Несколько гимназий Усть-Каменогорска могут потерять свой элитный статус

24 декабря 2015, 5:43
Сейчас читают:
Несколько гимназий Усть-Каменогорска могут потерять свой элитный статус Несколько гимназий Усть-Каменогорска могут потерять свой элитный статус
Несколько гимназий Усть-Каменогорска могут потерять свой элитный статус

Четыре усть-каменогорские гимназии и еще пять специализированных учебных заведений области могут потерять свой статус. Такую возможность обсудили на специальной коллегии в акимате региона. В областном центре в "черный список" попали две языковые гимназии — № 10 и № 12 им. Гумбольдта, казахстанско-российская гимназия и гимназия № 2. Изменение статуса учебных заведений повлечет за собой серьезные изменения в программе обучения и в зарплате преподавателей, передает корреспондент YK-news.kz.

Гимн гимназии

Скандал разгорелся после того, как специальная комиссия, созданная по инициативе акима области Даниала Ахметова, проверила качество работы специализированных учреждений образования — гимназий и лицеев. Как признается руководитель комиссии, доцент кафедры педагогического образования и менеджмента ВКГУ им. С. Аманжолова Наталья Бенеш, результаты исследований ее шокировали.

— Мне и в голову не приходило, что у нас в специализированных школах столь неблагоприятная ситуация, — призналась она. — Низкий уровень организации учебного процесса, низкий уровень знаний учеников. Многие показатели хуже некуда. И это при том, что есть учебные заведения, которые начинают отбор детей с первого класса и в течение всех одиннадцати лет ведут методичный отсев "неспособных", с точки зрения педколлектива, учеников!

По мнению Натальи Бенеш, воды "тихого омута" гимназического образования взбаламутили впервые: департамент качества образования обычно проверяет только образовательный стандарт. А изучить те показатели, которые, собственно, и должны отличать гимназии от рядовых школ — особые программы, высокий уровень знаний, звездные достижения на ЕНТ и олимпиадах, — до сих пор никто не потрудился.

— А ведь иные учебные заведения получают из местного бюджета до пятидесяти процентов доплаты к основной учительской ставке! — добавляет Наталья Ивановна. — Возникает вопрос: ради чего?

Падшие показатели

Чтобы оценить уровень подготовки гимназистов, управление образования собрало группу экспертов, в число которых вошли педагоги и ученые.

Основным мерилом стал балл, набранный учениками на ЕНТ. Средний для областных специализированных школ результат по Единому национальному тестированию за три последних года — 84,5 балла. Также немаловажным аспектом работы учебных заведений назвали общую долю учеников, участвовавших в главном экзамене страны. Мол, если на зубодробительное сражение с министерскими задачками выходит меньшая часть выпускников — это верный признак никудышной работы. Не секрет, что ЕНТ не сдают те ребята, которые планируют поступать в заграничные вузы.

Заместитель акима области Жаксылык Омар, который присутствовал на заседании областной коллегии образования, очень резко отозвался о директорах школ, чьи ученики массово рвутся в зарубежье.

— Почему вы готовите учеников для чужих национальных экономик? — вопрошал он. — Мы оплачиваем их образование в течение одиннадцати лет, а они потом говорят: "Прощай, Казахстан"? Плохо работает тот директор, который не может убедить своего выпускника поступить в казахстанский вуз. Надо объяснить, что времена меняются. Это раньше Томский университет был лучшим. Теперь наши вузы работают не хуже российских.

Оказалось, что среди усть-каменогорских лицеев и гимназий прошли тестирование в школе-гимназии № 2 — 62% выпускников, казахстанско-российской гимназии — 55%, школе-гимназии № 10 — 58% и в гимназии № 12 имени Гумбольдта — 73%.

Впрочем, не только министерские тесты стали мерилом гимназического статуса. В управлении образования решили провести среди учеников девятых и одиннадцатых классов специализированных школ "мозговой штурм", предложив тесты по математике и истории Казахстана. Выбор дисциплин объяснили просто — один предмет из разряда точных наук, второй — из гуманитарного цикла.

Из усть-каменогорских школ это тестирование с итогом в 57 процентов стало "провальным" для казахстанско-российской гимназии (по математике в 11 классе результат был и того хуже — всего 22 процента).

А наилучшие результаты продемонстрировали: многопрофильная гимназия № 3 (100 процентов), гимназия № 43 и областная гимназия–интернат имени Жамбыла для одаренных детей (98 процентов). Это школы с государственным языком обучения.

Учитывали строгие "ревизоры" и количество призеров олимпиад и конкурсов. В Усть-Каменогорске наименьшее число "золотых учеников" — в гимназиях № 2 и № 43.

В результате комиссия сформировала неутешительный вывод — некоторые гимназии своему статусу соответствуют весьма и весьма слабо.

У доски

И уже в понедельник на специальной коллегии управления образования в облакимате был сформирован черный список спецшкол, которые рискуют избавиться от привилегированного статуса. В Усть-Каменогорске это гимназии № 10 и № 12 имени Гумбольдта, казахстанско-российская гимназия и гимназия № 2.

— По гимназиям, если смотреть срез знаний — результаты никудышные. В 11 классах ни математику, ни историю Казахстана не знают. Почему так происходит? — вопрошал аким Восточного Казахстана Даниал Ахметов.

Глава региона потребовал объяснений у директоров, оказавшихся в "расстрельном списке".

Директор гимназии № 12 имени Гумбольдта Ольга Ананишникова пояснила, что в прошлом году к специализированному учебному заведению присоединили обычную среднюю школу № 40, где успеваемость была едва ли не втрое ниже.

— По итогам ЕНТ-2015 средний балл в гимназических классах составлял 86, в общеобразовательных классах — 65, — заявила руководитель гимназии № 12.

— Наше учебное заведение существует двадцать лет и не имеет аналогов в республике, — высказалась в свою защиту директор гимназии № 10 Наталья Нестеренко. — Мы входим в число шести школ, которые готовят учеников для сдачи диплома DSD, позволяющего без дополнительных экзаменов поступать в любой государственный вуз ФРГ. В рамках областной программы полиязычия мы являемся опорной школой, на базе которой будут созданы условия для повышения квалификации преподавателей иностранных языков. По итогам прошлого года по рейтингу школ города мы получили гран-при.

Как пояснила руководитель областного управления образования Айжан Садыкова, если решение о лишении статуса гимназий все же будет принято, их ученики будут заниматься не по специализированной, а по обычной школьной программе. Что же касается двух языковых гимназий (и особенно гимназии № 12 им. Гумбольдта), то тут все будет зависеть от решения акимата города.

— Если немецкий будет рассматриваться наравне с английским, то дополнительные часы на изучение этого языка у них останутся, — рассказала Айжан Ерхановна корреспонденту YK-news.kz. — В любом случае школе придется убедить рабочую группу в том, что она достойна по-прежнему называться гимназией. Да, как выяснилось, мы слишком мало внимания уделяли гимназиям и лицеям. Мы дали им статус, а методическое сопровождение этих школ было ослаблено. Этот опыт учтен, и сейчас мы разрабатываем комплексный план по созданию системы работы с одаренными детьми. Думаю, в ближайшее время мы ее презентуем.

Классный протест

Родители гимназистов, узнавшие от корреспондента YK-news.kz о тревожных новостях, в ужасе от грядущих перемен.

— Конечно, для нас это очередной шок, — рассказала Валентина, мама одного из учеников школы-гимназии № 12 имени Гумбольдта. — Несколько лет назад отбирали здание, потом это недавнее переселение и слияние с общеобразовательной школой, а теперь и вовсе лишение статуса гимназии. Складывается ощущение, что нас просто медленно уничтожают, находя все новые и новые причины. В школе пока об этом решении не знают, но, я уверена, родители будут крайне возмущены и так просто этого не оставят.

Ко всей этой аттестации школ и проверкам очень много вопросов. Почему, к примеру, результаты ЕНТ и процент сдающих эти экзамены детей — показатель качества? Тот факт, что школьники могут спокойно поступить в вузы России и той же Германии без сдачи ЕНТ, — лучшее доказательство того, что педагоги работают отлично. С каких пор в областном акимате диктуют, куда поступать моему ребенку? Это задача государства — поднимать высшее образование, а не проблема педагогов средней школы.

Второе — почему в расчет берутся результаты сдачи учениками тестов по математике и истории Казахстана? Позвольте, у нас НЕМЕЦКАЯ гимназия — это наш профиль. А учеников просят пройти тесты по другим предметам, чтобы завтра лишить школу особого статуса. Это же полнейший бред! Гимназии и лицеи таковыми и являются исключительно потому, что у них есть особый, узкий профиль обучения. В этом и привилегии. А тот факт, что называют лучшими несколько школ по результатам тестов по истории Казахстана, — извините, но ведь это казахскоязычные школы! Разумеется, уровень изучения этого предмета там высок. Почему бы не испытать их учеников на уровень владения немецким для объективного сравнения с нашими ребятами? Наша гимназия долгое время была своеобразным мостиком между Казахстаном и Европой, и сейчас эти международные отношения хотят разрушить по совершенно надуманным причинам...

Родители учеников 10-й и второй гимназий были более сдержанны в комментариях. Объяснили, что для начала им нужно тщательнее изучить вопрос и понять, какие именно изменения сулит возможное лишение альма-матер особого статуса.

***

— Мы хотим, чтобы наши дети получали высокий уровень образования во всех сферах, — прокомментировал ситуацию на заседании акимата аким области Даниал Ахметов. — Педагоги специализированных учебных заведений получают добавки к зарплате по 25 процентов и выше. Как они отрабатывают свои деньги? Поручаю акимам районов и городов в течение недели рассмотреть совместно с органами образования представленные комиссией результаты, заслушать доводы учебных заведений и принять решение.

Примечательно, что статус гимназий может быть передан другим школам. Уже названо четверо претендентов: это средние школы № 16 Усть-Каменогорска, № 22 Семея, зайсанская школа им. Мустафина и уваровская средняя школа Глубоковского района. Последняя — с русским языком обучения.

Ольга Пинэко-Скворцова, Егор Феоктистов

Также читайте