Как оформить документы через интернет
Получить практически любую справку за две минуты, не отходя от компьютера. Не стоять в очередях для подачи заявления. Фантастика? Реальность. Многие казахстанцы успешно пользуются услугами выдачи документов в режиме онлайн, другие предпочитают по старинке ходить по инстанциям. Некоторые же просто не знают, каким образом можно оформить документы с помощью портала электронного правительства. Корреспондент YK-news.kz вкратце расскажет, как это сделать. И не только.
Какие госуслуги можно получить в интернете?
На сайте электронного правительства граждане могут получить множество справок и подать практически любые заявления. Также с помощью заветного сервиса реально записаться на прием к министру (беседа будет проходить в назначенное время в ЦОНе вашего города с помощью видеоконференц-связи) или же написать письмо в какой-либо госорган. Немаловажно, что гражданин будет получать регулярные уведомления о том, где сейчас находится его обращение, кто над ним работает и когда придет ответ. Электронный ресурс позволяет подать иск. Аналогичный сервис действует на сайте Верховного суда во вкладке "Судебный кабинет". С его помощью любой казахстанец может обратиться с исковым заявлением, не выходя из дома.
Как быстро можно оформить документы с помощью Всемирной сети?
Главное преимущество получения справок через интернет - оперативность. Большинство справок будет готово спустя десять минут или полчаса. В исключительных случаях время может быть продлено до двух недель.
Что надо сделать, чтобы получать услуги онлайн?
- Нужно зарегистрироваться на портале, указав ИИН.
- Необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Если с первым пунктом все в принципе понятно, то второй вызывает некоторые вопросы.
Что такое ЭЦП? Для чего она нужна?
Электронная подпись (или электронный ключ) - это аналог собственноручной подписи. С той лишь разницей, что ЭЦП позволяет "подмахнуть" документы через интернет. С юридической точки зрения никакой разницы между двумя автографами нет.
С помощью ЭЦП вы можете не только подписать какое угодно электронное заявление в любое время суток и в любой день недели, но и скрепить подписью обращение к чиновникам в виртуальную приемную. Получить ключ могут все жители республики, начиная с 16-летнего возраста, совершенно бесплатно.
Как получить ЭЦП?
Обзавестись электронной подписью, не выходя из дома, не получится. После подачи онлайн-заявления придется лично прийти в ЦОН и подтвердить свою заявку. Такие меры призваны обезопасить пользователя, чтобы никакие злоумышленники не могли оформить ЭЦП на постороннего человека.
Инструкция по получению ключей на портале www.egov.kz включает несколько шагов:
- Нужно скачать и установить на компьютер программное обеспечение (программа "Java" и Корневые сертификаты Национального удостоверяющего центра РК). Сделать это несложно - ссылки для скачивания доступны на портале электронного правительства и на сайте www.pki.gov.kz. Для удобства ссылки сопровождены подробным алгоритмом.
- На сайте электронного правительства надо подать онлайн-заявление на получение ЭЦП. Вам предстоит заполнить простую анкету, указать адрес электронной почты и обозначить адрес ЦОНа, в котором вы будете подтверждать свою заявку.
- Дождаться, когда на почту поступит уведомление о том, что обращение принято (к письму будет приложен бланк заявления). Захватив с собой удостоверение личности и заявление, нужно прийти в ЦОН. Работник центра подтвердит заявку.
- После этого на электронную почту придет письмо со ссылкой, откуда и можно скачать ЭЦП.
Теперь заветная подпись у вас в кармане (вернее, на компьютере), и вы можете оформить многие справки, не выходя из дома.
Каков срок действия ЭЦП?
К сожалению, цифровой автограф недолговечен: через год подпись станет устаревшей. Однако снова писать заявления и наносить визиты в ЦОН не придется. Продлить срок действия ЭЦП можно через личный кабинет на портале. Единственное условие - "реанимировать" подпись нужно до того, как закончится срок ее действия.
Какие госуслуги можно получить на портале электронного правительства, не имея ЭЦП?
- Прикрепиться к СВА (менять амбулаторию разрешено не чаще одного раза в год), записаться на прием к врачу или вызвать доктора на дом.
- Поставить ребенка в очередь в детский сад и следить за ее движением.
- Узнать номер в очереди на получение жилья по госпрограмме.
- Автолюбители смогут получить информацию о совершенных нарушениях ПДД с данными фото- и видеофиксации и указанием размера уплаты штрафа.
- Записаться на онлайн-прием к министру.
- Оплатить налоги на землю, транспорт и имущество.
- Оплатить счета от Казахтелекома.
- Пополнить баланс сотовой связи без комиссии.
Платеж можно провести с помощью платежных карт VISA, Visa Electron, Mastercard, Maestro/Cirrus любых банков, American Express - только для клиентов "Казкоммерцбанка". Altyn - лишь для клиентов "Народного банка". После того как деньги будут перечислены, следует получить чек об оплате в разделе "История оплаты услуг" в "Личном кабинете" пользователя.
Все остальные услуги доступны только обладателям ключей.
Куда можно обратиться с вопросами?
Узнать все о работе портала электронного правительства, а также о получении электронно-цифровой подписи можно с помощью бесплатной горячей линии по Казахстану: 1414, 8-800-080-7777.
Елена Балова