Как воплощаются в жизнь медицинские реформы?

19 июля 2015, 1:55
Сейчас читают:
Как воплощаются в жизнь медицинские реформы? Как воплощаются в жизнь медицинские реформы?
Как воплощаются в жизнь медицинские реформы?

С 2014 года система здравоохранения Казахстана значительно изменилась. К чему это приведет тогда не могли внятно пояснить не только доктора и медсестры, но даже главные врачи. Пациенты и вовсе пребывали в растерянности. О том, что казахстанская система здравоохранения в последнее время претерпела множество изменений, YK-news.kz писал неоднократно. Сегодня мы выясним, чего удалось достичь за это время и как воплощаются в жизнь медицинские реформы.

Для оценки обстановки выступят заместитель руководителя управления здравоохранения по ВКО Сергей Попов, председатель областного профсоюза медработников Михаил Айзенберг и председатель экспертной рабочей группы по вопросам здравоохранения Совета общественности ВКО Татьяна Чернышова, с которыми мы обсудили каждое из нововведений.

Электронные очереди в больницах

Для записи на прием к врачу необязательно занимать очередь в регистратуру. Оформить талон можно на сайте больницы или записаться на консультацию по телефону.

Сергей Попов: Для работы в этом направлении недавно открыли call-центр. Люди все чаще записываются на прием с его помощью. Наибольшей популярностью пользуется запись к детскому стоматологу.

Михаил Айзенберг: Благодаря системе удается упорядочить очереди, что, несомненно, оценивается положительно.

Татьяна Чернышова: Воплощать идею в жизнь начали еще в 2012 году на базе Амбулаторного центра. В целом по городу пока не всё гладко работает. Система, безусловно, требует совершенствования.

Электронные паспорта здоровья

В Минздраве страны решили, что все многочисленные бумажные карты больного, результаты анализов и обследований нужно собрать в единый документ – паспорт здоровья. Доступ к нему получат врачи и сам гражданин.

Сергей Попов: По разработке паспорта в ВКО есть предложения от компаний из США и Италии. Реализация проекта не требует много денег. Проблема в том, что данные о здоровье пациента составляют врачебную тайну, а все имеющиеся варианты недостаточно защищены от несанкционированного доступа.

Михаил Айзенберг: Идея хорошая. Но кроме защиты данных есть нюанс с оснащением. Для работы с паспортами у каждого врача должен быть хороший компьютер. На сегодня эта проблема решена не полностью.

Татьяна Чернышова: Так как проект еще не реализован, сложно давать ему оценку. Отмечу, что паспорта необходимы, потому что новшество отвечает требованиям времени.

Электронные карты

В мир высоких технологий должны были перенести не только выдачу талонов, но и ведение историй болезни и прочие документы.

Сергей Попов: На электронный документооборот больницы переходят постепенно, в зависимости от своих технических возможностей и материального обеспечения. На сегодня работать в таком формате готовы областная больница и диагностический центр.

Михаил Айзенберг: Введение электронной документации не избавило врачей от бумажной работы. Теперь доктора дублируют записи – это дополнительная нагрузка. Знаю, что медики берут карточки на дом и по ночам заполняют их.

Татьяна Чернышова: Это действительно удобно как для врачей, так и для пациентов. Электронные карты во многом превосходят бумажные носители по оперативности и информативности.

Рецепты на лекарства будут не писать, а печатать

В этом году в Минздравсоцразвития задумали избавить пациентов от необходимости разбирать почерк врачей и решили перевести рецепты в электронный формат.

Сергей Попов: Здесь работает тот же принцип, что и с электронными картами. В лидерах – областная больница и диагностический центр.

Михаил Айзенберг: Основная проблема вовсе не в том, печатают рецепты или выписывают. Рецепты на бесплатные лекарства выдают только через единую республиканскую систему. Она часто зависает, и работать невозможно. Качество этих программ не соответствует требованиям. Вот главная проблема.

Татьяна Чернышова: Благодаря системе выписывать рецепты должны быстрее. Однако на практике выходит, что врач на заполнение электронных форм тратит гораздо больше времени. Это не устраивает ни пациентов, ни самих докторов.

Расширение функций терапевтов

Эта реформа вызвала самую неоднозначную реакцию в обществе. С 2014 года терапевтам поручили лечить легкие формы заболеваний. Отправить пациента на прием к узкому специалисту доктор может, только если сам не справляется с лечением. Причем вместе с больным к узкому специалисту уходят и деньги из СВА. После внедрения реформы врачи других профилей стали жаловаться, что терапевты до последнего сами пользуют больных и к узким специалистам граждане попадают уже с запущенными заболеваниями.

Сергей Попов: Сейчас врачи и пациенты привыкли к этому режиму работы. Участковый врач получает надбавку, если на его участке нет запущенных случаев. Поэтому терапевты заинтересованы в том, чтобы отправить сложного пациента к профильному врачу. В этом году не было ни одной жалобы на то, что направления не выдают.

Михаил Айзенберг: Новшество усложнило жизнь пациентам, которые не могут попасть к узкому специалисту; терапевтам, которые вынуждены лечить больных самостоятельно; профильным докторам, к которым поступают больные в запущенном состоянии. На мой взгляд, это ненормальная система работы.

Татьяна Чернышова: С внедрением такой практики возросла ответственность СВА. Никаких серьезных проблем в связи с этим не возникло.

Пациент выбирает себе СВА

Раз в год каждый гражданин может прикрепиться к той СВА, которую выберет сам.

Сергей Попов: Такая практика удобна для тех, кто нередко меняет место жительства. Например, для студентов. Сегодня все граждане знают о такой возможности.

Михаил Айзенберг: Это новшество нерационально. Свободный выбор амбулатории интересует тех, кто часто болеет. Остальные не так озабочены этой проблемой. Значит, меняют СВА сложные пациенты. Важно, что при перезакреплении амбулатории не обслуживают пациентов на дому. Тогда какой смысл в этом переходе?

Татьяна Чернышова: Это обеспечение прав человека и благо для пациентов. Жалоб по этому вопросу к нам не поступало.

В тему

Своим взглядом на то, как в целом работает система здравоохранения страны, поделился Михаил Айзенберг.

– К сожалению, врач сегодня нацелен не на результат, а на показатели. Например, в больнице в месяц должны пролечить 100 человек. Если пациентов будет 106, то за шестерых из бюджета заплатят не в полном объеме или не заплатят вовсе. Врачи сидят и считают, чтобы уложиться в цифры. Если количество больных меньше положенного, то с лечебного учреждения снимают средства. Возникает абсурдная ситуация: главный врач тубдиспансера, с одной стороны, заинтересован, чтобы заболеваемость снижалась, а с другой – чтобы диспансер был полный. Такие странные требования.

То есть врачи думают не о тактике лечения, а бухгалтерией какой-то занимаются. И неважно, вылечили больного или нет. Главное – с количеством не ошибиться...

Медсёстры возьмут на себя часть функций врачей

Одно из самых свежих предложений Минздрава. Средний медперсонал примет на себя некоторые обязанности докторов. В ближайшие несколько лет такая практика станет повсеместной.

Сергей Попов: Люди не должны этого бояться. Медсестрам не доверят делать операции. Они будут выписывать рецепты, готовить документы на госпитализацию, наблюдать за хроническими больными со стабильным течением болезни. В результате врач станет заниматься только лечением, а медсестра – наблюдать пациента и заполнять бумаги.

Михаил Айзенберг: Медсестрам вполне по силам работать с хроническими больными. Это облегчит работу врачей.

Татьяна Чернышова: Если функциональные обязанности, передаваемые медсестрам, отвечают уровню их профессиональной подготовки, то почему бы и нет. Важно понимать: никто не передаст полномочия врача непрофессионалу.

Врачи общей практики (ВОП)

Врачи широкого профиля, которые лечат всех от мала до велика, до сих пор в диковинку нашим людям. По задумке чиновников, ВОПы должны стать аналогом семейных эскулапов.

Сергей Попов: Врачей общей практики в Усть-Каменогорске мало. По городу пока рано делать выводы. В районах и других городах ВКО к ним население относится доверительно, недовольства никто не выражал.

Михаил Айзенберг: На участковых врачей возложена огромная нагрузка. Они должны переучиваться на ВОПов, к этому добавили еще и умение лечить легкие заболевания. То есть терапевт должен быть оториноларингологом, окулистом и так далее. Это неправильно, не может врач все знать! Требования возрастают с каждым годом. Доходит до абсурда – с врача спрашивают, почему у него на участке женщина с непролеченным хроническим заболеванием забеременела. Интересно, как доктор может это проконтролировать?

Татьяна Чернышова: На мой взгляд, внедрение ВОПов – это ошибка. Педиатрия, например, – особая сфера, и совмещать ее с терапевтической практикой очень сложно даже опытному специалисту.

Скрининги

Власти страны озаботились не только лечением болезней, но и профилактикой. Для этого разработали большую систему бесплатных скрининговых осмотров.

Сергей Попов: Раньше приходилось чуть ли не уговаривать наших жителей пройти обследование. Сейчас количество людей, которые обследуются через скрининг, с каждым годом возрастает. Есть нарекания с точки зрения организации приема. Отпрашивается человек с работы – хочет быстро пройти скрининг, а вынужден стоять в очереди.

Михаил Айзенберг: Нужно усилить работу с работодателями, чтобы они отпускали сотрудников на скрининги. Ведь руководству надо, чтобы люди работали, а не ходили обследоваться.

Татьяна Чернышова: К сожалению, нельзя сказать, что программа работает безупречно. К примеру, население недостаточно информировано о скринингах.

Елена Балова

Также читайте