Голубой залив может превратиться в зону экологического бедствия
Жители и отдыхающие "Голубого залива" не первый год бьют тревогу по поводу слива канализационных стоков в водохранилище. Когда корреспондент YK-news.kz прибыл на место, его глазам открылась картина, свидетельствующая о том, что информация о загрязнении воды — не слухи. У всех, кто отдыхает на берегу, есть серьезные основания для тревоги.
Куда ведёт труба?
Первое, что продемонстрировали нам местные жители — труба, предположительно канализационная, с коротким патрубком, приваренным к ней снизу. Она проходит по линии прибоя в районе садоводческого кооператива. Дачники утверждают, что именно отсюда в 2017 году фекальные стоки выливались непосредственно в воды залива. Проверка подтвердила такой факт. Он был заснят на видео одним из областных каналов и показан по телевидению. Также жители показали цистерну, которую, по их словам, владелец трубы хотел установить под патрубком, но по какой-то причине бросил на берегу. Здесь она и пребывает до сих пор, бесполезно ржавея, тогда как канализационные стоки беспрепятственно попадают в воду, в которой садоводы теперь не рискуют купаться.
— У нас здесь ежегодно прорывается канализация и течет прямо в залив, — сетует обитательница дачного поселка Татьяна Садкова. — Мы с детьми из города сбегаем для оздоровления, чтобы отдохнуть. А какое тут может быть здоровье? Грязь течет, запах ужасный! Даже рыба не водится. Просто нет слов!
Проследив ход трубы по канализационным колодцам, крышки которых явились для нас своего рода маячками, мы снова оказались недалеко от берега. Дачники указали нам на каменистый полуостров, у подошвы которого, по их словам, аварийный отводок трубы уходит в море.
— Когда мелело, я сам эту трубу видел, — рассказывает владелец дачного участка Николай Петров. — Мы, когда строились, копали котлованы под дома — и никаких труб не находили. Тут и плана-то нет, как эти трубы идут под землей. Видно только те, что снаружи. Тут труба уходит за остров. А где она заканчивается, я не знаю. Сантехник здесь работал. У меня люк рядом с оградой, он приходил, заглядывал. Я спросил, что происходит. Он ответил: "Вот, качаем". А что качают? У него насос ни разу не работал в течение четырех лет. Куда оно тогда девается? Если бы машинами вывозили, то мы бы видели — живем на перекрестке трех дорог. А значит, все сливается в залив.
В попытке обнаружить устье канализационного потока корреспондент отправился осматривать очистные сооружения.
Заброшка
Очистные сооружения были построены для пансионата и поселка Голубой залив еще во времена СССР. Находятся они в нескольких километрах от дома отдыха у горла залива. На ржавой колючке, заменяющей здесь ограду, висит предупреждение о том, что далее простирается санитарная зона, в которую пропускать кого попало не положено. Тем не менее корреспондент YK-news.kz без особых затруднений проник на территорию очистных.
Нашим глазам открылась сильно запущенная местность, тишину ее нарушал лишь негромкий гул двух трансформаторов. Все хозяйственные постройки были закрыты на замки, по виду не открывавшиеся целую вечность. Вентили на распределительных узлах заржавели настолько, что их невозможно провернуть. Отстойники заросли не только травой, но и весьма взрослыми тополями и кустарниками, а бетон на их дне потрескался. В распределительных камерах, над которыми протянуты ржавые мостки без единого следа человеческой обуви, стоит небольшое количество зацветшей воды, но, судя по запаху, это не что иное, как дождевые стоки.
— Дальше вода, уже очищенная, должна сливаться по трубе в залив между этих гор, — комментирует наш проводник Анет — сотрудник одной из баз, находящихся на побережье. — Однако этого не происходит, а сливается она где-то раньше очистных. Предположительно, в ту трубу на пляже, имеющую аварийный патрубок. Следовательно, либо в сам патрубок, либо за островом. Больше просто негде.
Грибник Николай Евгеньевич тоже не раз бывал в районе очистных сооружений.
— Там ни один насос не работал, — утверждает он. — И ни одна яма на очистных заполнена не была. Там отстойники, должна быть фильтрация. Но я прошелся по очистным и понял, что там все порушено. Трансформатор только гудит, а насосов нет. Чем же они качают? Или у них стоки самотеком в эту гору поднимаются? Да никогда в жизни! Забили г... всю эту воду. Поэтому мы в заливе не купаемся. На даче я устроил бассейн для ребятишек. Если хотим искупаться в море, то садимся на катер и уезжаем подальше.
Анет считает, что трансформаторы на очистных работают еще с советского времени.
— Еще немного простоят — и вообще уже никто ничего качать не будет, — уверен он.
Обходимся своими силами
Пытаясь разобраться в вопросе, действуем методом исключений. У дачников — септики. К ним вопросов нет.
Интересуемся, как решают проблему канализации в поселке. Здесь многоэтажки. Ранее по проекту они были с пансионатом в единой системе водоочистки.
Едем в поселок.
— У нас своя канализация, — сразу вносит ясность бухгалтер КСК жилого района. — Обходимся своими силами. Везде колодцы. Приезжает ассенизаторская машина. Она все выкачивает и увозит. Этими очистными мы не пользуемся. Насколько я знаю, они принадлежат дому отдыха "Голубой залив".
Спрашиваем о ситуации с канализационными стоками у жителей поселка. Люди комментируют крайне осторожно.
— У нас здесь вам многие скажут, что канализация тупо сливается в залив, — рассказывает Светлана. — Говорят, где-то в горах есть накопительная станция. Вот с нее-то все и уходит в море. Но никто вам этого не подтвердит официально.
С другой стороны трубы
Отправляемся на территорию пансионата. В настоящее время здесь располагается детский оздоровительный лагерь "Балакай".
Владелицу дома отдыха не нашли. Но нас встретила директор лагеря Евгения Витвицкая. Правда, комментировать что-либо официально она отказалась.
Зато нам показали совершенно исправную фекальную станцию, построенную и огороженную в соответствии со всеми правилами, и ознакомили с особенностями ее работы.
— В данный момент станция работает в автоматическом режиме, — пояснил начальник сантехнической службы лагеря. — Фекальные стоки свободно сливаются в резервуар, где есть поплавок, показывающий уровень наполнения. Как только стоки достигают этого уровня, автоматически включается насос, который откачивает их из резервуара на следующий накопительный коллектор. Там точно так же автоматически они отправляются дальше. Если автомат сломается, то насос можно запустить вручную.
На наш вопрос, что находится в конце этого безупречно работающего цикла, нам ответили, что в пяти километрах от лагеря существует база, где стоки накапливаются и очищаются. Однако показать нам это место некому — все заняты.
Кроме того, директор лагеря продемонстрировала нам акт проверки от 14 июня, подписанный государственными экологическими инспекторами Нургалиевым К. М., Кунафиной А. К., Ризабековой М. М. и Гуга Н. Е., согласно которому ими была проведена проверка системы водоотведения.
"В результате обследования нарушения системы канализационных стоков, утечек, несанкционированного сброса хозяйственных вод в акваторию Бухтарминского водохранилища не обнаружено", — говорится в документе.
К тому же из вод залива сотрудниками испытательной лаборатории были взяты две точечные пробы в районе водозабора и бывшего кафе "Сковородка" на пляже. По убеждению директора лагеря, экологи признали их чистыми и безопасными. Нам позволили ознакомиться с актом отбора проб, но итогов проверки почему-то не показали.
Канализационный колодец кафе затоплен водой и расположен в 50-ти метрах от пляжа
— Приезжали экологи, брали пробы воды и ничего не нашли, — подтверждает директор пансионата "Аквамарин" Марина Акентьева. — Но этого не может быть, потому что отдыхающие жалуются. У кого-то у детей начался конъюнктивит после купания, были случаи сильного расстройства желудка. Но доказать что-либо очень сложно. В департаменте экологии говорят, что люди должны ехать в Новую Бухтарму, чтобы официально зарегистрировать отравление именно от воды. Врачи вряд ли смогут это доказать. А раз жалоб нет, то проверять досконально не нужно.
А будет ли решение?
И члены садоводческого товарищества, и жители микрорайона, и владельцы окрестных баз неоднократно обращались к властям с просьбами провести тщательную проверку и найти наконец источник загрязнения воды.
— Здесь уже были журналисты. А госорганы сюда не поехали, сколько мы ни обращались. Свое бездействие они объясняют законодательными нормами, которые препятствуют проведению проверок, — сокрушается Анет.
В распоряжении редакции оказался ответ на обращение жителей поселка Голубой залив в соответствующие инстанции, датированный 5 мая 2019 года.
"В Предпринимательском кодексе понятие комплексной проверки отсутствует, а Экологический кодекс не является нормативно-правовым актом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения РК, вследствие чего провести проверку на соблюдение статей этого кодекса невозможно, — растолковал в нем руководитель Зыряновского районного управления охраны общественного здоровья Сакен Сахитов. — Пояснить, в каком состоянии находится канализационная система базы отдыха "Голубой залив", в настоящее время не представляется возможным, так как очистные сооружения отнесены к объектам незначительной степени риска и не подлежат включению в графики по проведению проверок по особому порядку".
В заключение
Что же в сухом остатке?
Приоритетным направлением развития области является создание туристического кластера. На Алаколе ежегодно происходят перемены к лучшему. Но что с другим, не менее популярным туристическим направлением?
Голубой залив известен далеко за пределами Восточного Казахстана. Сюда едут люди из России и ближнего зарубежья. Но не случится ли так, что при отсутствии должного надзора со стороны проверяющих структур, известное всему бывшему Союзу место летнего отдыха медленно, но верно превратиться в зону экологического бедствия? И туристы, по старой памяти решившие посетить этот некогда райский уголок, рискуют получить здесь незабываемые впечатления. Правда, вовсе не те, на которые рассчитывали.
Послесловие
Когда писалась эта статья, Марина Акентьева прислала нам свежее видео: 27 июня злополучную трубу окончательно прорвало. Сантехники "кокетливо" прикрыли место прорыва дерюжкой, из-под которой фекальные стоки беспрепятственно попадают в залив. Все тайное стало явным слишком быстро. А потому проблема требует столь же быстрого решения.
Мира Круль
Фото автора