атантаева. – Она позволяет определить – доброкачественное или злокачественное это заболевание, выявить рак на ранней стадии, определить объемы операции при необходимости.
Медики с помощью этого метода получают наглядное представление о форме и размере щитовидки, о наличии в ней очагов поражения. В организм обследуемого человека внутривенно вводится специальное вещество – радиоизотоп технеций. Он разносится по организму, захватывается щитовидкой и начинает излучать энергию, которая считывается специальным устройством – гамма-камерой. Потом информация об обследуемом выводится на компьютер.
Кстати, с помощью сцинтиграфии можно обследовать больных и после операции на щитовидке. Если это было онкозаболевание, то можно определить, есть ли рецидивы, метастазы. Если операция при узловом зобе – увидеть, есть ли остатки ткани железы.
На сцинтиграфию могут рассчитывать абсолютно все жители ВКО. Но на процедуру можно попасть по направлению эндокринолога, врача СВА, пояснили в центре. Так что при необходимости узнавайте у своего доктора о такой возможности. Сцинтиграфия проводится бесплатно.
Лечение йодом
Радиологический центр в Семее еще строится. Завершить стройку и дооснастить центр планируется к концу этого года. Для восточноказахстанцев откроются новые возможности диагностики, лечения онко- и других заболеваний.
– Будут проводиться диагностические и лечебные процедуры на всех органах без исключения, – рассказала Баян Атантаева. – К примеру, мы ждем два позитронно-эмиссионных томографа (ПЭТ КТ). С помощью этого аппарата сканируется всё тело человека. И если в организме есть даже крохотная опухоль – он покажет.
Перспектива хорошая. Особенно с учетом высокого уровня онкозаболеваемости в нашем регионе. Но это перспектива, поэтому сейчас мы не можем точно сказать, кто вправе рассчитывать на обследование с помощью универсального "сканера".
Планируется внедрить в центре и другое новшество – йод-терапию.
– Этот вид лечения применяется не только при терапии рака щитовидки, но и токсического зоба. Вы наверняка знаете, что недуги щитовидной железы очень распространены в ВКО. А вот йод-терапии нет нигде в Казахстане, – пояснила эндокринолог. – За рубежом эта процедура в копеечку обойдется. К примеру, в Обнинске лечение таким способом стоит примерно 80 тысяч российских рублей, в Таллине – 1700 евро.
Йод-терапия исключает операцию при злокачественном течении заболеваний щитовидки. Человек лежит в стационаре, пьёт радиоактивный йод. Он накапливается в организме. После распада вещества человека выписывают.ациент стопроцентно вылечивается.
Полный расклад
На базе регионального онкодиспансера Семея располагается еще одно уникальное учреждение – референс-центр, где применяется метод иммуногистохимии.– Всего в Казахстане три подобных центра, – рассказала заведующая патоморфологическим отделением Семейского онкодиспансера Салтанат Болсынбекова. – У нас в Семее, в Алматы и Караганде. Наш центр обслуживает население Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей.
Бывает, что у человека обнаружены метастазы, но всевозможные анализы, осмотры не показывают, откуда они взялись. Медики, воспользовавшись методом иммуногистохимии, могут определить где находится первичная опухоль.
Кроме того, с помощью иммуногистохимии можно определить гормональный статус пациента, чувствительность организма к химиопрепаратам.
Этот метод также дает полный расклад о пациенте, у которого обнаружена опухоль: какой у человека точный диагноз, как его лечить, какой прогноз – будет ли опухоль расти, метастазировать и так далее. Для этого в центр отправляется биоматериал человека.
– Частичка этого биоматериала, грубо говоря, помещается на парафиновые блоки. Они хранятся у нас вечно. Потому что если наши граждане едут в Германию, Израиль на лечение, эти блоки им понадобятся, и мы их отдаем, – пояснила Салтанат Болсынбекова.
Опасное наследство
В референс-центре регионального онкодиспансера Семея тоже большие планы на будущее.
– В 2014 году мы намерены применять метод FISH. Это работа уже на генном уровне. На начальном этапе будем определять чувствительность пациентов к химиопрепаратам, – прокомментировала Салтанат Болсынбекова. – Как известно, один из факторов появления опухолей – наследственность. С помощью этого метода можно будет определить, есть ли такая предрасположенность у человека или нет.
В этом направлении давно работают за границей. К примеру, в Нагасакском университете Японии.
– В этом университете есть отделение молекулярной патологии. Нас с ним объединяют несколько совместных проектов. Один из них – по выявлению "женских" раков, передающихся по наследству, – рассказала специалист.
Кроме того, семейские медики сотрудничают с коллегами из Японии, а также России по "сложным" пациентам. Консультируются, если сомневаются в постановке диагноза. Как только все планы медиков онкодиспансера Семея воплотятся в реальность, мы вернемся к этой теме. И подробно расскажем, кто может рассчитывать на йод-терапию, платная или бесплатная эта услуга и так далее.
Елена Супрунова