Простаивающее оборудование выявил госаудит в организациях Минздрава РК
В Казахстане 13 единиц простаивающего оборудования общей стоимостью 0,7 млрд тенге выявлено в подведомственных организациях Министерства здравоохранения в результате проведенного государственного аудита, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Подведены итоги государственного аудита эффективности использования средств, выделенных на развитие системы здравоохранения РК. Общий объем средств республиканского бюджета, охваченный государственным аудитом, составил 781,4 млрд тенге. В частности, в ходе госаудита были установлены факты неэффективного использования коечного фонда стационарной помощи.
«К примеру, в течение 2016 года не принимались меры по перепрофилированию не использующихся больничных коек травматологического профиля в Мангистауской области и эндокринологического профиля в Алматинской области, количество которых достигало 41%», — утверждается в сообщении Счетного комитета.
В свою очередь анализ закупа медицинской техники, проведенный совместно с Министерством здравоохранения РК, свидетельствует о наличии значительных пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок приобретения оборудования. В нормативных правовых актах отсутствует требование о проведении обязательной экспертизы технических и стоимостных характеристик медицинской техники для организаций здравоохранения местных исполнительных органов. Это привело к закупу специализированного оборудования в регионах по завышенной цене на 0,5 млрд тенге, а также с несоблюдением требований к гарантийному сервисному обслуживанию на сумму свыше 8 млрд тенге, подчеркивается в тексте.
«Из-за недостаточного мониторинга материально-технического оснащения учреждений здравоохранения в шести подведомственных министерству организациях установлено наличие 13 единиц простаивающего оборудования общей стоимостью 0,7 млрд тенге. Основными причинами простоя оборудования являются отсутствие соответствующих специалистов и недостаток комплектующих частей», — отмечается в информации.
Кроме того, были выявлены недостатки действующего механизма планирования затрат на приобретение лекарственных средств, приведшие к формированию бюджета на 2017 год при наличии значительных остатков 2016 года на сумму 24 млрд тенге. При этом в одних регионах наблюдалась нехватка ряда медицинских препаратов, в других — их переизбыток.
Вместе с тем, бессистемность реализации Национальной скрининговой программы привела к неполному охвату профилактическими мероприятиями населения страны на предмет раннего выявления онкологических заболеваний предстательной железы, печени, пищевода и желудка.
«При наличии тенденции к увеличению смертности от указанных видов рака в Южно-Казахстанской, Акмолинской, Алматинской, Жамбылской и Мангистауской областях соответствующие скрининговые исследования не проводятся. Так, в 2016 году смертность от рака предстательной железы в Алматинской области по сравнению с 2014 годом выросла на 43%, в Жамбылской области — на 53%», — говорится в тексте.
Помимо этого были установлены существенные недостатки в системе оказания экстренной медицинской помощи населению в форме санитарной авиации. В частности, факты ненадлежащего технического состояния и содержания воздушных судов, не обеспечивающих их готовность к летной эксплуатации по оперативным заявкам, неоднократно отмеченные по итогам предыдущих аудиторских мероприятий Счетного комитета.
«Так, из 12 компаний, оказывающих услуги санитарной авиации, у 8 срок эксплуатации авиационного парка составляет от 30 до 40 лет, отдельные воздушные суда технически не адаптированы к неблагоприятным метеоусловиям и полетам в ночное время суток, что привело к отмене в 2016 году 93 вылетов», — пояснили в Счетном комитете.
В целом, по итогам государственного аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 31,2 млрд тенге, 101 процедурное нарушение — на 31,4 млрд тенге, факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств — на 46,8 млрд тенге. При этом сумма финансовых нарушений восстановлена и возмещена в полном объеме, к административной ответственности были привлечены 3 юридических и 14 должностных лиц.
По итогам заседания Счетного комитета даны соответствующие рекомендации Правительству, Министерству здравоохранения поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений.
Отдельные материалы аудита переданы в правоохранительные органы и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, для принятия процессуальных решений.