В Усть-Каменогорске вынесли приговор помощнику знаменитого на весь СНГ вора в законе
Специализированный суд по уголовным делам ВКО вынес приговор «смотрящему» колонии ОВ 156/3 («тридцатки»), участнику транснациональной преступной группы, помощнику известного на территории постсоветского пространства вора в законе Камчибека Кольбаева («Камчи», «Коля-киргиз»). Корреспондент YK-news.kz присутствовал на оглашении приговора, а также из первых уст узнал о связи подсудимого с вводом войск в колонию ОВ 156/3 в конце прошлого года.
Подсудимый Р. вовсе не похож на матерого уголовника. Интеллигентный молодой человек среднего роста, худощавого телосложения, в очках. Во время оглашения приговора – 11 лет колонии строгого режима с конфискацией имущества – парень не выглядел расстроенным, а когда его уводили люди в погонах, помахал своим друзьям. Столь длительный срок Р. получил за то, что активно помогал иностранным криминальным авторитетам, пытался установить в усть-каменогорской колонии собственные порядки, что даже привело к необходимости ввести на режимный объект войска.
В 2011 году в неполные 18 лет молодой человек угодил в колонию на четыре года за нанесение тяжких телесных повреждений: во время драки выстрелил в упор в своего противника из травматического пистолета. Так началась уголовная «карьера» парня. Попав в колонию, Р. решил установить там свои законы.
- Заключенные пытались ввести параллельную власть с администрацией учреждения, - сообщил судья, председательствовавший в уголовном процессе над Р., Куаныш Забенов. – Это началось примерно с того времени, когда система уголовного исполнения была передана в ведение Министерства юстиции. Заключенные воспользовались сменой режима и попыткой внедрения некоторых элементов «воровской демократии».
Молодой «авторитет» был далеко не первым, кто наладил связь с международным уголовным миром. Статус «смотрящего» (неформальный лидер заключенных в колонии) достался парню «по наследству» - предшественник вышел на свободу. До ноября 2013 года парень был «смотрящим за игрой» - первым помощником «смотрящего за лагерем». Примечательно, что Р. стал ставленником "воров в законе" из России и Киргизии, решивших установить свои порядки в колониях Казахстана. Пока точные обстоятельства того, как на Р. вышли криминальные "покровители" из соседнего государства, не вполне ясны.
- Они хотели установить контроль над исправительными учреждениями Казахстана, - считает Куаныш Забенов.
Молодой человек обвинялся в том, что на территории ОВ организовал нелегальные картежные игры, держал «кассу» (контролировал все финансовые потоки). Взимал долги с проигравших в азартные игры. Родственники заключенных перечисляли деньги на счета в банках. Часть средств, по версии следствия, пересылалась непосредственному «начальству» Р. - ворам в законе, которые находились за пределами Казахстана, в частности, так называемому «главному вору в законе» в СНГ - Коле-киргизу. Точные суммы, которые местные заключенные выделяли на содержание международной криминальной сети, следствию установить не удалось.
В прошлом году комитету национальной безопасности удалось перехватить «денежный перевод» для российских преступников и выйти на Р. Задержание подозреваемого послужило поводом для введения на территорию колонии войск для наведения порядка.
Р., получивший «воровской статус» в 20 лет, пытался использовать свой возраст в качестве доказательства невиновности: утверждал, что высот в тюремной иерархии невозможно достичь, будучи юнцом. Однако заключенные, пошедшие на сделку со следствием, свидетельствовали против молодого «авторитета».
Неформальный глава колонии был оправдан по обвинению непосредственно в финансировании транснациональной преступной группы, так как суд посчитал косвенные доказательства неубедительными. Доказать удалось участие Р. в транснациональной группировке и организацию азартных игр в колонии.
Приговор не вступил в законную силу. Судья Куаныш Забенов предположил, что если приговор останется без изменений, то руководству ОВ-156/3 грозит дисциплинарное взыскание.
Роман Кудинов