Как оформить документы через интернет

16 ноября 2014, 12:01
Сейчас читают:

Получить практически любую справку за две минуты, не отходя от компьютера. Не стоять в очередях для подачи заявления. Фантастика? Реальность. Многие казахстанцы успешно пользуются услугами выдачи документов в режиме онлайн, другие предпочитают по старинке ходить по инстанциям. Некоторые же просто не знают, каким образом можно оформить документы с помощью портала электронного правительства. Корреспондент YK-news.kz вкратце расскажет, как это сделать. И не только.

Какие госуслуги можно получить в интернете?

На сайте электронного правительства граждане могут получить множество справок и подать практически любые заявления. Также с помощью заветного сервиса реально записаться на прием к министру (беседа будет проходить в назначенное время в ЦОНе вашего города с помощью видеоконференц-связи) или же написать письмо в какой-либо госорган. Немаловажно, что гражданин будет получать регулярные уведомления о том, где сейчас находится его обращение, кто над ним работает и когда придет ответ. Электронный ресурс позволяет подать иск. Аналогичный сервис действует на сайте Верховного суда во вкладке "Судебный кабинет". С его помощью любой казахстанец может обратиться с исковым заявлением, не выходя из дома.

Как быстро можно оформить документы с помощью Всемирной сети?

Главное преимущество получения справок через интернет - оперативность. Большинство справок будет готово спустя десять минут или полчаса. В исключительных случаях время может быть продлено до двух недель.

Что надо сделать, чтобы получать услуги онлайн?

  1. Нужно зарегистрироваться на портале, указав ИИН.
  2. Необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Если с первым пунктом все в принципе понятно, то второй вызывает некоторые вопросы.

Что такое ЭЦП? Для чего она нужна?

Электронная подпись (или электронный ключ) - это аналог собственноручной подписи. С той лишь разницей, что ЭЦП позволяет "подмахнуть" документы через интернет. С юридической точки зрения никакой разницы между двумя автографами нет.

С помощью ЭЦП вы можете не только подписать какое угодно электронное заявление в любое время суток и в любой день недели, но и скрепить подписью обращение к чиновникам в виртуальную приемную. Получить ключ могут все жители республики, начиная с 16-летнего возраста, совершенно бесплатно.

Как получить ЭЦП?

Обзавестись электронной подписью, не выходя из дома, не получится. После подачи онлайн-заявления придется лично прийти в ЦОН и подтвердить свою заявку. Такие меры призваны обезопасить пользователя, чтобы никакие злоумышленники не могли оформить ЭЦП на постороннего человека.

Инструкция по получению ключей на портале www.egov.kz включает несколько шагов:

  1. Нужно скачать и установить на компьютер программное обеспечение (программа "Java" и Корневые сертификаты Национального удостоверяющего центра РК). Сделать это несложно - ссылки для скачивания доступны на портале электронного правительства и на сайте www.pki.gov.kz. Для удобства ссылки сопровождены подробным алгоритмом.
  2. На сайте электронного правительства надо подать онлайн-заявление на получение ЭЦП. Вам предстоит заполнить простую анкету, указать адрес электронной почты и обозначить адрес ЦОНа, в котором вы будете подтверждать свою заявку.
  3. Дождаться, когда на почту поступит уведомление о том, что обращение принято (к письму будет приложен бланк заявления). Захватив с собой удостоверение личности и заявление, нужно прийти в ЦОН. Работник центра подтвердит заявку.
  4. После этого на электронную почту придет письмо со ссылкой, откуда и можно скачать ЭЦП.

Теперь заветная подпись у вас в кармане (вернее, на компьютере), и вы можете оформить многие справки, не выходя из дома.

Каков срок действия ЭЦП?

К сожалению, цифровой автограф недолговечен: через год подпись станет устаревшей. Однако снова писать заявления и наносить визиты в ЦОН не придется. Продлить срок действия ЭЦП можно через личный кабинет на портале. Единственное условие - "реанимировать" подпись нужно до того, как закончится срок ее действия.

Какие госуслуги можно получить на портале электронного правительства, не имея ЭЦП?

  1. Прикрепиться к СВА (менять амбулаторию разрешено не чаще одного раза в год), записаться на прием к врачу или вызвать доктора на дом.
  2. Поставить ребенка в очередь в детский сад и следить за ее движением.
  3. Узнать номер в очереди на получение жилья по госпрограмме.
  4. Автолюбители смогут получить информацию о совершенных нарушениях ПДД с данными фото- и видео­фиксации и указанием размера уплаты штрафа.
  5. Записаться на онлайн-прием к министру.
  6. Оплатить налоги на землю, транспорт и имущество.
  7. Оплатить счета от Казахтелекома.
  8. Пополнить баланс сотовой связи без комиссии.

Платеж можно провести с помощью платежных карт VISA, Visa Electron, Mastercard, Maestro/Cirrus любых банков, American Express - только для клиентов "Казкоммерцбанка". Altyn - лишь для клиентов "Народного банка". После того как деньги будут перечислены, следует получить чек об оплате в разделе "История оплаты услуг" в "Личном кабинете" пользователя.

Все остальные услуги доступны только обладателям ключей.

Куда можно обратиться с вопросами?

Узнать все о работе портала электронного правительства, а также о получении электронно-цифровой подписи можно с помощью бесплатной горячей линии по Казахстану: 1414, 8-800-080-7777.

Елена Балова

Также читайте