Какие изменения ждут комментаторов в интернете и владельцев российских спутниковых тарелок
В Парламенте РК рассматриваются поправки в законодательство, которые могут серьезно сказаться на тех, кто не мыслит своей жизни без интернета и социальных сетей. Министерство информации и коммуникаций предлагает запретить анонимные комментарии на сайтах. Чтобы получить возможность делиться своим мнением, комментаторы должны будут предоставить личные данные собственникам интернет-ресурса. Люди опасаются, что таким образом власти намерены ограничить свободу слова. Как новшества повлияют на повседневную жизнь казахстанцев, выяснял корреспондент YK-news.kz.
Прикусите язык
Сейчас любой желающий (даже игнорирующий правила орфографии и пунктуации) может выразить собственное мнение, чувства и эмоции под какой-либо новостью или постом в интернете. Редко кто делает это под своим именем. Чаще используется ник — имя, выбранное для комментирования. Проще говоря, псевдоним.
Будем честны, далеко не каждый комментатор соблюдает рамки приличия, если тема задела его за живое. Люди не стесняются в выражениях, язвят и хамят, вступают в горячую, зачастую нецензурную перепалку с несогласными и призывают кары на их головы. Словом, ведут себя так, как мало кто себе позволяет в реальной жизни. Соседа обольешь грязью — получишь в глаз. А виртуальный собеседник, даже если обложить его по матушке, через экран к обидчику не дотянется.
Еще хуже, когда за дело берется организованная группа и устраивает травлю человеку, которого избрали своей мишенью. На жертву кибербуллинга обрушиваются открытая неприязнь и презрение, угрозы и проклятия.
Словом, неприятных персонажей в виртуальном пространстве хватает: от троллей (злобствующих комментаторов) и диванных аналитиков ("я-эксперт-по-всем-вопросам-вас-баранов-научу") до замаскированных педофилов и торговцев наркотиками. Но если явные преступные персонажи стараются не светиться, то значительная часть злопыхателей поступает прямо противоположным образом. Потому как уверены: вычислить их слишком сложно.
Однако на самом деле анонимность в интернете, в том числе соцсетях, — явление относительное. Специалисты сферы IT уверяют, что в Сети даже при большом старании и специальных знаниях не получится затереть все следы. Всегда найдется возможность выяснить, кто именно писал гадости, и привлечь его к ответственности. Причем уже сейчас, до вступления в силу каких-то особых поправок. На этот пункт особенно упирают критики законопроекта.
Большие штрафы или даже срок можно заслужить за клевету, оскорбления, призывы к войне, захвату власти, совершению теракта, за распространение ложной информации и так далее. И таких примеров только по ВКО — хоть отбавляй.
В этом году за оскорбительный комментарий к фотографии, на которой запечатлен сотрудник полиции рядом со служебной машиной, поплатился житель села Прапорщиково Глубоковского района. Снимок был размещен в одном из пабликов Усть-Каменогорска в социальной сети "ВКонтакте". Сельчанин написал под фото всё, что он думает о людях в форме. Автора оперативно нашли, завели уголовное дело и отдали под суд. Мужчину оштрафовали на 100 МРП (226900 тенге).
Полицейские говорят, что вычислить "нехороших" комментаторов, даже скрывающих свое имя, довольно легко. По IР-адресу. Это неповторимый адрес (имя) компьютера (или другого устройства), который подключается к сети Интернет или локальной сети. Однако блюстители порядка — в форме или без нее — похоже, хотят упростить себе жизнь, добиваясь "ликвидации анонимности".
Отчасти их можно понять. Есть политические моменты, которые нельзя недооценивать. События на Украине, арабская весна показали, что соцсети могут стать катализатором общественного недовольства и, как следствие, вызвать серьезные потрясения, вплоть до революций. Власти должны пресекать на корню любые подобные проявления.
Громким и показательным был судебный процесс над жителем Риддера Игорем Сычевым в 2015 году. Напомним, Сычев, являясь администратором паблика "Подслушано в Риддере" в соцсети "ВКонтакте", пропустил к публикации опрос. Риддерцам предлагалось проголосовать "за" и "против" вступления Восточно-Казахстанской области в состав Российской Федерации. Обвинители усмотрели в его действиях призывы к сепаратизму. Суд приговорил Игоря Сычева к пяти годам лишения свободы.
Без соглашения никак
Недавно нижняя палата Парламента одобрила законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций". Сейчас документ направлен на рассмотрение в Сенат. Одна из поправок предусматривает запрет на анонимные комментарии в интернете.
Если закон вступит в силу, интернет-издания должны будут заключать с посетителями письменные соглашения — своего рода разрешения на комментирование. Идентифицировать людей будут через электронную цифровую подпись или с помощью SMS. Процедура довольно проста. Человек получит сообщение с паролем, ввод которого будет расцениваться как согласие на заключение соглашения.
При этом запрет анонимных комментариев не означает, что размещать посты разрешается только под собственным именем. Можно выбрать и псевдоним. Однако следует помнить, что редакции ресурса будет известно настоящее имя каждого посетителя. По запросу правоохранительных органов эти данные будут им переданы.
Владельцы интернет-ресурсов обязаны хранить используемую при заключении соглашения информацию весь срок его действия, а также в течение трех месяцев после расторжения.
Разрешите высказаться
Эта затея уже вызвала вал откликов интернет-пользователей. Мнения казахстанцев разделились. Одни находят это новшество возмутительным и посягающим на свободу слова. Другие считают, что анонимных комментаторов давно стоит приструнить.
Пользователь Faсebook Виталий Колпаков пишет: "Высказывать мнения и спорить нужно открыто. У анонимов дефицит такой смелости. Есть среди них и объективные спорщики, но чаще всего за безликими "никами" прячутся вечно недовольные граждане. Возможно, кому-то некуда слить накопившееся раздражение, кто-то отрабатывает полученные "за ругань" деньги. Но все они ведут себя так, как при очном контакте никто не рискнул бы. (...) Правильное решение объявить анонимные комментарии вне закона. Жаль, что только на интернет-ресурсах изданий. В социальных сетях эта норма тоже не помешала бы".
Однако соцсети тоже не останутся вне поля зрения.
— Так называемые паблики в социальных сетях не попадают под этот закон. Но мы будем работать с админами, руководителями этих пабликов, чтобы они убирали противоправный контент, — пояснил министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев.
А вот известный казахстанский политолог Марат Шибутов считает, что запрет анонимных комментариев приведет к падению посещаемости сайтов и полному краху казахстанских форумов. Не исключено, что люди, желающие выразить свою точку зрения, перейдут в российское интернет-пространство.
Директор правового медиацентра Диана Окремова полагает, что либо модераторы отечественных сайтов вообще отключат возможность комментирования на своих порталах, либо пользователям самим будет лень проходить регистрацию и они перестанут делиться мнениями.
Смотрите отечественное
Некоторые изменения коснутся и тех, кто к интернету имеет весьма опосредованное отношение. Ряд новшеств ждет Закон "О телерадиовещании". Законотворцы решили регламентировать, как часто казахстанский зритель должен смотреть отечественные передачи и слушать местных исполнителей. Укреплять патриотизм.
В статье 28 закона написано: "В еженедельном объеме телерадиовещания отечественных телеканалов количество отечественных телепрограмм, за исключением рекламы, с 1 января 2018 года должно составлять не менее 50 процентов". Что касается количества музыкальных произведений казахстанских авторов и радиопрограмм, то здесь "дозировка" иная. С первого января 2018 года — не менее сорока пяти процентов, с 2020 года — не меньше 50 процентов.
Кроме того, власти собираются вернуть в информационное поле страны полтора миллиона казахстанцев, которые пользуются спутниковыми тарелками, транслирующими только зарубежные каналы. Поэтому, дескать, некоторые сограждане гораздо лучше знают в лицо российских чиновников, нежели казахстанских.
Конечно, никто не может обязать людей демонтировать такие антенны. В Министерстве информации и коммуникаций решили пойти другим путем. Распространителям "серых тарелок" придется либо уйти с казахстанского рынка, либо действовать в рамках существующего законодательства. Таким торговцам необходимо будет иметь лицензию в области телерадиовещания и собственные спутниковые системы вещания на территории Казахстана.
***
Примут ли поправки в законодательство, пока неизвестно. А если примут, то вряд ли это положительно скажется на развитии диалога между властью и обществом. Международный фонд защиты свободы слова "Адил соз" подготовил открытое письмо в Сенат Парламента с требованием отклонить законопроект. Он не отражает чаяний общества, считают авторы послания: усложняет работу СМИ, затрудняет борьбу с коррупцией и критику недостатков. Стоит сказать, что к обсуждению документа привлекали общественных экспертов, вот только их замечания разработчики проигнорировали.
Лика Субботина