Останки, найденные два года назад на площади Республики в Усть-Каменогорске, закопали в безымянную могилу на кладбище для бездомных
Напомним, в декабре 2011 года при возведении административного центра возле кинотеатра "Юбилейный" рабочие обнаружили человеческие останки. Судя по архивным картам, в начале прошлого столетия в этом районе города находилось православное кладбище. Два с лишним года назад история с потревоженными могилами вызвала много шума. Тогда городские власти обещали перезахоронить кости по православным обычаям и даже установить в парке "Жастар" часовню в память об усопших.
Однако судьба неупокоенных останков оказалась совсем иной.
При возведении этого здания строители потревожили старые могилыВ чьем шкафу скелет?
В ТОО "Алтайстрой", которое проводило работы, рассказали, что сразу вызвали полицию и передали найденный прах сотрудникам правоохранительных органов. В департаменте внутренних дел не отрицают, что следователи находку приняли и отдали для изучения в центр судебно-медицинской экспертизы. Далее представители этих организаций стали, что называется, основательно путаться в показаниях.
Согласно ответу ДВД ВКО, один из следователей передал останки на судмедэкспертизу 27 декабря 2011 года. На этот счет даже существует подписанное постановление, сообщили в пресс-службе ведомства. Однако к экспертам, по их заверениям, кости так и не попали.
- Ни один наш специалист не выезжал на место и не проводил исследований в нашей лаборатории, - заверяет руководитель дежурного отдела Восточно-Казахстанского центра судебно-медицинской экспертизы Илья Николенко. - У нас нет записей о том, что поступили эти останки.
Ниточка, ведущая от строителей, быстро оборвалась. Получалось, что фрагменты скелетов пропали прямо по дороге от полиции до морга.
За комментариями мы обратились в городской акимат.
- Странно, что в судмедэкспертизе не помнят, - удивилась заместитель акима Усть-Каменогорска Булбул Бакинова. - А вообще отец Евгений (настоятель Богородице-Рождественского храма – прим. автора) сам лично эти останки переносил, захоранивал, потом молитву прочитал.
За подтверждением мы обратились к Евгению Яганову.
- Как все это происходило точно, я не знаю, - ответил отец Евгений. - В судмедэкспертизе показали коробку, в которую сложили останки. Как мне сказали, потом их захоронили на погосте за телевышкой (кладбище для безродных – прим. автора). Там безымянное кладбище, не знаю даже, отметили могилу как-то или нет. Для проведения обряда ко мне никто не обращался.
Именно на этом погосте на окраине удалось найти потерянные кости. По крайней мере, словом "останки" на маленьком бетонном столбике обозначили их последнее пристанище работники предприятия, которое занимается погребением усопших.
- Года два назад мы забрали из морга деревянный ящик размером где-то 50 на 80 сантиметров, - вспоминает сотрудник похоронной организации Махмут Кенжеболатов. - Сказали, что внутри останки, обнаруженные при строительстве. Собирались вроде как позже забрать их, отпевать и перезахоронить. Два дня никого не было. Мы подождали, а потом сами похоронили. После этого никого больше и не было.
Над местом, где покоятся кости, всего лишь бетонный столбик с надписью "Останки"Однако записей о том, как появился странный ящик, в кладбищенском журнале нет. Ни кто его привез, ни кто принимал. Нет вообще ни единого документа.
- На моей памяти был всего один такой случай, - поясняет Махмут. - Ящик мы не открывали, он был заколочен. Да и не положено это. Сверху на доске так и написано было: "Останки". Сам ящик легкий был, и внутри гремело.
Мертвые и похороненные
Гарантирует ли закон повторное погребение обнаруженных костей и почему ни власти, ни, казалось бы, компетентные органы не проявляют особой активности в столь деликатном вопросе? Страшно подумать, но в современном казахстанском правовом поле не оказалось конкретного закона, предусматривающего четкий регламент перезахоронения либо ответственность за кощунственное отношение к останкам.
Единственным документом, регламентирующим правила захоронения и функционирования кладбищ, оказались санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения. Эти правила утвердили в 2012 году, уже после того, как началось строительство над заброшенными погребениями в центре Усть-Каменогорска. До этого действовали санитарно-эпидемиологические требования конкретно к кладбищам. Тем не менее в обоих документах черным по белому написано, что "в случаях обнаружения при проведении строительных работ ранее неизвестных захоронений должно быть проведено перезахоронение останков и рекультивация территории". Это значит, что землю, под толщей которой оказались могилы, нельзя использовать как обычную.
- Я считаю, что эти правила созданы не просто так, - комментирует юрист, редактор агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" Алексей Божков. - Скорее всего, вопрос связан с возможным распространением каких-либо заболеваний при нарушении норм строительства.
В нормативах четко оговаривается, как именно должно быть произведено перезахоронение. Его должна предварять экспертиза, призванная выявить особо опасные инфекционные заболевания, которые могут содержаться в костях. Остатки гробов, если они есть, должны сжигаться в строго определенных местах.
Самый последний пункт правил гласит, что территория бывшего кладбища может использоваться только под зеленые насаждения. Это значит, что на месте погоста может появиться сад или парк, но никак не многоэтажка, пусть даже не жилая, а административная.
- Государственные, общественные и частные предприятия, организации и учреждения обязаны систематически убирать и содержать за свой счет в чистоте и порядке территории, закрепленные за ними, в установленном законом порядке, согласно архитектурным и санитарным требованиям, включая территорию кладбищ, - ссылается на правила благоустройства населенных пунктов ВКО Алексей Божков. - Получается, кому принадлежит земля, тот за нее и отвечает. Включая кладбища.
По всему выходит, что в городском и областном акиматах попросту не знали, что раньше в районе площади Республики было кладбище. Возможно ли, что этот факт оставался тайной для чиновников, выдававших разрешение на строительство на данном участке?
- Здесь нужно узнавать, что официально значилось раньше на участке, - поясняет господин Божков. - Были ли какие-то оговорки в землепользовании. Если нет, то будет сложно доказать чью-то ответственность за случившееся.
Сад на костях
Больше всего горожан, наверняка, интересует вопрос – а если завтра, послезавтра или через пятьдесят, сто лет кому-то вздумается потревожить покой усопших на нынешних кладбищах и возвести там, к примеру, развлекательный центр? Согласно тем же санитарно-эпидемиологическим требованиям к культурным объектам, "месторасположение участка для кладбища и его размеры предусматриваются в проекте планировки и застройки населенного пункта с учетом возможности использования территории кладбища непосредственно после его закрытия под устройство парка или сада". Засадить бывшие могилы и установить поверх них лавочки и фонтаны можно через двадцать лет после закрытия погоста.
Сейчас несколько кладбищ Усть-Каменогорска уже закрыты. Кто может принять решение о ликвидации захоронений, в правилах не прописано. Раз уж ответственность за эту территорию несет городской акимат, то, скорее всего, госмужам и выпадет нелегкий выбор: определять судьбу усть-каменогорских погостов.
Хочется верить, что память о наших прадедах, да и о нас самих не сгинет в общей могиле.
Зарина Жумагалиева