Как и кому правильно пожаловаться?
Если вы оказались жертвой обмана в магазине, не можете сладить с КСК или найти управу на чиновников, выход есть. Главное — грамотно изложить свои претензии для инстанции, которая сможет за вас заступиться. YK-news.kz расскажет, как правильно это сделать.
Как надо жаловаться?
Обязательно — в письменной форме и с указанием данных заявителя. Обращение можно подать следующим образом:
- Традиционно на бумаге — принести в канцелярию и зарегистрировать (на вашей копии должны поставить входящий номер, дату и подпись принявшего письменное обращение). Вам должны также сообщить, когда и где вы сможете получить ответ на поданную жалобу.
- По интернету — через официальный сайт организации или через портал egov.kz (для обращений в госорганы). Для этого вам понадобится цифровая подпись (выдается в любом ЦОНе).
- Через Whats’App — приложение на мобильном телефоне (если организация выделяет такие номера для жалоб).
В устной форме принимаются заявления в полицию на номер 102 и в отдельных случаях – на телефоны доверия. Есть общий для всех госорганов контакт-центр: 1414, 8-800-080-77-77, www.1414.kz.
Что написать в жалобе?
Обращение можно писать в произвольной форме, желательно кратко и по сути дела, на любом языке, которым вы владеете. Главное, не забыть указать следующие данные:
- Фамилию, имя, отчество, ИИН и адрес заявителя (без этого письмо не будет рассмотрено).
- Фамилию, имя, отчество лица, права которого были нарушены (если вы заступаетесь за кого-то).
- Фамилию, имя, отчество должностного лица или наименование организации, на которых вы жалуетесь.
- Краткое описание дела или происшествия, время происшествия.
- Каких действий заявитель ожидает.
- Дату и личную подпись. Либо несколько подписей, если обращение коллективное.
Неразборчиво написанные письма или обращения, в которых не хватает данных, возвращаются заявителю в течение пяти дней после обращения.
К заявлению имеет смысл приложить документы, показания и контакты свидетелей, фото-, видеоматериалы, которые доказывают вашу правоту. Перечень прилагаемых документов надо указать в тексте обращения (посмотрите статью 20-3 Закона "Об административных процедурах").
Если я не сразу пожаловался на нарушение моих прав, теперь уже поздно?
В Кодексе "Об административных правонарушениях" (статья 828) говорится, что гражданин вправе обратиться в вышестоящий орган (к должностному лицу) и/или в суд с жалобой в течение двух месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Закон РК "Об административных процедурах" (статья 20-2) дает три месяца на то, чтобы пожаловаться на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов. При этом факт пропуска срока подачи жалобы не является основанием отказа в ее принятии, но может стать одним из оснований отказа в ее удовлетворении.
Если вы остались недовольны тем, какое решение приняли по вашему обращению, можно жаловаться в вышестоящий орган в течение трех месяцев после того, как вам стало известно о вынесенном решении. Об этом сказано в статье 12 Закона РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц".
Как долго будут рассматривать мою жалобу?
Об этом подробно сказано в статье 8 Закона "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц". Базовое время для рассмотрения жалобы или обращения — 15 дней. Если для решения требуется уточнить информацию или выехать на место, письмо могут рассматривать до 30 календарных дней.
Требуется дополнительное изучение или проверка? Тогда срок могут продлить еще на 30 дней, о чем вам должны сообщить не позднее, чем через три календарных дня с момента продления сроков.
Кому можно пожаловаться на некачественные продукты питания?
Усть-Каменогорское городское управление по защите прав потребителей (бывшая СЭС) контролирует санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе, следит за выполнением требований технических регламентов. Может само подать иск в суд, если к нему обратятся не менее десяти потребителей с одной и той же жалобой. Организует внеплановые проверки магазинов по заявлениям от пострадавших — но по закону имеет право проверить только тот продукт, о котором идет речь в жалобе.
Контакты: улица Астана, 16/1, телефон 76-11-73, сайт vko.kzpp.gov.kz.
Общества защиты прав потребителей. Общественные организации, которые окажут вам юридическую помощь, если вас некачественно обслужили или продали некондиционный товар. Услуги платные (нужно заплатить членские взносы). В Усть-Каменогорске много таких организаций: например, "Ваше право" (телефоны: 26-45-64, +7-705-400-78-70) или "Австарта" (телефон +7-705-527-52-26).
Суды. В суд лучше идти в сопровождении грамотного юриста - он поможет вам составить иск и отстоять свои интересы. Если вы решились судиться самостоятельно, по телефону колл-центра подскажут, какой именно суд вам подходит. Много полезной информации о судах и их работе предлагает сайт облсуда ВКО vko.sud.kz.
Контакты: республиканский колл-центр 1401 или (7172) 71-00-00 (с городских номеров бесплатно).
Кому можно пожаловаться на работу КСК?
Отдел жилищной инспекции Усть-Каменогорска. Сотрудники инспекции могут дать консультацию по поводу жилищного законодательства, вынести предписания, если нарушены правила содержания имущества кондоминиума. Они же могут помочь жителям справиться с недобросовестным председателем или объяснить, как правильно провести собрание.
На портале жилищной инспекции можно задать вопрос, ознакомиться с профильными законами и постановлениями, а также с актуальной информацией по содержанию жилого фонда города.
Контакты: улица Протозанова, 37а, телефон приемной 26-00-61. Сайт kdmyk.kz.
Ассоциация КСК Усть-Каменогорска. Общественная организация. Может проконсультировать по всем вопросам работы КСК.
Контакты: улица Тимирязева, 179, офис 43, телефоны: 75-25-80, 75-25-80.
Прокуратура Усть-Каменогорска. Осуществляет надзор за исполнением законодательства РК. Обращения принимаются только в письменном виде, но по телефону вас могут проконсультировать относительно правильного оформления жалобы. В заявлении стоит указать, к кому вы уже обращались по этому вопросу и было ли вам отказано в удовлетворении вашей просьбы (c письменным подтверждением). Если проверка выявила нарушения, приложите копию соответствующего акта.
На сайте прокуратуры можно задать вопрос, ознакомиться с нормативной базой, найти имена руководителей прокуратуры и их график приема.
Контакты: улица Ворошилова, 58, телефоны канцелярии: 75-14-23, +7-775-010-46-03, сайт shko.prokuror.kz. У Генеральной прокуратуры РК есть республиканский колл-центр 115.
Суды (см. выше пункт о некачественных продуктах).
Куда можно обратиться с жалобой на работодателя?
Управление государственной инспекции труда. Следит за соблюдением трудового законодательства РК (в том числе за обеспечением безопасности условий труда). Для консультации надо прийти в управление или задать вопрос в виртуальной приемной на сайте enbekvko.gov.kz. Там же размещены нормативно-правовая база, контакты работников управления и график приема посетителей.
Контакты: улица Карла Либкнехта, 19, телефон приемной 25-24-84, телефон доверия по вопросам нарушения норм служебной этики госслужащих, законодательства о госслужбе и противодействию коррупции – 25-65-02, сайт enbek-i.vko.gov.kz.
В прокуратуру (см. пункт выше).
В суд (см. выше).
Кому пожаловаться на некачественные медуслуги?
Управление здравоохранения ВКО координирует деятельность государственного и негосударственного секторов здравоохранения. Для подачи обращений в электронном виде есть ссылка на портале облздрава call-centervko.kz. На сайте облздрава densaulik.gov.kz вы найдете имена руководителей учреждения, их номера телефонов, там же размещена профильная нормативная база.
Получить консультацию или пожаловаться можно по телефонам:
- по проблемам медицинских услуг - 52-32-14;
- по проблемам получения бесплатных лекарств - 52-32-18.
Контакты: улица Гоголя, 36, телефон приемной 52-32-01, сайт densaulik.gov.kz.
Департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по ВКО. Занимается проблемами улучшения качества медицинского обслуживания населения. Получить консультацию или пожаловаться можно по следующим телефонам:
- по проблемам медицинских услуг — 76-14-24;
- по проблемам лекарственного обеспечения — 76-58-88.
Контакты: проспект Независимости, 9/1, телефон приемной 76-54-44, сайт dkkmfd-vko.kz.
Кому пожаловаться на банк, обменный пункт и другие финансовые организации?
Национальный банк РК осуществляет контроль и надзор за финансовым рынком и финансовыми организациями страны. На сайте Нацбанка выложены нормативная база и аналитика финансовой сферы. По телефону или при личной встрече сотрудники Восточно-Казахстанского филиала Нацбанка могут дать консультацию относительно финуслуг.
Контакты: улица Казахстан, 3, телефон 25-49-13, сайт nationalbank.kz.
Кому пожаловаться на работу Казпочты?
Управление качества АО "Казпочта". В круглосуточном контакт-центре вам дадут разъяснения по поводу работы почты. На сайте организации можно узнать о тарифах, отследить по номеру движение посылки. По вопросам обслуживания можно написать в управление качества компании на электронный ящик 1499@kazpost.kz.
Контакты: колл-центр АО "Казпочта" — 1499, электронная почта управления качества 1499@kazpost.kz, сайт post.kz.
Общества защиты прав потребителей (см. выше пункт о некачественных продуктах).
Восточно-Казахстанский филиал Национального банка РК. Казпочта оказывает в числе прочих и финансовые услуги. Если вы ими недовольны, можно обратиться в Нацбанк (см. пункт "Куда пожаловаться на банк?").
В суд (см. пункт "Куда пожаловаться на КСК?").
Подготовила Ольга Пинэко-Скворцова