Почему казахстанские дети все чаще становятся заложниками неадекватных родителей
Шокирующий случай произошел в Семее: 36-летняя женщина выкинула своего трехгодовалого ребенка из окна общежития, с пятого этажа. Мальчик выжил после падения, однако получил тяжелейшие травмы. Он находится в реанимации. Мать малыша, которая в одиночку воспитывает ребенка, госпитализирована в психиатрический диспансер. Врачам пациентка рассказала, что совершить ужасный поступок ей приказали голоса в голове. Как выяснилось, женщина много лет страдает психическим расстройством. Возможно, своевременная изоляция больной позволила бы предотвратить трагедию. Почему казахстанские дети все чаще становятся заложниками неадекватных родителей, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Брошенный ребёнок
12 сентября. Пятиэтажное общежитие на улице Ломоносова в Семее. Около полудня жильцы вдруг услышали громкий звон разбитых стекол. Несколько человек выглянули в окно и не поверили своим глазам: на карнизе подъезда лежал окровавленный ребенок. Выбежав во двор, соседи увидели женщину в окне пятого этажа, которая швыряла вниз разные вещи и кричала, что не желает больше жить. Очевидцы немедленно вызвали скорую помощь.
Козырёк, на который упал ребёнок |
— Чтобы снять малыша с массивного козырька, чеэсникам пришлось вскрывать чужую квартиру на втором этаже, — рассказала заведующая центральной подстанцией станции скорой помощи Семея Эльвира Гатауллина. — Через окно спасатели достали ребенка с карниза и передали его бригаде скорой помощи.
Трехлетнего мальчика срочно доставили в реанимацию. Врачи выявили у малыша множественные травмы.
— У ребенка сочетанная травма, открытый перелом бедра со смещением, тупая травма живота, множественные ссадины туловища и травматический шок второй степени, — озвучили пугающий диагноз на станции скорой помощи.
Полицейские незамедлительно начали расследовать причину падения мальчика. Опросив сразу несколько свидетелей, стражи правопорядка предположили самое страшное — мать своими руками выбросила ребенка из окна.
— Данный факт зарегистрирован в едином реестре досудебных расследований по статье 99 Уголовного кодекса РК, то есть как покушение на убийство, — сообщил начальник пресс-службы ДВД ВКО Бакытжан Торгаев. — Все обстоятельства происшествия будут выясняться в ходе следственных мероприятий.
Голос как приказ
По рассказу соседей, когда за матерью пострадавшего мальчика явились полицейские, она продолжала вести себя неадекватно: на вопросы не отвечала и несколько раз пыталась убежать. Возникли подозрения, что женщина не может отвечать за свои действия. Стражи правопорядка передали не вполне вменяемую женщину врачам, которые доставили пациентку в психдиспансер. Оказалось, что 36-летняя жительница Семея уже несколько лет состоит на учете с психиатрическим диагнозом.
— У женщины серьезное психическое расстройство, и она признана инвалидом второй группы, — сообщил директор психиатрического диспансера Семея Айдынбек Нурдыбаев. — По состоянию пациентки: она совершила этот поступок под воздействием голосов в своей голове, которые воспринимала как приказы. Больной назначен необходимый курс лечения.
За состоянием малыша следили ведущие клиницисты Семея. К моменту выхода публикации в свет пострадавший мальчик отошел от шокового состояния.
— Сейчас ребенок находится в сознании, его состояние оценивается как стабильное, — сообщил директор медицинского центра государственного медицинского университета Семея Серик Альжанов.
После выздоровления крохи его дальнейшую судьбу будут определять органы опеки. Врачи выяснили, что у женщины есть еще и старший ребенок. Когда она развелась с мужем, он остался жить с отцом.
— По окончании расследования полицейские направят материалы дела в комиссию по делам несовершеннолетних, — объяснили дальнейший процесс в департаменте внутренних дел ВКО. — Будет решаться вопрос о лишении женщины родительских прав.
На днях стало известно, что растить и воспитывать пострадавшего трехлетнего малыша вызвалась его бабушка.
— Мы следим за состоянием мальчика и постоянно созваниваемся с врачами, — рассказала заместитель руководителя отдела образования Семея Гульнар Оразбекова. — Одновременно с этим ведем переговоры с бабушкой. Если она пожелает забрать ребенка себе, то мы готовы помочь с оформлением опекунства. При этом отметим, что вопрос передачи ребенка под опеку будет рассматриваться в суде.
Сбой системы
Специалисты отдела образования Семея поведали нам предысторию кошмарного дня.
— Малыш недавно начал посещать один из наших мини-центров, расположенный на базе средней школы, — продолжила Гульнар Бакдаулетовна. — Он провел там всего пять дней. В этом году мальчику исполнилось три годика. Проживают они с мамой в общежитии неподалеку от школы. Знаем, что женщина воспитывала ребенка одна. В понедельник 11 сентября мальчик не пришел в мини-центр. На следующий день история повторилась. Воспитатель связалась с его бабушкой. Женщина сообщила, что ребенок приболел. А ближе к обеду случилось несчастье.
Понятно, что шокирующая развязка стала следствием недуга, от которого не застрахован ни один человек. Но нам хотелось бы найти ответ на вопрос: как так вышло, что вся ответственность за ребенка была возложена на психически нездоровую женщину? И это при том, что в Казахстане существует масштабный государственный институт опеки и защиты прав детей. Получается, что эта сложная система дает сбой как раз там, где сильнее всего нужна. Как оказалось, специалисты по защите прав детей попросту не знали о сложном диагнозе семейчанки.
— Раз женщина длительный период находилась на учете, то, вероятнее всего, именно врачи, которые ее лечили, и должны были взять ситуацию на контроль, — считают в отделе образования Семея. — Вот привела она сына в мини-центр. Медицинский осмотр ребенок прошел, мальчик вполне здоровый, развивается хорошо, никаких отклонений не выявлено. Внешне женщина тоже выглядела нормальной. Мы же не знаем, что у нее творится на душе и что она держит в уме. А психиатрический диагноз представляет собой врачебную тайну.
Мы попросили прокомментировать ситуацию специалистов, которые уже много лет изучают насущные проблемы семьи и детства.
— По сути, если у человека выявлен диагноз, который может представлять угрозу для жизни и здоровья ребенка, то тут просто необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, — уверена директор Центра поддержки семьи и детства Усть-Каменогорска Лилия Куземко. — Однако в данном случае ситуация выглядит не так однозначно. Дело в том, что в отделе образования действительно могли не знать о психиатрическом диагнозе женщины. Ведь при зачислении ребенка в школу или детский сад педагогам не предоставляют сведения о состоянии здоровья родителей. Нередко это оборачивается проблемой.
По мнению нашей собеседницы, в республике в целом хромает механизм оповещения компетентных органов в подобных ситуациях.
— Мы сами с этим сталкиваемся, особенно в процессе работы с конкретным ребенком, — продолжает Лилия Петровна. — Сейчас принято закрывать всю необходимую информацию о его родителях. Чего уж говорить о семье, о которой ничего не было известно до этого происшествия. Но конфиденциальность не есть анонимность. Поэтому необходимо уже сейчас вводить системные меры, которые позволили бы проводить обследование на возможные риски для ребенка в случаях, когда у его родителей выявлены сложные заболевания. Иначе дети будут всегда оставаться заложниками ситуации.
Не единственный случай
Как показывает статистика, падения детей с высоты при схожих обстоятельствах в нашем регионе случаются не впервые. Приведем лишь несколько примеров, которые выделяются особой жестокостью по отношению к малышам.
Март 2009 года. Усть-Каменогорск. Многоэтажка на КШТ. Из окна четвертого этажа выпали двое малышей. Дети чудом остались живы — сугроб перед домом смягчил падение. Двухлетнего мальчика и его годовалую сестренку с травмами доставили в больницу. Открыв больничную карточку, врачи испытали новый шок: двухлетний ребенок падает из окна не первый раз и ранее уже попадал в больницу с таким же диагнозом. В дело вмешались правоохранительные органы. Полицейские выяснили, что родители малышей часто выпивали и по нескольку дней не появлялись дома. Своих детей они оставляли со знакомой, у которой взрослый сын страдает психическим недугом. По информации стражей правопорядка, именно он и выкинул малышей из окна в начале марта. И он же вышвырнул старшего мальчика годом ранее. Больному парню полицейские предъявили обвинения в попытке убийства, а супружескую пару лишили родительских прав.
Июль 2012 года. Душевнобольная жительница Усть-Каменогорска пыталась выбросить своего ребенка из окна четвертого этажа. Как сообщили тогда полицейские, в семье горожанки разразилась ссора. Сорвать злобу женщина решила на своей четырехмесячной дочке. Она вышла на балкон с малышкой и собиралась сбросить ее вниз. Мать младенца была не в себе и кричала, что избавится от ребенка. На шум выбежали соседи. Они-то и вызвали полицейских. Стражи порядка уняли разбушевавшуюся мамашу и забрали у нее ребенка. При проверке оказалось, что мать девочки состоит на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом "шизофрения".
Апрель 2015 года. 33-летняя женщина из Семея выбросила с балкона маленьких сына и дочь, а позже выпрыгнула сама. К счастью, все они остались живы после падения с четвертого этажа. Оказалось, что женщина страдала психическим заболеванием, сопровождавшимся бредовыми идеями и галлюцинаторными переживаниями. По решению суда женщину направили на принудительное лечение в психиатрический стационар. Дальнейшая судьба детей неизвестна.
Артур Власов
Фото с сайта nehabar.kz