Жителю Усть-Каменогорска сделали первую в Казахстане операцию по пересадке костного мозга

15 июня 2012, 15:45
Сейчас читают:
На свой 15-й день рождения Коля Пшенянов получил очень необычный подарок от брата. Андрей, который младше Николая всего на 10 минут, подарил ему частичку самого себя – свой костный мозг, а с ним и самое главное – шанс на жизнь. Несколько лет назад Коле поставили страшный диагноз – рак крови. Паренек из Усть-Каменогорска стал первым пациентом, которому в Казахстане сделали операцию по трансплантации костного мозга.

Как кошмар

Мама мальчика Ольга Пшенянова и представить себе не могла, что ее абсолютно здоровый ребенок внезапно может заболеть лейкозом.

- Когда это случилось, мы жили в поселке Новая Бухтарма (Зыряновский район). Все началось с того, что Коле, которому тогда было 10 лет, вырвали зуб. Десна опухла. Врачи считали, что началось нагноение. В итоге мой ребенок перенес четыре операции в разных больницах. Во время одной из них ему занесли инфекцию, - вспоминает мама. – Впоследствии врачи выдвинули предположение, что именно инфицирование и могло стать причиной, из-за которой Коля заболел раком крови.

Маме Николая некогда было искать виноватых. Главной ее задачей стало спасти жизнь ребенка. Они с мужем бросили на это все силы. Продали все, что имели в родной Новой Бухтарме, чтобы купить дорогостоящие лекарства для мальчика.

- Говорят, у нас лечение онкологических заболеваний бесплатное. Не знаю, правда это или нет. Когда мы впервые попали в больницу в Алматы, нам самим пришлось покупать очень много медикаментов. Врачи нам так и говорили – для химиотерапии вам бесплатно положены такие-то лекарства. Но сейчас идет тендер, и эти препараты еще не закуплены, а "химию" останавливать нельзя. Поэтому вы сами купите лекарства, - говорит Ольга. – Мы распродали все, что имели, только бы вытащить Колю.

Целый год, пока не наступила ремиссия, Ольга с сыном провели в больнице в Алматы. Это время было настоящим кошмаром. Безденежье, чужой город, тяжелое состояние ребенка. Когда вернулись в Восточный Казахстан, начали жизнь с чистого листа. Чтобы Коля мог получать полноценную врачебную помощь, переехали жить в Усть-Каменогорск. Сняли квартиру. Врачи настоятельно рекомендовали не отправлять Николая в школу, чтобы ограничить общение ослабленного мальчика со сверстниками. Посоветовали продолжать обучение на дому. Но так как получить прописку в областном центре Пшеняновым не удалось, Николай остался без надомного обучения. Впрочем, и сейчас у Пшеняновых нет городской прописки. Из-за этого Ольга не может оформить документы для получения пособия по инвалидности (после лечения онкозаболеваний ребенок должен стоять на учете по инвалидности пять лет).

Правдами-неправдами Ольге удалось договориться, чтобы Колю хотя бы взяли в школу. В тот год и случился рецидив.

- Да, нам говорили – сыну нельзя ходить на уроки вместе с остальными детьми из-за высокого риска вновь заболеть. Но что было делать? Коля ведь не может вообще не учиться. Поэтому пришлось отправить его в общий класс. И сын снова заболел, может быть, подцепил какой-нибудь вирус. А ослабленному иммунитету сложно было его побороть, - вздыхает Ольга Пшенянова. – Началось все по-новому. Упало давление, поднялась температура. Когда Колю положили в больницу, врачи отводили глаза и говорили, что сыну осталось жить всего неделю. Организм не воспринимал лекарства. Сказали, что помочь уже ничем нельзя...

Закономерность или удача?

В тот момент родители Коли решились на отчаянный шаг – рискнули везти его в Астану, в главную детскую больницу страны – Национальный центр материнства и детства. И специалисты отделения онкогематологии подарили маме и папе надежду – Коля сможет выжить, если провести ему операцию по пересадке костного мозга и стволовых клеток. Мало того, это можно будет сделать, не выезжая за пределы Казахстана. В Астану приезжают профессора из Санкт-Петербурга, которые помогут казахстанским врачам провести первую в нашей стране операцию по трансплантации костного мозга. Николай может стать первым пациентом, которому сделают пересадку. Тем более, что в семье есть идеальный донор.

- Коля с Андреем близнецы. Мы были уверены, что брат как донор подойдет на 100 процентов. Так и получилось. Правда, Андрей согласился на операцию не сразу – он очень боялся уколов и любых медицинских манипуляций, - с улыбкой вспоминает Ольга. – Но потом, конечно, понял, что это спасет Колю, и поехал в Астану.

Врачи сразу предупредили – пересадка может быть рискованной как для Коли, так и для Андрея. Чтобы взять костный мозг, мальчику-донору сделали восемь проколов в области таза и взяли больше 400 миллилитров биологической жидкости.

- Да ему же под общим наркозом делали пункцию. Вообще, наверное, ничего не почувствовал. А сколько раз мне такую же пункцию делали без всякого обезболивания? Я уже привык. Мне кажется, что не так уж это и больно, - пожимает плечами Николай.

О своей истории болезни мальчик говорит, словно о каких-то житейских мелочах. Утверждает, что трансплантацию костного мозга и операцией-то назвать сложно – так, вроде переливания крови.

Все не так просто

Безусловно, это только на первый взгляд все выглядит очень просто – у одного человека взяли биологическую жидкость и влили другому. На самом деле такая отрасль медицины, как трансплантология, – одна из самых наукоемких и дорогостоящих. Заведующий отделением онкогематологии Национального центра материнства и детства РК Даир Нургалиев рассказал о том, что этой операции предшествовала большая организационная работа. Теперь, по словам господина Нургалиева, в центре будут регулярно проводить аналогичные операции.

- В операции участвовали специалисты Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени Павлова, Института детской гематологии, трансфузиологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой. Все прошло замечательно. Костный мозг брата-близнеца отлично прижился. Ребенок пошел на поправку. Конечно, пока мальчик будет находиться под контролем, через месяц приедет снова, но уже сейчас можно сказать, что Коля выздоровел, - сказал по телефону Даир Нургалиев. – Они счастливы, что все получилось. А мы – тем более. Нам повезло с Николаем - у него есть брат-близнец, который идеально подошел как донор. А Николаю повезло с нами (смеется).

За легкий характер и доброжелательность Пшеняновы сразу полюбили Даира Жванышевича. Говорят, такого врача у них еще не было. Он и по душам может поговорить, и успокоить, и правильно настроить. За все время нахождения в Национальном центре мальчик получал не только медицинскую помощь, но и психологическую поддержку. А для выздоровления это много значит.

Всего неделю назад Коля наконец вернулся домой. Он хорошо себя чувствует и уже в сентябре намерен снова пойти в школу. Сейчас у него нет никаких серьезных планов. Он надеется отлично провести это лето вместе со своими близкими и друзьями. А еще забыть обо всем и просто жить...

Также читайте