Как неполные семьи в ВКО живут без поддержки государства
Неполные семьи, не относящиеся к категории "многодетные" и "малообеспеченные", словно выпали из зоны внимания государства. Им не положена адресная помощь и поддержка. Но зачастую один родитель не в состоянии одновременно и обеспечивать своим детям хороший уровень жизни, и заниматься воспитанием и уходом за ними.
Изо всех сил
Инга (здесь и далее имена изменены по просьбе героини – прим. ред.) в одиночку растит сына-первоклассника Сашу. Отец ребенка Игорь принимает в воспитании Саши довольно посредственное участие. За три года, минувших после развода с женой, Игорь навестил сына от силы раз пять. И все это время мужчина не выплачивал алименты. Лишь путем долгих разбирательств с бывшим мужем женщина добилась, чтобы из его зарплаты ежемесячно удерживали деньги на ребенка. Сумма небольшая — 17 тысяч тенге. Но, по признанию героини, даже такая помощь существенно облегчает ей жизнь.
— Сейчас я работаю в пекарне. Когда развелась с мужем, финансово он нас не поддерживал. Поэтому пришлось пристраивать Сашу в садик и быстро искать работу, — объясняет Инга. — Получаю 75 тысяч тенге на руки. Найти работу со ставкой повыше не получилось. Где-то меня отказались взять из-за того, что ребенок маленький и впереди маячит перспектива регулярных больничных. Где-то график не позволил бы вовремя отводить сына в садик и забирать его.
Женщина уточняет, оплату она получает почасовую. Поэтому каждый больничный Саши и любой неоплачиваемый отгул серьезно бьют по семейному бюджету.
— Помощи ждать неоткуда, моя мама не может сидеть с внуком по состоянию здоровья, а папа давно умер. Но мы приловчились. Саша самостоятельный и смышленый мальчик, поэтому я его отвожу на учебу, а назад он возвращается сам и ждет меня с работы. Контролирую его посредством телефона. Но когда сын болеет, приходится брать больничные. А болеет ребенок часто, — говорит Инга. — Кроме того, периодически беру отгулы за свой счет, чтобы сходить к Саше на утренник, отвести его на осмотр к стоматологу и так далее.
Сама Инга не уходила на больничный уже несколько лет подряд. Все недуги она переносит на ногах. Отлеживаться дома — непозволительная роскошь.
— Никакой специальной помощи от государства нам с Сашей не положено, так как наша семья не относится к категории малообеспеченных. Среднедушевой доход превышает черту бедности, — уточняет Инга. — Но ведь расходы на ребенка просто огромные. Нужно каждый сезон покупать сыну новую одежду, из старых вещей он просто вырастает. Нужны игрушки, книжки, школьные принадлежности и прочее. Еще надо продукты покупать, оплачивать коммунальные счета. За садик платить. Ко всему прочему то на фото деньги сдаем, то на представления. А когда Саша болеет, на лекарства уходят просто колоссальные суммы, при том что из-за больничного я получаю только часть зарплаты.
Женщина недоумевает, почему неполным семьям не назначают адресную помощь от государства.
— Я сейчас справляюсь сама. Тем более бывший муж начал выплачивать алименты. Плюс квартира у меня своя — досталась от родственников, — рассказывает наша героиня. — Но когда сын ходил в садик, а помощи от отца ребенка не было, приходилось очень туго. Считала каждую копейку и плакала от безысходности, когда сын болел. Выбирала между тем, чтобы купить Саше сироп от кашля и оплатить счета за свет. Так почему бы не ввести какие-то механизмы поддержки для неполных семей? Скидки на лекарства или частичное возмещение затрат на коммунальные услуги? На многодетных матерей сейчас направлено большое внимание. И это хорошо. Но как же матери, которые тянут одного или двоих детей без всякой поддержки, при этом не имея возможности пойти на высокооплачиваемую работу?
Взял и самоустранился
Содержание ребенка — закрепленная законом обязанность родителей. При этом неважно, состоят ли родители в зарегистрированном или гражданском браке, находятся в разводе. Каждый из них должен финансово поддерживать ребенка. В случае с родителем, который не проживает с ребенком, поддержка оказывается посредством алиментов.
По данным сайта eGov.kz, ежемесячный размер алиментов составляет:
- на одного ребенка — одна четверть от заработка и/или иного дохода родителей;
- на двоих детей — одна треть от заработка и/или иного дохода родителей;
- на троих и более детей — половина заработка и/или иного дохода родителей.
На практике тянуть ребенка или нескольких детей сразу одиноким мамам или папам зачастую приходится самостоятельно.
Предполагается, что родители могут заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей. Когда мирным путем договориться не получается, в дело вступает суд. Однако даже суд не всегда может сподвигнуть нерадивого родителя на исполнение своих обязанностей. По данным региональной палаты частных судебных исполнителей ВКО, на сегодняшний день на территории области значится по исполнительным производствам о взыскании алиментов 19 873 должника. Общий долг по алиментам составляет около 400 миллионов тенге. При этом общее количество детей, на содержание которых взыскиваются алименты — 24 697 человек.
К административной ответственности по статье 669 КоАП РК привлечены 113 неплательщиков. К уголовной ответственности по статье 139 УК РК привлечены 63 лица, трое из них — к лишению свободы. Но меняет ли это глобально картину ситуации?
Слишком хорошо живут?
По данным управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области, неполные семьи не могут претендовать на финансовую помощь от государства, если они не относятся к категории многодетных или малообеспеченных. А малообеспеченной семья считается в случае, если среднедушевой доход в ней не превышает черту бедности (в четвертом квартале 2020 года черта бедности составила 25 310 тенге).
Бесплатное горячее питание в школах, наборы гигиенических принадлежностей и продуктов, бесплатная школьная форма и обувь, бесплатный общественный проезд и прочие меры поддержки также положены лишь малообеспеченным и многодетным семьям.
То есть родителям, которые в одиночку воспитывают детей, не положена какая-либо специальная помощь. Так, в управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ВКО отметили, неполные семьи могут получить от государства квартиру на общих условиях.
— Неполные семьи, так же как и многодетные семьи, в случае подтверждения их нуждающимися в жилье из государственного жилищного фонда и постановке в очередь, обеспечиваются жильем из государственного жилищного фонда согласно действующему законодательству, — объяснили в ведомстве.
Но можно ли по праву считать неполную семью, благополучие которой держится всего на одном трудоспособном родителе, социально защищенной? И можно ли игнорировать тот факт, что не получающий алименты одинокий родитель зачастую уязвим перед любыми, даже незначительными проблемами?
Представители общественного объединения "Доверие" сообщают, к ним за помощью регулярно обращаются матери, которые растят одного, двоих или даже троих детей без какой-либо поддержки со стороны. Только за последние три дня помощи у волонтеров попросили пять женщин.
По письмам, которые представитель фонда предоставил корреспонденту YK-news.kz, становится понятно, в каких отчаянных ситуациях порой оказываются одинокие мамы. Некоторые из них не могут трудоустроиться из-за того, что им не с кем оставить детей. Другие тратят большую часть зарплаты на аренду квартиры. А третьи просто столкнулись с жизненными трудностями, и за неимением твердого плеча, на которое можно опереться, обратились к волонтерам с просьбой помочь продуктами или детским питанием.
Хочется верить, что в будущем именно государство станет для этих женщин твердым плечом и опорой. Ну а пока каждая из них тянет детей в одиночку, надеясь лишь на себя и свои силы.
Елизавета Седых