Почему в Усть-Каменогорске не приживаются электронные нововведения?

3 июня 2016, 11:56
Сейчас читают:
Почему в Усть-Каменогорске не приживаются электронные нововведения? Почему в Усть-Каменогорске не приживаются электронные нововведения?
Почему в Усть-Каменогорске не приживаются электронные нововведения?
Фото Иван Сухоруков

Последние несколько лет областной центр пытаются сделать "умным", то есть максимально продвинутым с точки зрения управления всеми сферами жизни. Только вот ключевое слово здесь — пытаются. Некоторые нововведения прекращают свое существование уже на стадии обсуждения, другие - на первых шагах реализации проекта. Примеров много: "интеллектуальные" остановки, электронные медицинские карты, компьютерные технологии в сфере образования и прочее. Корреспондент YK-news.kz разбирался, почему электронные новшества, призванные облегчить жизнь граждан, так неохотно приживаются на нашей почве.

Мы решили вспомнить, какие новации предлагалось внедрить в Усть-Каменогорске или в ВКО, и отследить их судьбу.

Здравоохранение: электронные медкарты

В июле прошлого года в Усть-Каменогорске побывали представители итальянской компании "Salus carta". У гостей было деловое предложение — внедрить в регионе портативную электронную медкарту. "HalykMedCard" — так должна была называться карта совершенно нового формата, которая бы облегчила жизнь жителей ВКО. Всех возможностей устройства не перечислишь: запись и хранение истории болезни пациента, возможность "запоминать" изображения — к примеру, рентгеновские снимки — в высоком качестве при низком объеме занимаемой памяти и т. д.

Было подсчитано, что подобная карта обошлась бы каждому жителю региона примерно в пять тысяч тенге.

Вопрос о целесообразности их внедрения выносили на обсуждение Общественного совета ВКО и на этом про инновацию временно забыли.

В декабре 2015 года представители облздрава заявили: мы на пороге запуска пилотного проекта. Предполагалось выбрать пациентов, наиболее часто посещающих больницы, и закупить для них электронные карты. Всего около 100 тысяч жителей области должны были принять участие в апробировании новшества.

На дворе уже лето 2016 года, а о запуске пилотного проекта ничего не слышно. И, как оказалось, вряд ли он когда-то вообще будет запущен.

— С электронными медкартами пока ничего не ясно, — прокомментировал исполняющий обязанности руководителя управления здравоохранения области Сергей Попов. — В Министерстве здравоохранения занялись работой в этом направлении: начали разрабатывать стандарты, различные компьютерные параметры. Так, например, есть множество баз диспансерных больных: пациентов с сахарным диабетом, страдающих ишемической болезнью сердца и других. Все они будут объединены в одну систему. Сейчас на уровне ВКО вкладывать деньги в электронную карту нет смысла, потому что этим уже занимается министерство.

Образование: электронная система e-learning

Систему электронного обучения e-learning начали внедрять в Казахстане в 2011 году. Тогда в Минобразовании решили, что школы страны работают по устаревшим стандартам. Помочь храмам знаний шагать в ногу со временем должен был проект "Школы будущего". Инновация должна была позволить родителям узнавать об оценках своих чад с помощью СМС-сообщений, дети перешли бы на электронные учебники, а классные журналы перебрались бы в интернет. Идею одобрил президент.

За три года на воплощение проекта в жизнь потратили свыше 28 миллиардов тенге. Учителя сразу отметили: e-leаrning не облегчил их труд, а, наоборот, усложнил. Нагрузка по заполнению документов увеличилась вдвое — к бумажным прибавились электронные. Спустя пару лет после запуска проекта выяснилось, что во многих учебных заведениях, особенно сельских, нет технической возможности подключить широкополосный интернет. Даже электрические сети не готовы к внедрению системы.

В 2014 году выделение денег из республиканского бюджета на оснащение школ новыми технологиями прекратилось. Система осталась вообще без финансирования. Городской бюджет оказался не в силах платить за дорогой интернет в школах Усть-Каменогорска.

В 2016 году администрация областного центра планировала восстановить работы по этой программе.

Но стоит ли? Во время своего недавнего визита в Усть-Каменогорск вице-министр образования и науки РК Тахир Балыкбаев поделился своим мнением касательно системы e-learning.

— Эту систему внедряли достаточно серьезно, — отметил Тахир Балыкбаев. — Несколько лет назад решили, что интернетом должны заниматься областные структуры. Результаты последних двух — трех лет показывают, что продвижения мало. Поэтому теперь средства на Всемирную паутину и электронный контент будут выделять из республиканского бюджета.

Оценка работы госучреждений

На недавних общественных слушаниях в областном акимате, организованных Общественным советом ВКО, бурно обсуждалась система оценки качества государственных услуг. Инновация была запущена в ВКО в 2011 году. Тогда в пяти государственных учреждениях Усть-Каменогорска установили специальные терминалы с сенсорными экранами, а спустя два года устройства появились и в холлах 25 медицинских учреждений. С их помощью горожане могут оценить полученные госуслуги — следует лишь заполнить анкету. Результаты опросов поступают вышестоящему руководству. Если отзывы отрицательные, следуют выводы. Чтобы сотрудники сами себе не ставили "хорошие оценки", возле терминала ведется фотофиксация.

Система функционирует вот на протяжении уже пяти лет и, по мнению представителей Общественного совета, никак себя не проявила. Претензии есть и к тому, что терминалы в некоторых учреждениях установлены в укромных уголках, и к актуальности самих опросов, которые не обновлялись с момента установки терминалов.

Инициаторы проекта, наоборот, считают, что система работает весьма продуктивно. Опыт ВКО даже был обобщен в Министерстве по делам государственной службы и рекомендован другим областям Казахстана.

— Благодаря информационной системе улучшается качество предоставляемых государственных услуг и, соответственно, растет удовлетворенность обслуживанием у населения, — отмечает исполняющая обязанности руководителя аппарата акима области Баян Закирьянова. — Однозначно наблюдается положительная динамика — за несколько лет процент удовлетворенности лечением и обслуживанием в больницах вырос. Меньше стало и отрицательных отзывов об оказанных госуслугах.

Отметим, что, по данным областного акимата, в этом году на обслуживание всех терминалов выделено 3,8 миллиона тенге. На общественных слушаниях также были озвучены цифры, согласно которым на установку одного монитора в 2013 году было потрачено 440 тысяч тенге. На ежегодное обслуживание одного устройства уходит 120 тысяч тенге.

Подрядной организацией, установившей мониторы и занимающейся обслуживанием терминалов, является ТОО "Rating". Руководство компании было приятно удивлено, что общественность обратила внимание на систему оценки качества государственных услуг.

— Понятно, что эта система не должна стоять на месте, — отмечает директор ТОО "Rating" Дмитрий Левитанус. — Будем надеяться, что заказчик пересмотрит анкеты, чтобы мы могли обновить их. Технически терминалы работают, анкетирование проводится. Мы открыты для диалога и готовы посодействовать тому, чтобы сделать эту систему максимально полезной для общества.

По итогам общественных слушаний Общественный совет ВКО принял решение заняться углубленным анализом эффективности информационной системы.

— Мы создали рабочую комиссию по этому вопросу и сейчас занимаемся аналитической работой: что сделано и насколько эффективно использовались бюджетные средства, — говорит председатель областного Общественного совета Владимир Лопаткин. — Приблизительно к 20 июня подготовим справку нашего видения этой деятельности и передадим документ руководству области. Все недостатки и наши претензии к этой системе мы обязательно укажем. А там уже пусть вышестоящие органы решают, стоит ли вообще оставлять мониторинг оценки качества госуслуг.

"Умные" остановки

В 2013 году в управлении по вопросам молодежной политики областного центра родилась любопытная идея: оснастить остановки города специальными терминалами. Благодаря этим устройствам граждане смогли бы скоротать время в ожидании автобуса за просмотром новостей или рекламных роликов, пополнить баланс сотового телефона или узнать, каким маршрутом добраться из пункта А в пункт Б.

К середине 2014 года интеллектом наделили остановку "Автоуправление". Здесь появился терминал, с помощью которого можно было посмотреть информацию о городе и пополнить баланс без комиссии, а при желании даже обратиться к акиму областного центра через видеокамеру. Еще две такие же остановки планировали оборудовать у рынка "Центральный" и в районе Дворца спорта.

В прошлом году ни один новый терминал на остановках города так и не появился. Более того, демонтирован и установленный на "Автоуправлении".

Что с реализацией проекта на сегодняшний день, выяснить так и не удалось.

Общественный транспорт: GPS-навигация и электронная оплата проезда

В марте прошлого года у жителей областного центра появилась возможность отслеживать онлайн движение некоторых городских маршруток. GPS-датчиками снабдили автобусы маршрута № 261. Пассажиры на сайте infobus.kz могли проследить за движением микроавтобусов. В Центре управления пассажирскими перевозками тогда не исключали, что другие автопарки подхватят идею.

Не подхватили.

Виной всему — отсутствие средств. На новшество, по подсчетам, требуется около 60 миллионов тенге. Вопрос с оснащением GPS-датчиками по сей день остается открытым.

В конце 2015 года в Усть-Каменогорске заговорили о внедрении в общественном транспорте электронной карты оплаты. В пример ставили Алматы — первый город, где начала действовать такая система.

В феврале этого года в Усть-Каменогорск даже приезжали гости из южной столицы, которые убеждали городскую администрацию и перевозчиков в преимуществах безналичного расчета.

Напомним, установкой специальных терминалов оплаты занимается частная компания "SmartCard". Они сотрудничают с компанией "Оңай", занимающейся изготовлением карточек, которые и позволят осуществлять оплату проезда во всех видах общественного транспорта. Сумма за поездку снимается, как только пассажир приложит карту к специальному устройству — валидатору. Он покажет и остаток средств. Предполагалось, что транспортные карты пассажиры могли бы пополнять, как баланс мобильного телефона.

Однако реализация этой задумки не продвинулась дальше обсуждений, что нам и подтвердили в Центре управления пассажирскими перевозками.

Вместо послесловия

— Все эти новшества, несомненно, хороши, с этим никто не спорит. Но нужно ли нам все это сейчас? — задается вопросом Владимир Лопаткин. — Тот, кто пользуется всеми этими электронными устройствами, обычно передвигается на собственной машине. Давайте трезво смотреть на сегодняшнюю ситуацию. У людей элементарно не хватит денег на все эти электронные инновации. Мы обсуждаем прекрасные проекты, но при этом у нас очень низкий прожиточный минимум. Придет время, мы поднимемся на ступеньку выше по качеству жизни. Но пока надо все-таки смотреть на то, как мы живем. Нельзя ведь с тем же электронным автобусным билетом ездить по разбитым дорогам...

Иван Сухоруков

Также читайте