Полицейскими будет управлять акимат. Что изменится?
В правоохранительной системе страны очередная реформа. С 1 января 2016 года в рядах блюстителей порядка появится новое подразделение — местная полиция. В структуру войдут участковые, инспектора по делам несовершеннолетних и еще несколько категорий сотрудников. Созданная служба будет на особом положении и, в отличие от всех остальных отделов, станет подчиняться и органам внутренних дел, и акиматам. Местная власть и депутаты смогут контролировать, отслеживать и оценивать работу людей в погонах. Почему отныне даже самый добропорядочный гражданин будет хорошо знать своего участкового, на что надеются и чего опасаются сами полицейские после принятия нового закона, выяснял корреспондент YK-news.kz.
Скроили и пришили
В 2015 году власти республики решили перекроить систему работы органов внутренних дел. Сначала "кутюрье" из министерства изменили лекало "мундира" для всех блюстителей правопорядка — разработали поправки в Закон "О правоохранительной службе".
Благодаря изменениям полицейские получили дополнительные возможности для борьбы с преступниками. Впервые в республике стражам порядка разрешили таранить машины нарушителя, если водитель не реагирует на требование остановиться. Казахстанским копам позволили применять огнестрельное оружие, если злоумышленник покушается на полицейский транспорт или табельное оружие. По прежним правилам стрелять в такой ситуации запрещалось. В случае крайней необходимости, например, при задержании опасного преступника, полицейские имеют право использовать любые подручные средства. Чтобы каждый служивый от рядового до генерала мог правильно действовать в экстренной ситуации, сотрудники обязаны регулярно тренироваться в стрельбе и отрабатывать боевые приемы. В ноябре этого года изменения вступили в силу.
Однако столичные "стилисты" решили позаботиться и о смене имиджа конкретных подразделений. Для этого скроили принципиально другой "наряд" — создали местную полицейскую службу. И костюмчик вроде бы хорошо сел! Идея властных "портных" пришлась по душе депутатам Парламента, одобрил ее и президент страны. В ноябре Нурсултан Назарбаев подписал закон, который вступит в силу с 1 января 2016 года. Каким сотрудникам органов предстоит примерить на себя "обновку" и придется ли она им по душе?
Только для местных
Под крыло акиматов и в состав нового подразделения перейдут участковые, инспектора по делам несовершеннолетних и защите женщин от насилия. "Местными" станут работники дорожно-патрульной службы, природоохранной полиции, работники приемников-распределителей и специальных приемников. Люди в погонах станут разбираться с делами об административных правонарушениях, уголовных проступках. На плечи служивых возложат профилактику антиобщественного поведения и работу с гражданами, которые освободились из мест не столь отдаленных.
Чтобы каждый из стражей порядка занимался только своими непосредственными обязанностями, законом запретили привлекать их для выполнения других работ. Иными словами, отныне инспектора по делам несовершеннолетних ни при каких обстоятельствах не заставят вести воспитательные беседы с незаконными мигрантами.
Местная полиция станет уникальной структурой, потому что будет одновременно подчиняться органам внутренних дел и местной власти. Другими словами, курировать работу и координировать действия людей в погонах будет с одной стороны акимат, с другой — силовики. В пояснительной записке к новому закону сказано, что такая система поможет руководителям городов и областей направлять работу местных полицейских и требовать результатов, исходя из обстановки в том или ином регионе.
Областных руководителей этой службы также будут назначать по новой системе. Кандидатуры на вакантное место предложит МВД, затем "кастинг" проведет аким. После этого претендента представят депутатам маслихата. Народные избранники могут согласиться с выбором властей или дать отвод кандидату.
Чтобы простые граждане могли контролировать работу людей в погонах, создадут общественные наблюдательные комиссии и общественные советы. Правда, так и осталось неясным, народный контроль закрепят при органах внутренних дел или при акиматах.
Однако даже если гражданин не попадет в совет общественности, он все равно сможет оценить работу местных полицейских. Со следующего года каждый участковый один раз в квартал обязан будет собирать жителей своего участка и докладывать им о своей работе. Благодаря этому все граждане будут знать инспекторов в лицо и по фамилии. Начальники местной полиции станут держать ответ перед депутатами маслихатов и акимом района, города или области. Подобные беседы с властью правоохранители будут проводить не реже двух раз в год.
По образу и подобию
Усть-каменогорские активисты уверены, что работать в тесном взаимодействии с местной властью и общественниками наши полицейские смогут без труда.
— Органы внутренних дел и прокуратуры с 2013 года активно сотрудничают с нашим советом, — говорит председатель городского совета общественности по профилактике правонарушений Ерсаин Набиев. — Более того, такой опыт работы в нашем городе стал основой для идеи создания советов по всей стране. Участковые тоже заинтересованы контактировать с нами. Простой пример: муж избивает жену, она пишет заявление, потом мирится с супругом и забирает жалобу. Так может повторяться бесконечно. Теперь в таких случаях инспектор обращается в совет общественности. Если человек не поддается никаким внушениям, то совет сам пишет заявление и подает в суд на дебошира. Так что общественный контроль для нас — не в диковинку. На мой взгляд, самое главное в новом законе, что власти смогут потребовать результатов, а полиция станет отчитываться перед населением.
Вас слишком много
Однако некоторые эксперты опасаются, что отчеты перед гражданами превратятся в пустую формальность.
— Все мы понимаем, что это неэффективная форма контроля, — уверен доктор юридических наук, депутат маслихата Усть-Каменогорска Куат Рахимбердин. — Сельские и городские акимы отчитываются перед населением, но это никак не влияет на эффективность их работы. Не вижу большой перемены в том, что начальников местной полиции станут назначать местные власти, ведь самих акимов по-прежнему не народ выбирает.
— Получается, что не стоит ждать никаких положительных перемен от появления местной полиции?
— Все зависит от того, как быстро власти и полицейские научатся работать в команде. В сфере внутренних органов есть множество проблем, которые, надеюсь, разрешатся после создания новой службы. Например, Казахстан занимает шестое место в мире по числу полицейских. У нас 445 стражей правопорядка на сто тысяч населения. Опережает нас только Россия — там на сто тысяч населения приходится 560 полицейских. Это ложится серьезным бременем на бюджет. Вполне реально оптимизировать число сотрудников местной полиции. Еще одна большая проблема — состояние приемников-распределителей. Они находятся в полуподвальных и подвальных помещениях, построенных в середине прошлого века. Люди сидят в камерах, хотя они не заключенные, а всего лишь нарушители порядка, то есть незаконные мигранты, бомжи, лица без документов и т. п. Такое положение дел в корне неправильно. Решить эту проблему можно только при поддержке местной власти. Думаю, теперь акиматы изыщут средства и отремонтируют здания.
Быстро и без нервов
На то, что теперь чиновники и люди в погонах будут говорить на одном языке, уповают и сами полицейские.
— Раньше мы тоже тесно сотрудничали с разными ведомствами. Например, инспектора по делам несовершеннолетних контактировали с органами образования, — рассказывает заместитель начальника отдела административной полиции Ульбинского отдела УВД Усть-Каменогорска Мейрамгуль Ким. — Думаю, коренных изменений в нашей работе не произойдет. Но мы надеемся, что упростится взаимодействие между нами и властью. Например, сейчас мы пишем ходатайство в акимат, чтобы поместить ребенка-беспризорника в центр адаптации несовершеннолетних. Потом это ходатайство рассматривают, выносят постановление. Думаю, если мы будем непосредственно подчиняться местным властям, то система станет удобнее.
— Готовы ли наши полицейские отчитываться перед населением?
— А почему бы и нет? Это хорошо для нас и для людей. На сегодняшний день мы отчитываемся перед руководством, а народ толком не знает, чем занимается полиция и какой объем работы выполняет. Теперь граждане будут видеть результат нашей работы и, надеюсь, начнут доверять полицейским.
У семи нянек...
Однако не все блюстители правопорядка и общественники оптимистично оценивают законодательные "ноу-хау".
— Честно говоря, такая инициатива вызывает много вопросов, — поделился руководитель отдела природоохранной полиции ДВД ВКО Сергей Осинцев. — Как руководитель, я практически не представляю себе, как ведомство будет подчиняться одновременно двум структурам — местной власти и органам внутренних дел. На мой взгляд, начальник должен быть один. Хотя есть и положительные моменты. Мы надеемся, что после создания местной полиции улучшится материальное снабжение. Режим работы, скорее всего, не изменится.
Вопросами двойного подчинения озадачены не только силовики, но и парламентарии.
— Не кажется ли вам, что эта запутанная система: кто кому подчиняется и как, кто кого назначает? — усомнился председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев. — Думаю, что самое плохое в системе управления — это двойное подчинение. В будущем нам еще придется возвращаться к этому вопросу.
Сплошные вопросы
Несмотря на то, что закон уже подписан и официально опубликован, ни сами полицейские, ни органы власти пока не представляют себе, как им предстоит работать. В УВД Усть-Каменогорска сообщили, что никаких распоряжений они не получали. В ДВД ВКО заявили, что расскажут в самое ближайшее время, как изменятся их трудовые будни.
В акимате региона лишь заверили, что не будут создавать специальный отдел, который станет контролировать работу местной полиции.
Елена Балова