В экологическом законодательстве Казахстана "потерялся" термин "отходы"
У казахстанских министерств есть деньги на науку, которые они не используют, а из Экологического кодекса РК пропал термин "отходы". Такие мнения озвучили эксперты в ходе форума Green Energy & Waste Recycling в Астане. Они обсуждали — что происходит с наукой в таких условиях, передает корреспондент Today.kz.
На одной из сессий обсуждались вопросы переработки промышленных отходов. После доклада Бизары Досмаковой — представителя Министерства энергетики, которое в нашей стране отвечает за экологию, из зала прозвучал вопрос о том, как же обстоят в Казахстане дела с наукой в этой отрасли.
"Мощная база когда-то была в советское время. Сейчас таких же институтов у нас нет, не лицензируем, все в конкурентной среде. Методики разрабатываются малым и средним бизнесом", — начала отвечать Досмакова.
Ее ответ дополнила исполнительный директор Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste Вера Мустафина.
"Вообще-то в каждом министерстве остались свои отраслевые институты. Для чего они нужны? Для доработки подзаконных актов, для исследований. У нас (в Министерстве энергетики – Прим. автора) две подведомственных организации: Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды и "Жасыл даму". Могу сказать, что не используются эти органы, как должны. Они занимаются всем, чем угодно: проведением семинаров, кадастром. (…) Вообще, нужно сказать, Министерство энергетики не уделяет должного внимания научным исследованиям и разработкам. Помните, ранее всегда были научно-исследовательские программы" — сказала Мустафина.
В свою очередь, представитель МЭ РК парировала, что всю науку у отраслевых ведомств забрало Министерство образования и науки.
"Просто сейчас всю науку отдали Министерству образования и науки. У нас нет (научных – Прим. автора) программ. У нас была программа "003", ее сейчас нет, "похоронили", — отметила Досмакова.
Тем временем, директор ассоциации по управлению отходами продолжила свою мысль об экологической науке.
"Это недопонимание. Сейчас Национальная палата предпринимателей выходит с инициативой, чтобы заняться 35 миллиардами бюджета. У вас один процент (от дохода, согласно закону, идет в бюджет на инновационную деятельность – Прим. автора), господа недропользователи, уходит в МОН. Там формируются темы исследований, и это все неэффективные затраты бюджета", — добавила Вера Мустафина.
Она добавила, что эти бюджетные 35 миллиардов предназначены не только минобразования, но и другим ведомствам, в том числе и энергетическому.
"Эти 35 миллиардов распределяются не только на МОН, но и другие министерства. И научные программы сохранены в министерствах, просто нужно подавать темы. Здесь могут и недропользователи сказать: "А где наши деньги? Почему они не используются на научные разработки" — подчеркнула спикер.
После этого прозвучал еще один вопрос из зала, также насчет утилизации отходов. И здесь Мустафина напомнила, что в Экологическом кодексе, собственно, нет такого термина, как "отходы".
"Прежде всего, у нас нет определения "отходов". Оно потерялось в кодексе. Сейчас нам нужно не только отходы потребления или производства, но и вторсырье отделить (как определения в кодексе – Прим. автора)", — сказала она.