Комитет дорожной полиции РК презентует законопроект "О дорожном движении"

16 февраля 2013, 5:00
Сейчас читают:

Министерство внутренних дел РК намерено совершить переворот в ситуации на дорогах страны. В перспективе - безоблачное будущее без пробок, колдобин и фиктивного техосмотра. Добиться совершенства главные разработчики нового закона намерены не без помощи заинтересованных органов: Министерства транспорта и коммуникаций, Минздрава и Минобразования, а также центральных и местных исполнительных органов.

Попрошу не путать

В Сети многие поспешно окрестили творение МВД Законом "О дорожной полиции". Может быть, когда-нибудь назреет и такой, но пока речь идет об организации дорожного движения.

Надо отметить, что до появления этого документа мы руководствовались собственно правилами дорожного движения, Законом РК "О безопасности дорожного движения" и некоторыми тематическими положениями Кодекса об административных правонарушениях. "С чего бы при таком разнообразии нормативно-правовой базы изобретать велосипед?" - спросите вы.

У Комитета дорожной полиции на это есть как минимум три причины.

- Во-первых, потому что нужен единый правовой акт, регулирующий все вопросы, связанные с дорожным движением, - говорит начальник управления координации обеспечения безопасности дорожного движения КДП МВД РК Канат Садвакасов. - Да и сам по себе Закон "О безопасности дорожного движения" несколько устарел за шестнадцать лет.

А во-вторых, МВД признает, что больше не желает единолично заниматься дорогой.

- Мы предлагаем систему государственного управления с разделением компетенции и ответственности между всеми центральными и местными государственными органами, с четким определением их прав и обязанностей, - добавил Канат Сушиевич.

Ну и наконец, отметили в Комитете дорожной полиции, Казахстан не может игнорировать ратифицированные им же в разное время международные конвенции "О дорожном движении", "О дорожных знаках и сигналах" и другие — всего восемь документов.

Всем миром

Как уже было сказано, дорожная полиция желает поделиться своими заботами. И в первую очередь с государственными органами. У каждого будет свое поле деятельности в общей борьбе за безопасность дорожного движения. Так, к примеру, проектировщики дорог уже не смогут сдать проект без учета требований нового закона. А там - будь добр, угоди и водителям транспортных средств, и пешеходам, и про экологические требования не забудь! Всего не перечислишь. То же самое касается и тех, кто строит или ремонтирует дороги. В проекте даже оговаривается возможность привлечения к ответственности лиц, допустивших некачественный ремонт или строительство дороги, что повлекло дорожно-транспортные происшествия.

В стороне не останется, например, Минздрав. На нём - вся работа по медицинскому освидетельствованию водителей, определение объема и организация первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, формирование списка лекарств для автоаптечек.

Отдельная роль определена образованию. Главная миссия педагогов состоит в том, чтобы с детсадовской скамьи взрастить добросовестных и законопослушных пешеходов и автолюбителей. Для чего дано задание разработать специальную учебную литературу.

Службы по ЧС возьмут на себя ликвидацию последствий ДТП, а также обеспечат деятельность аварийно-спасательных служб и создадут трассовые медико-спасательные пункты.

Не меньше досталось и местным исполнительным органам. С трудом представляем, как им это удастся осуществить, но раз в МВД верят, мы просто перечислим некоторые пункты: "...при утверждении местного бюджета определяют объемы финансирования мероприятий по организации дорожного движения и транспортному планированию; обеспечивают безопасность дорожного движения на соответствующей территории; принимают меры по снижению транспортной нагрузки на населенные пункты; ликвидируют последствия дорожно-транспортных происшествий для восстановления дорожного движения на дорогах".

И это только слегка очерченные границы компетенции. Список обязанностей куда шире.

Новый контролер

Очевидно, понимая, что за столь обширным количеством ответственных органов нужен глаз да глаз, в Комитете дорожной полиции РК предлагают ввести аудит безопасности дорожного движения. Осуществлять его будет некая частная организация. Безусловно, компетентная и авторитетная на своем уровне, подчеркивают в комитете.

- Аудит безопасности дорожного движения является обязательным на каждом этапе, - объясняет Канат Садвакасов. - Это работа на опережение. В идеале еще на стадии проектирования можно выявить дефекты организации дорожного движения до того, как подсчитают смету.

Впрочем, если верить положениям законопроекта, аудиторы имеют полномочия вмешиваться в процесс как в ходе строительства объекта, так и после введения его в эксплуатацию. При необходимости они могут остановить движение или эксплуатацию, вплоть до устранения нарушений.

К слову, полномочия аудиторской компании распространятся даже на процесс сборки транспортных средств!

Контроль - это, конечно, хорошо. Но хочется заметить, что в нашей стране для того, кто наделен высокими полномочиями, слишком велико искушение эти самые полномочия использовать в личных целях. В законе мы не нашли четкого определения, кому конкретно подчиняются аудиторы и каким образом достигается прозрачность их деятельности.

Принимайте ответственность

После принятия закона под очередную "чистку" могут попасть отечественные автошколы. Им в проекте документа уделена отдельная глава. По сути, на инструкторов возлагается ответственность за нерадивых курсантов. Разработчики указывают на необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, качество и уровень знаний которых будут регулярно проверять специальные квалификационные комиссии. Плюс прохождение школами обязательной аккредитации. Не справившихся будут лишать лицензий.

Под особый контроль попадают и пункты технического осмотра. Главная задача – поломать существующую порочную практику приобретения талона без фактического осмотра транспортного средства. МВД предлагает ввести так называемые диагностические карты технического осмотра. Это что-то наподобие амбулаторной медицинской карточки, в которую вносятся все сведения о "болезнях" железного коня и принятых мерах "лечения". Если "врачи" на СТО видят неисправности в вашем автомобиле, но по корыстным причинам не указывают их в карте, то сильно рискуют. "Оператор технического осмотра обязан возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца механического транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей", - резюмируется в законопроекте.

Отрадно отметить, что в документе отдельно прописаны права людей с ограниченными возможностями: от правил парковки до особых условий на общей дороге.

А про нас забыли?

Как заверили нас в Комитете дорожной полиции, к разработке новой редакции закона привлекались и Союз водителей Казахстана, и Фонд безопасности дорожного движения.

Однако в последней организации признались, что слышат об этом впервые.

- Мы не принимали участия в разработке закона и не видели даже его текста, - ответили в Общественном фонде безопасности дорожного движения РК.

Посему высказать какое-либо мнение о документе в этой организации не смогли.

На наш взгляд, в законе имеется сразу несколько слабых мест. Во-первых, определенные сомнения вызывает тот факт, что большинство мероприятий, вменяемых госучреждениям в список обязанностей, они должны выполнять за свой счет. А бюджет, сами понимаете, вещь планируемая и не резиновая. Не нравится также и то, что почти каждое ведомство к новым обязанностям получило и вагон бумажной работы, ведь там через каждую строчку контроль, отчет, экспертиза...

Анастасия Куприянова

Также читайте