В Усть-Каменогорске обещают самый зрелищный военный парад за всю историю празднования Дня Победы
…Ровно 70 лет назад они впервые все вместе встретились в Москве. В самом центре Первопрестольной – на Красной площади. "Захар Иванович", "Катюша", "Грозный", "Малютка" и другие. Тогда на них смотрела вся страна – им рукоплескали как героям. Их славили, им радовались... Они выжили!
Затем были долгие годы разлуки. Последние полгода каждого из них разыскивали по всему миру. Беспощадное время не считается ни с чем. Несмотря ни на что – нашлись. И теперь они все вместе встретятся в Усть-Каменогорске. В самом центре – на площади Республики. Грузовик-полуторка, реактивная система залпового огня, бронированный и разведывательный танки и другие… Впервые колесных и гусеничных героев Великой Отечественной увидит не только областной центр, но и вся страна.
– Мы проведем парад военной техники, приближенный к тому, что проходил 24 июня 1945 года на Красной площади, – заверяет председатель Совета директоров Группы компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" Анатолий Балушкин. – Мы, как предприятие, хотели, чтобы юбилейная годовщина Дня Победы запомнилась горожанам надолго. Совместно с акиматом Усть-Каменогорска активно работаем над тем, чтобы сделать нынешний парад началом доброй традиции.
Парадная идея
От крупного предприятия – заметный подарок, решили в Группе компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО", когда думали о том, как поздравить наших ветеранов с юбилеем Победы.
– Мы хотели сделать нечто особенное для горожан, для всех казахстанцев, – рассказывает Анатолий Балушкин. – Пришла идея: провести парад военной техники, чтобы все было, как в 45-м, чтобы и "Катюша", и танки, и военные грузовики. Таким образом мы платим долги нашим ветеранам. У меня в семье из шести человек, которые ушли на фронт, вернулся только дед. Пятеро погибли. А сейчас 70 лет Победе, такая дата! Это будет первый парадный расчет в Казахстане. И, надеемся, не последний: хотим, чтобы наш опыт переняли другие города Казахстана.
Сказано – сделано. За образец взяли военный парад 24 июня 1945 года в Москве. Полностью реконструировать эпичное действо, конечно, не удастся – только для пешего хода солдат нужны десятки тысяч участников. Поэтому в общих чертах решили реконструировать смотр техники.
Ищу тебя
А вот поиск колесных и гусеничных ветеранов – настоящая полудетективная история.
– Как найти столь редкие экземпляры военной техники? На автомобильном сайте, как вы понимаете, нет графы "танк" или "система залпового огня", в программу "Жди меня" не обратишься – задача была сложная, – рассказывает начальник департамента обеспечения техникой БИПЭК АВТО Андрей Веневцев. – Но у нас на предприятии если команда поступила, обязан выполнить. Нам нужна одна победа, как говорится. Стали искать по сайтам, по специализированным форумам. Сначала были, так сказать, холостые выстрелы – к примеру, в Новосибирске нашли танк Т-34. Приехали, смотрим, а он только наполовину из металла, двигатель от трактора. В общем, обычный муляж. А у нас распоряжение – максимально оригинальные, а не всякий хлам. Пришлось дальше искать…
И наконец, в Москве представители БИПЭК АВТО вышли на след крупнокалиберной техники. В российской столице в одном из огромных ангаров развернулся целый "полевой госпиталь": здесь механических ветеранов, пострадавших в отчаянной схватке с беспощадным временем, основательно латали, ставили на колеса и даже воскрешали!
ГАЗ-АА |
– В России продажа редкой военной техники уже давно стала огромным и прибыльным бизнесом, – рассказывает Андрей Веневцев. – А уж в преддверии 70-летия Победы цены на технику и вовсе взлетели до небес: некоторые машины или танки попросту не купишь. Нашли серьезного человека, который прямо как монополист занимается военными машинами и оружием, – у него огромный ангар, там десятки людей работают. Место удивительное: здесь часть от танка валяется, там корпус, колеса раритетные, мотоциклы тридцатых годов, артиллерия. И умельцы спокойно собирают из разных оригинальных деталей ту или иную машину. Ищут по всему миру – там в болоте нашли, например, автомобиль. От него только кузов остался. Двигатель удалось в Польше раздобыть, еще детали – на Украине и так далее. В результате прямо как конструктор собирают. К примеру, одну полуторку – грузовой полуторатонный ГАЗ-АА – мы здесь взяли. Что называется, опален огнем войны – узлы сгоревшие, было видно, что он участвовал в каком-то сражении.
Машина устроена просто, как всё гениальное |
Из Москвы удалось привезти грозную систему залпового огня, известную под ласковым именем "Катюша", знаменитые противотанковые орудия ЗиС-3 и сорокапятку – 45-миллиметровую пушку.
– Хочется особенно отметить, что все оружие у нас, от пушек до винтовок, полностью демилитаризованное, – поясняют в БИПЭК АВТО. – То есть стрелять из него невозможно – артиллерия технически лишена такой функции, а оружие специальным образом модифицировано.
А дальше по частным коллекциям удалось разыскать и других четырехколесных фронтовиков.
– Еще один ГАЗ-АА нашли у пенсионера, бывшего сотрудника ГАИ в Алматы, – вспоминает Андрей Веневцев. – Нашел полуторку в незапамятные времена. Сам восстанавливал ее, чинил. Она даже в параде Победы успела поучаствовать...
Свои умельцы нашлись и в нашем регионе.
ЗиС-5 |
– К примеру, ЗиС-5 – настоящее произведение искусства. Его собирал обычный пенсионер из Восточного Казахстана, у которого необычное хобби – реставрация ретро-автомобилей, – рассказали в БИПЭК АВТО. – На то, чтобы найти все нужные детали, перелопатить двигатель, все подогнать, у него ушло шесть долгих лет.
Узнав, что сотрудники компании разыскивают легендарную технику для парада Победы, пожилой мастер чрезвычайно проникся идеей: негоже героической трехтонке прятаться в гараже, нужно и в свет выйти! Когда увозили – чуть не плакал, долго и трогательно прощался с любимым детищем.
Музейные редкости
Танк Т-60 |
Чуть позже в России удалось обнаружить танк Т-60, а из Польши в Усть-Каменогорск уже едет легендарный Т-34.
– Т-60 у нас уникальный: на нем установлена автоматическая авиационная пушка, – рассказали в БИПЭК АВТО. – В начале войны не было возможности оснащать все танки пушками калибра 45 мм, поэтому конструкторы находили обходные пути и решали проблему. Для Т-60 мы провели полную диагностику. Неприхотливый, в жаркое время даже керосин из ламп заливали. Минимум деталей. Надежность и еще раз надежность. А вот конструкция у танка особенная: внутри помещаются только два человека. Если башня повернута на сторону – люк не откроешь. Люди замурованы. Внутри машина сильно нагревается. Только в такие моменты понимаешь, как жутко было на той войне. Даже в бронированной технике ты можешь погибнуть из-за небольшой ошибки. А ведь люди в них не просто сидели, а в бой шли!
Так танк выглядит изнутри |
– Танковые гусеницы не повредят площадь во время парада?
– При необходимости будем делать специальные накладки.
– Вы нашли технику. А что будет дальше?
– А дальше театрализованное представление 9 Мая – парад техники, – поясняет Андрей Веневцев. – На этих машинах проедут сотрудники БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО в форме офицеров и солдат Великой Отечественной. Хотим, чтобы все было, как на московском параде. К примеру, внутри ЗиС-5 будет находиться экипаж батальона по борьбе с бронетехникой, сформированного в 42 году по приказу Сталина. Элитный батальон. У них присказка была: "Двойной оклад – тройная смерть". Мы даже форму сшили, как в 42-43 годах, не отличить от оригинала – искали специальную ткань на военных складах бывшего СССР. Там ведь куча тонкостей: к примеру, до 43 года воротники были обычными, а с 43-го пошли стойки и погоны. Восстанавливаем досконально – до малейших деталей. Даже пуговицы, к примеру, зеленые – полевые, золотые – парадные. Внутри пуговицы рисунок звезды. Даже огнестрельное оружие мы приобретали реальное, но так же демилитаризованное, так что в руках у солдат будут реальные стволы сороковых годов.
Технику восстанавливали умельцы на АЗИЯ АВТО |
– Как вам удалось достичь такой реалистичности в деталях? Консультировались с историками?
– У нас был один консультант – Анатолий Михайлович Балушкин. Он все равно что у самого Жукова учился, настолько хорошо знает историю. Ну и плюс интернет, разные книги, так что за полгода мы основательно вызубрили военную историю.
– Мы сделаем на АЗИЯ АВТО военно-технический музей боевой славы. Туда эта техника отправится после парада. Будем пополнять коллекцию, и с каждым годом на парад будут выходить все новые и новые боевые машины времен Великой Отечественной, – поясняет Анатолий Балушкин.
– Откуда такое внимание к деталям? Вы потратили огромные средства, чтобы сделать этот подарок городу, а ведь могли купить сравнительно недорогие муляжи, которые делают для киношников...
Военная мототехника |
– У меня лично и у нас на предприятии есть такой принцип: хочешь сделать хорошо – делай до конца. В деталях все и скрывается. Представьте: вы решили жениться, какое кольцо подарите будущей супруге? Выточите бронзовое и на палец ей наденете? Если это все по любви, покупайте кольцо, а не подделку. Иначе смысла нет. Так что у нас все настоящее – настоящей некуда. Вообще я с детства люблю военную тему – хотел ведь стать офицером. Историком тоже чуть не стал – так что интерес к Великой Отечественной у меня особый, да и познания есть. Подчиненные мои тоже знают: у нас на предприятии – "военкомат" (смеется). Если призовут, служи до конца. Если дадут приказ, то должен последовать рапорт: цель уничтожена. Поэтому никто не сомневался, что вся техника будет найдена.
– Какие цели у вас относительно парада будущего года, чем планируете удивить горожан?
– Есть у нас еще сюрпризы, загадывать пока не будем. Хотим совместно с городским и областным акиматом в течение ближайших лет сделать традицией – по-особенному чествовать наших фронтовиков. Обещаю, и 70-летие, и все последующие парады будут как минимум запоминающимися.
Что можно будет увидеть на параде?
Бесствольная система полевой реактивной артиллерии БМ-13
Первый залп батареи "Катюш" был произведен 14 июля 1941 года под командованием капитана Флерова. В результате чего был стерт с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися там немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.
С весны 1942 года реактивный миномет устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские грузовики. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6.
Интересный факт: самое известное орудие Великой Отечественной назвали так из-за популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского "Катюша". Также название связано с индексом "К" на корпусе миномёта – установки выпускались заводом имени Коминтерна.
Танк Т-60
Легкий танк Т-60 использовался преимущественно для разведки. Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. В больших количествах они участвовали в сражениях 1941-1943 годов, начиная с битвы за Москву и заканчивая снятием блокады Ленинграда в январе 1944 года. Немецкие войска прозвали Т-60 "неистребимой саранчой". Из-за крайней хрупкости конструкции до наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.
Интересный факт: в 1942-1943 годах на строительство именного танка "Малютка" деньги сдавали дети и воспитатели детских садов по всему СССР. Имя этого танка стало нарицательным для подвижных и легких Т-60.
Танк Т-34-85
Модификация среднего танка Т-34. Битва на Курской дуге показала недостаточную огневую мощь последнего. Установка более мощной 85-мм пушки в сочетании с рядом конструктивных доработок значительно повысила боевую эффективность Т-34-85. С февраля 1944 года танк начал поступать в войска. Первое массовое применение получил в операции "Багратион" (23 июня – 29 августа 1944 года). Именно Т-34-85 "порвали" танковую группировку противника под Будапештом, в 1945-м брали Берлин.
Грузовик ЗиС-5
Прозвище: "Захар Иванович", трехтонка.
Один из самых выносливых и маневренных грузовых автомобилей за всю историю советского автопрома. Двигатель легко запускался на морозе и мог работать на любом низкосортном бензине. Груженый ЗиС-5 мог буксировать прицеп полной массой до 3,5 тонны. Средний пробег до капремонта составлял 70 тысяч километров. Один из самых популярных грузовых автомобилей среди специализированных такси. Водители дали машине шутливое прозвище "Захар", а после прилипло и "Иваныч".
Интересный факт: по версии журнала "За рулём", ЗиС-5 стал первым экспортируемым автомобилем советского производства.
ГАЗ-АА
Прозвище: полуторка (полторы тонны).
Изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика "Форд" модели АА образца 1930 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован.
Большую роль автомобиль сыграл во время блокады. В Ленинград можно было попасть только по Ладожскому озеру. 22 ноября 1941 года на замерзший водоем вышли первые полуторки. Дорога, по которой они шли, официально называлась Военно-автомобильной дорогой № 101, неофициально – Дорогой жизни.
Интересный факт: в середине ХХ века полуторка была самым массовым автомобилем СССР – больше миллиона машин. Во многих городах бывшего Советского Союза, в том числе и в Алматы, установлены памятники ГАЗ-АА.
ГАЗ-67
Военный полноприводный легковой автомобиль с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. На завершающей стадии Великой Отечественной войны ГАЗ-67 широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач.
Интересный факт: весной 1950 года облегченный ГАЗ-67 успешно поднялся на Эльбрус. Летом того же года был на самолете заброшен на дрейфующую полярную станцию СП-2, где долго и эффективно работал.
Егор Феоктистов
Фото: Виктор Абакумов