Родственники полицейского, сбитого супругой экс-начальника адмполиции ВКО считают, что виновница ДТП может выйти из колонии уже к концу года
В Усть-Каменогорске завершился судебный процесс над 26-летней Ботагоз Бакыжановой. Девушка обвинялась в том, что накануне Нового года нетрезвой села за руль автомобиля и насмерть сбила 30-летнего сотрудника криминальной полиции ДВД ВКО Мирхата Отчегарова, после чего скрылась. Ботагоз Бакыжанову приговорили к двум годам колонии-поселения. Почему решение служителей Фемиды шокировало родных Мирхата и из-за чего Бакыжанову незадолго до трагической аварии остановили и отпустили патрульные, выяснял корреспондент YK-news.kz.
Мурано в буране
Мирхат Отчегаров |
По материалам уголовного дела, 26 декабря 2015 года сотрудники одного из городских филиалов ЦОНа отмечали новогодний корпоратив в ресторане "КШТ" на проспекте Сатпаева. Среди гостей вечера присутствовала руководитель филиала Ботагоз Бакыжанова со своим мужем Жанболатом, в то время начальником управления административной полиции ДВД ВКО. С ними гуляли и сотрудница этого же ЦОНа Анна Малова с гражданским супругом Мирхатом Отчегаровым, работавшим в криминальной полиции. Все четверо хорошо знали друг друга и тесно общались парами.
В завершение мероприятия Анна предложила подбросить Ботагоз и Жанболата домой, поскольку единственная в тот вечер не пила спиртного — девушка ждала ребенка.
...Когда Бакыжановы уже поднимались в подъезде дома в Куленовке, между Анной и Мирхатом произошла небольшая ссора. Молодой человек в сердцах швырнул телефон своей возлюбленной в сугроб и пешком направился в сторону дома. Малова же вернулась в ресторан, куда вскоре приехала на "Ниссане Мурано" Бакыжанова с целью поддержать подругу. Супруг Ботагоз остался дома.
Прихватив еще одну коллегу, девушки сели в "Ниссан" и отправились к дому Бакыжановой, чтобы найти мобильник Анны. Отыскав смартфон, дамы решили вернуться в увеселительное заведение. Однако до ресторана не добрались.
По пути девушки натолкнулись на препятствие, не сразу поняв, что сбили человека. Находившаяся за рулем Ботагоз решила не покидать машины и резко направила авто в сторону своего дома. У подъезда Бакыжанова попрощалась с подругами и зашла в квартиру. Девушки взяли такси и вернулись на предполагаемое место происшествия.
У обочины Анна обнаружила тело своего гражданского мужа.
Градус или не градус?
После осмотра места ДТП и допроса Анны Маловой полицейские направились к дому Бакыжановых. У подъезда стражи правопорядка обнаружили разбитый "Ниссан Мурано", поэтому сразу поднялись в квартиру Ботагоз и задержали ее. В первую очередь Бакыжанову доставили на медицинское освидетельствование, где и выявили серьезное опьянение.
— Процедура проводилась уже утром, — выступил в суде с показаниями врач областного наркологического диспансера, проводивший освидетельствование Бакыжановой. — Экспертиза указала на наличие спирта в крови девушки концентрацией в 2,14 промилле, что соответствует средней степени алкогольного опьянения. Изо рта пациентки исходил резкий запах алкоголя.
На первом же судебном заседании Ботагоз Бакыжанова попыталась объяснить свое нетрезвое состояние и оставление места ДТП.
— Когда мы возвращались в ресторан, фонари уличного освещения уже были отключены и шел дождь со снегом, — дала показания подсудимая. — Ехали со скоростью около 50 - 60 километров в час. Человека на дороге я не видела, а когда произошло столкновение — толком не поняла, что случилось, и, пребывая в шоковом состоянии, поехала домой. О том, что это был Мирхат, я узнала лишь после звонка Анны. Тогда решила свести счеты с жизнью и выпила залпом бутылку водки. На корпоративе я пила только яблочный сок и все время управляла автомобилем будучи трезвой.
Однако свидетель Анна Малова полностью опровергла слова подсудимой и сообщила, что в момент ДТП Бакыжанова прекрасно осознавала происходящее и всячески пытается утаить факт употребления алкоголя на корпоративе.
— После наезда Ботагоз нам сказала: "Я не хочу в тюрьму" — и попросила никому не рассказывать о случившемся, так как она понимала, что сбила человека, — заявила в зале суда Анна Малова. — На корпоративе Бакыжанова пила шампанское, и все это видели. Более того, когда мы ехали на ее машине за телефоном, на дороге нас остановила дорожно-патрульная служба. Тогда Ботагоз показала удостоверение личности и сообщила полицейским о должности супруга, после чего нас сразу же отпустили... После происшествия мне звонили родственники Ботагоз и просили не рассказывать эти подробности.
Остановка по требованию
Сама подсудимая подтвердила скандальные подробности: стражи правопорядка действительно останавливали Бакыжанову на дороге, но позволили ей продолжить движение, так как она ничего не нарушала. Почему бравые правоохранители не провели тест на алкоголь — так и осталось за скобками судебного процесса.
Примечательно, что еще во время следствия корреспондент YK-news.kz пытался узнать, действительно ли полицейские останавливали супругу начальника и могли ли они предотвратить будущую трагедию. Тогда же в правоохранительных органах заявили, что прямых доказательств этого случая нет, а значит, и самого факта остановки не было. Кто же лукавит в этой истории?
— Мы провели служебную проверку, и факт того, что незадолго до ДТП в том районе патрульные останавливали автомобиль марки "Ниссан Мурано", не подтвердился, — прокомментировал начальник пресс-службы ДВД ВКО Бакытжан Торгаев.
По словам участников судебного процесса, в материалах дела даже имеются протоколы допросов тех самых патрульных. По показаниям полицейских, у них не было никаких оснований задерживать Ботагоз. Почему же в правоохранительном ведомстве пытаются утаить этот факт?
— В случае, если стражи правопорядка видели, что девушка находилась за рулем в нетрезвом состоянии, и отпустили ее, их должны привлечь к ответственности, — уверен редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований "Витязь" юрист Алексей Божков.
Вот и приговорили
...На протяжении всего судебного процесса Ботагоз Бакыжанова скрывала лицо от камер, плакала и просила у родных Мирхата прощения.
— Я знаю, что принесла вам много боли, — обратилась в последнем слове Ботагоз к близким погибшего. — Я бы жизнь отдала, чтобы все изменить. Я не могу жить с мыслью об этом поступке, и только семья удерживает меня от непоправимого.
Кстати, супруг подсудимой Жанболат Бакыжанов, сразу после скандального ДТП покинувший правоохранительные органы, на судебных заседаниях наотрез отказывался общаться с журналистами.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что именно после корпоратива Ботагоз Бакыжанова села за руль автомобиля в нетрезвом виде, сбила насмерть человека и скрылась с места ДТП.
— Ботагоз Бакыжанову признать виновной в совершении преступления, предусмотренного статьями 345-й частью третьей (нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека - прим. автора) и 347-й (оставление места ДТП - прим. автора) Уголовного кодекса РК и назначить ей наказание в виде двух лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством сроком на пять лет, — огласила приговор судья Усть-Каменогорского суда № 2 Анара Танекенова. (Приговор еще не вступил в законную силу - прим. автора.)
Также суд частично удовлетворил гражданский иск потерпевшей стороны и обязал осужденную возместить родственникам Мирхата Отчегарова три миллиона тенге в качестве компенсации за моральный вред. У погибшего остались девятилетний сын от первого брака и беременная возлюбленная...
Осужденную взяли под стражу сразу после оглашения приговора.
Решение суда вызвало недоумение не только у потерпевшей стороны, но и у гособвинителей. Учитывая всю тяжесть совершенного преступления, прокурор просил приговорить Бакыжанову не менее чем к трем годам лишения свободы.
— Судья назначила очень мягкое наказание, — возмущена мать погибшего Роза Отчегарова. — Мы требовали пять лет лишения свободы, и это самое строгое наказание, которое возможно. Потом она будет дальше жить... А мой ребенок где, кто мне его вернет? Это был наш единственный сын, наша гордость. Мирхат с детства мечтал стать офицером и он стал им — я сейчас гордо говорю, что мать майора криминальной полиции, для меня это честь. И одна пьяная женщина взяла и в секунду убила его, да еще и сбежала, не пытаясь помочь… Теперь будем опротестовывать решение в вышестоящих органах.
Родственники всерьез опасаются, что Ботагоз выйдет из колонии уже к концу года: впереди может грянуть амнистия по случаю 25-летия независимости. И тогда наказание за лишение жизни человека составит лишь несколько месяцев колонии-поселения.
Особенно странным это может показаться, если изучить статистику подобных происшествий и ответственность, которую понесли водители.
26 июля 2009 года. Известный правозащитник Евгений Жовтис сбил пешехода. Жовтис оказал помощь пострадавшему, однако тот скончался. Экспертиза не выявила в крови водителя алкоголя. Еще до суда потерпевшая сторона простила юриста, а мужчина оказал материальную поддержку семье погибшего.
Суд приговорил Евгения Жовтиса к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
1 декабря 2013 года. В Алматы сын высокопоставленного чиновника Максат Усенов на своем BMW X6 выехал на тротуар и сбил шестерых молодых людей. От полученных травм один пешеход погиб. Ранее водитель был лишен прав за езду в нетрезвом виде. Уголовное дело было прекращено, а Усенов отделался штрафом. Спустя год парень вновь совершает ДТП, в результате которого пострадала женщина.
— За годы работы я неоднократно замечал, что отношение должностных лиц и судов к человеку прямо пропорционально его социальному статусу, — изложил свое мнение юрист Алексей Божков. — Прослеживается это во всем: от взаимоотношений дорожного инспектора с водителем и до правосудия. По-моему, кругом царят блат и "телефонное право". А потому многие уже не удивляются разнице в наказаниях между простым водителем автобуса и "крутыми"...
Артур Власов