В школах ВКО не хватает учителей

1 декабря 2018, 11:39
Сейчас читают:
В школах ВКО не хватает учителей В школах ВКО не хватает учителей
В школах ВКО не хватает учителей

Президент РК в своём Послании народу Казахстана заявил о необходимости принять закон "О статусе педагога". Новые правила аттестации должны обернуться новой зарплатой для учителей и поднять уважение к ним в обществе. Пока же реальность далека от этой радужной картины. В учебных заведениях Восточного Казахстана не хватает почти сотни педагогических работников. А те, что есть, работают с огромной нагрузкой. Почему, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством, сегодня некому учить наших детей? Какая причина заставляет педагогов бежать из школы, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Мы — последние!

Ирина Викторовна (имя изменено) директорствует в районной школе уже не первый год. Проблема нехватки кадров известна ей не понаслышке.

Средний возраст учителей в моей школе такой же, как у меня — около 50 лет, — бьёт тревогу руководитель. — Наше поколение — последнее! Ещё лет восемь — и работать в школе будет вовсе некому.

По данным областного управления образования, в начале учебного года в образовательных учреждениях ВКО не хватало 200 специалистов. Сейчас нехватка сократилась до 92 человек, — сообщает руководитель управления Сайрангуль Жумадилова. — Школам области требуются 23 учителя начальных классов, 22 — английского языка, 15 математиков, 11 преподавателей информатики, 9 учителей физики, 7 историков, 5 учителей физкультуры. И это только видимая часть айсберга. Реально людей нужно ещё больше.

Кошелёк или жизнь?

По какой причине проблема вдруг встала настолько остро? Ведь ещё недавно учителя буквально боролись за часы, поскольку большое их количество даёт возможность получать зарплату, достаточную для жизни. Среди них всегда была популярна шутка, что педагог работает на полторы ставки потому, что на одну есть нечего, а на две — некогда. Сегодня столь существенное превышение нормы уже мало кого радует.

Мы поинтересовались у учителей истории города, с какой нагрузкой они трудятся сейчас. Нашлись люди, которые при ставке в 18 часов ведут 30, 35, 36, 49 уроков в неделю.

Работаем, как зомби, — делится впечатлениями историк, тянущий 30 часов. — Такое количество — это очень много подготовок. Четыре дня в неделю у меня по четыре — пять подготовок в день, ещё два — по две. Плюс обновлёнка — это и новый вид конспекта, и СОРы по двум предметам два раза в четверть, и СОЧ. Уроки, заполнение Кунделика (электронного журнала — прим. ред.), сон, еда. А жизнь мимо фоном проходит. О том, чтобы куда-то сходить, нет даже мысли — ни времени, ни сил. Возможно, в силу возраста очень трудно — мне 57,5 года. Не зря в СССР был определен возраст выхода на отдых в 55 лет. Он же на медицинских исследованиях был основан. Сегодня у меня одна мысль — стиснув зубы, доползти до пенсии!

Есть, впрочем, и те, кого такое положение вещей устраивает. Видимо, поэтому управление образования ВКО считает, что недостает всего семь учителей истории.

Куда девались учителя?

Среди причин, по которым по области перестало хватать педагогов, заместитель руководителя областного управления образования Айгуль Байжанова указывает естественный демографический прирост населения и малые выпуски молодых специалистов. С последним выводом согласился и наш собеседник директор школы.

Мне нужны учителя английского языка, но молодёжи совсем нет, — делится своим мнением Ирина Викторовна. — На протяжении последних четырех — пяти лет школа вообще не пополняется молодыми учителями. Я объехала в прошлом году все ярмарки вакансий. В университете имени Шакарима — по два, по три человека на факультете. В ВКГУ по специальности "русский язык" в прошлом году было не то два, не то четыре человека. Историков выпустилось шестеро, но ни один из них в школу не пошёл. Мы приехали, а нам сказали: "Вот эти двое в акимат идут, вот эти ещё куда-то". Молодой специалист придёт — сколько он будет получать? Около 46 - 50 тысяч тенге? Это непрестижная, низкооплачиваемая работа. Как только появляется возможность уйти на большую зарплату с меньшими нагрузками, так учитель бежит без оглядки.

Впрочем, сами педагоги называют и иные причины своего ухода из профессии.

Я ушла в прошлом году, когда началась обновлёнка, — рассказывает Елена Юрьевна. — Меня не устраивает то, что эта система, как мне кажется, свела на нет личность учителя и его возможности общаться с детьми, воспитывать их. Не стало искренности и теплоты в отношениях. Раздать бумажки, собрать и проверить — вот и всё, что теперь требуется. Я вижу, чего не хватает в учебнике, знаю, как это дать, но меня лишили такого права. Есть методические рекомендации, и учитель обязан им следовать. Неужели после 20 лет работы в школе, имея высшую категорию и написав четыре учебника, я ещё не знаю, как учить детей?

Уходят и учителя, прошедшие специальные курсы повышения квалификации, которые дают право на прибавление к зарплате. По информации областного управления образования, в минувшем году за пределы области выехали 20 преподавателей английского языка, сдавшие экзамен на престижный сертификат ТКТ. Этот факт вызвал возмущение местных властей. На сессии областного маслихата руководитель управления образования ВКО Сайрангуль Жумадилова озвучила предложение: эти люди должны вернуть деньги, затраченные на их обучение.

Вуз: специалистов подготовим!

О дефиците кадров областные власти, разумеется, осведомлены. И принимают меры, чтобы исправить положение.

В 2018 году выделено 400 образовательных грантов акима области для подготовки специалистов высшего образования, — сообщает Сайрангуль Жумадилова. — Из них на педагогические специальности направлено 42,5 процента. На сегодня порядка 200 молодых преподавателей приняты на работу в школы ВКО. Доля молодых учителей от общего количества составила 13 процентов, доля педагогов пенсионного возраста — четыре процента. Ежегодно для поднятия статуса педагогов, материального стимулирования и создания условий для повышения профессиональной компетентности акимом области выделяются премии. Так, в 2017 году в рамках программы реализации трёхъязычного образования 12 педагогов получили 5,9 миллиона тенге. В 2018 году обладателями премии стали 18 учителей, на это затрачено 7,3 миллиона тенге.

Информация областного управления образования звучит обнадёживающе. Но те, кто поступил в этом году на грант, придут в школу в лучшем случае через четыре года. А как обстоит дело с подготовкой специалистов прямо сейчас?

В 2017/2018 учебном году бакалавриат в ВКГУ завершили по педагогическим специальностям 663 человека, магистратуру — 81 человек, — делится информацией ректор ВКГУ Мухтар Толеген. — Трудоустройство выпускников бакалавриата 2018 года по педагогическим специальностям составляет 657 человек — с учётом продолживших обучение в магистратуре, выехавших за рубеж, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком и в армии. Все выпускники этого года трудоустроены по специальности.

Ректор сообщает, что университет ежегодно ведёт мониторинг трудоустройства своих выпускников. Создан специальный Центр поддержки карьеры и трудоустройства, который оказывает помощь обучающимся в поисках работы, написании резюме, сопроводительных писем, успешном прохождении собеседования. Ежегодно проводятся ярмарки вакансий. С целью подготовки специалистов для малокомплектных школ вуз получил лицензии на интегрированные образовательные программы "Химия Биология", "Математика Физика", "География История".

Получается, что из стен университета уже сейчас стройными рядами выходят будущие инженеры человеческих душ и занимают место у школьной доски. Вот только реальность говорит об обратном: людей в школе не хватает. Разгадка, возможно, кроется в том, что подготовка педагогов в ВКГУ сегодня не настолько масштабна, как это выглядит при взгляде на итоговую цифру.

Ответ ректора ВКГУ содержит сводную таблицу, из которой видно, сколько бакалавров какой специальности очной формы обучения покинули стены вуза с дипломом в минувшем году. Самым массовым оказался выпуск учителей иностранного языка – 37 человек. Историков подготовлено 17 человек, математиков 13. Специалистов по дошкольному обучению и воспитанию шестеро. Учителей начальных классов 12. Напомним, что потребность в последних на настоящий момент составляет 23 человека. Меньше всех в 2018 году было подготовлено учителей казахского языка в русской школе и русского в казахской по три человека, и музыкантов двое. Достаточно ли этих кадров, чтобы удовлетворить потребности школы? Для сравнения, выпуск исторического факультета ВКГУ 1992 года составлял около 50 человек.

К чему они готовы?

Не секрет, что молодой специалист, даже если он пришёл в школу, может не выдержать трудностей профессии и покинуть её, не состоявшись. Готовы ли к этим трудностям сегодняшние выпускники вуза, мы решили узнать у профессора кафедры педагогического образования и менеджмента Татьяны Паньшиной, которая на протяжении многих лет является научным руководителем для учителей города и знает проблемы городских школ не понаслышке.

— То, что нынешние студенты идут с гораздо более низким уровнем подготовки, наверное, имеет объективные причины. Хотя из городских школ выходят достаточно сильные дети. Другое дело, что эти сильные дети уезжают в другие вузы и лишь в малом количестве приходят в наш университет. Это данность, которую мы хорошо знаем. Вступительных экзаменов, по сути, давно уже нет. Если приходит ребёнок с проходным баллом ЕНТ, как его не взять?

Готовы ли к учительской работе те, кто всё же выбрал педагогическую специальность и пришёл обучаться в ВКГУ? Для того чтобы понять это и попробовать себя в профессии, в пединститутах всегда существовала непрерывная педагогическая практика. По словам опытного преподавателя, эта традиция вновь возродилась в нашем университете.

Практика студентов, учатся ли они на дневном или дистанционном обучении, начинается сейчас со второго семестра, — констатирует Татьяна Викторовна. — Произошли необходимые изменения в образовательных программах. Теперь студент должен в течение семестра все 15 недель проводить в школе, непосредственно в учебном процессе, на первых практиках по два, а потом по четыре часа. В ходе учебно-воспитательной практики они ведут уроки, классные часы, занимаются воспитательной работой. Всё зависит от того, насколько сильные студенты и насколько хорошо их приняла школа.

По словам преподавателя, студенты получают в стенах вуза и подготовку, связанную с современными тенденциями в образовании той же обновлёнкой. Знакомы и с практикой критериального оценивания. Вот только готовы ли они к той рабочей нагрузке, которая сопряжена с деятельностью учителя сегодня?

Мы учим ребят современным образовательным технологиям, педагогическому общению, методике проведения исследований, преподаём педагогический менеджмент, — перечисляет Татьяна Паньшина. — Ассортимент предметов соответствует предъявляемым требованиям. Другой вопрос: что за студенты сидят в аудитории? Профессионально-личностные характеристики многих оставляют желать лучшего: мало читают, мало чем интересуются. Я часто им говорю: "Вы придёте в школу. Что вы можете дать детям такого, чего они не знают?"

Пока же работа у доски остаётся уделом энтузиастов, готовых на любые трудности из любви к профессии. И их становится всё меньше.

Ирина Плотникова

Также читайте