С января повреждения при ДТП будут оценивать «страховщики»: все плюсы и минусы

18 декабря 2015, 4:12
Сейчас читают:
С января повреждения при ДТП будут оценивать «страховщики»: все плюсы и минусы С января повреждения при ДТП будут оценивать «страховщики»: все плюсы и минусы
С января повреждения при ДТП будут оценивать «страховщики»: все плюсы и минусы

В процессе урегулирования и оценки повреждений при ДТП, с 2016 года в действие вступают поправки в законодательство, которые регулируют отношения между страховщиками и страхователями. Теперь в соответствии с нормативно-правовым актом Нацбанка РК, страховщик будет самостоятельно проводить оценку вреда имуществу. Однако, данная инициатива вызвала недовольство со стороны как независимых оценочных компаний, так и автовладельцев. Они считают, что теперь страховщики будут значительно занижать стоимость ущерба при аварии. Редакция NUR.KZ решила поинтересоваться мнением обеих сторон — страховщиков и оценочных компаний.

Работа оценщиков была неподконтрольна

Председатель Правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин считает, что на данный момент страховые компании исключены из процедуры оценки вреда, и в итоге, им остается платить по счетам, независимо от того справедливая была оценка или нет, что приводит к росту убытков страховщиков.

«Оценочные компании в своей деятельности применяют различные методики оценки ущерба, и сумма ущерба может очень широко варьироваться, что провоцирует конфликты между страхователем и страховой компанией. Поскольку у оценщика нет никаких рамок, он может делать оценку по заказу клиентов на сумму, зачастую значительно превышающую ущерб. А с нового года оценка будет производиться по единой методике, поэтому случаи занижения ущерба должны исключаться. Тем не менее, если клиент будет не согласен с оценкой страховщика, у него есть право обжаловать ее в соответствии с законодательством», — отмечает он.

При этом исполнительный директор АО «Страховая компания «Евразия» Шакир Иминов уверен, что принятие такого закона, является правильным решением. «Причина появления нового документа на свет крайне проста: до сей поры работа оценщиков была никому неподконтрольна, а ситуация на этом рынке представляла собой полный хаос, которым были недовольны все без исключения, т.е. независимые эксперты оценивали ущерб в такую сумму, которая позволяла не только починить автомобиль, но и прилично на этом заработать.

Вот случилось ДТП. Потерпевший обращается в страховую за возмещением. Эксперты страховщиков выставляют n-ю сумму. Автовладелец, не довольный этим, обращается к автоюристу, тот в свою очередь завышает, получает цессию (уступку прав) и подаёт в суд. Результат выгоден самому юристу, которому достаётся львиная доля выигранных в споре денег, включая моральный ущерб. Владелец машины, в лучшем случае, получает ровно те средства, что нужны на ремонт, но и этому рад. Страховщики же терпят убытки, а суды завалены описанными выше исками, люди в итоге ждут месяцами страховые выплаты. Шах и мат как говорится. Данное новшество нужно, чтобы посмотреть, как будет работать система.

Мы считаем, что страховщики начнут выплачивать автовладельцам реальный ущерб, пострадавшие машины отремонтируются, судьи облегчённо вздохнут, а «некоторые» останутся с носом. Выход из положения — это «Единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении повреждённого транспортного средства». Проще говоря, это единый для всего Казахстана способ расчёта ущерба при автомобильной аварии. Сейчас идет разработка этой методики, которая будет утверждена Нацбанком.

Как показала выборочная проверка, различие в стоимости одного и того же объекта, оцененного, прак­тически, в одно и тоже время разными оценщиками, очень часто могло расходиться во много раз. Возможно, основная причина таких результатов — низкий уровень квалификации оценщиков, т.к. вы­дача лицензий производилась заочно на основании документов об образовании, без проведения квалификационного экзамена. В Европе, например, разница в стоимости запчастей у официальных продавцов вряд ли превысит 10%, у нас отклонение цены может составить… минимум 100-200%. Что касается страховщиков, то они будут набирать данных экспертов, обладающих необходимым образованием и навыками, позволяющими гарантировать объективность и полную достоверность экспертных заключений», уточнил г-н Иминов.

Страховщики хотят монополизировать рынок и снизить объемы своих выплат за счет казахстанцев?

Начальник отдела по оценке ущерба ТОО «Центр Оценки» Азамат Мустафин уверен, что страховщики таким образом, хотят монополизировать рынок и снизить объемы своих выплат.

«Так как страховщики станут монополистами по оценке, они станут занижать сумму нанесенного ущерба при аварии, а, соответственно, и сумму возмещения. Им будет невыгодно выплачивать крупные суммы», — отмечает Азамат Мустафин. «Кроме этого, страховщики лукавят, когда говорят, что при наличии «Единой методики определения размера восстановительных расходов в отношении повреждённого транспортного средства» они не смогут занижать сумму нанесенного ущерба. Страховые компании всегда могут найти лазейки. И потом не понятно, что представляет собой этот Единый реестр и почему разрабатывается Нацбанком? Это вообще не должно быть в ведении Нацбанка.

Почему Нацбанк вместо своих прямых обязанностей занимается разработкой методики оценки ущерба при ДТП? Оценочные компании готовы работать по определенной четкой методике оценки ущерба, никто не отказывается. Давайте разработаем такую методику вместе со страховыми компаниями, оценочными компаниями, исследовательскими институтами и т.д., но так, чтобы казахстанцы знали об этом, а не так, что вот вам неизвестно кем разработанная методика и завтра вы все обязаны подчиняться ей. Да, все эти годы не было определенной общей методики оценки, ну так давайте же ее разработаем и все оценочные компании будут рады по ней работать. И почему ни одна из независимых оценочных компаний не была уведомлена об этом — все это наводит на мысль о лоббировании интересов страховщиков в ущерб интересам граждан страны», — считает Азамат Мустафин.

Эксперт отмечает, что при принятии этих поправок, оценочные компании в сегменте розницы, потеряют около 50% прибыли. Однако, он уверяет, что оценочные компании не собираются сдаваться и будут бороться за свой кусок рынка до конца.

«Мы направили несколько писем, в том числе и в Министерство Финансов РК, за разъяснением, касательно этих поправок. Также я более чем на 100% уверен, что при принятии этих поправок, казахстанские суды будут завалены исками со стороны казахстанцев к страховым компаниям, а омбудсмен просто не сможет справиться с огромной массой претензий. Рост числа недовольных оценкой ущерба при принятии этих поправок будет составлять до 80% от их текущего числа. Омбудсман один на весь Казахстан, географически находится в г.Алматы, остальным недовольным казахстанцам придется дистанционно выходить с ним на связь, так или иначе я уверен, что при принятии этих поправок работы у него значительно прибавится», — резюмировал он.
Уловки страховых компаний

Также эксперт рассказал, о том, как страховщики производят оценку. «Во-первых, оценочные компании стараются учитывать ущерб в полной мере, не только внешние, но и скрытые дефекты транспортного средства. Я уверен, что страховщики этого делать не будут – им просто это не выгодно. Я видел, как страховщики проводят оценку – они либо заведомо специально, либо из-за отсутствия квалифицированных оценщиков занижают ущерб. Также всячески запугивают клиентов, принуждая выбрать оценку страховой компании и отказаться от оценки независимой оценочной компании. Мотивируя тем, что если они предпочтут независимую оценку, то страховая компания откажется платить, либо заплатит только после суда, либо будут всячески тянуть с выплатами.

Также предлагают клиентам, уже после заключения независимой оценочной компании, оплатить ущерб за вычетом 100 долларов сразу, если клиент не согласен, то тогда он получит свои деньги только после того, как предоставит в страховую компанию решение суда. Хотя по закону они обязаны оплатить в течении 15 рабочих дней, но некоторые страховые компании тянут с выплатами по полгода. Многие казахстанцы запуганные таким образом предпочитают взять меньшую сумму сразу, а потом им не хватает денег на восстановление своих авто», — отмечает Азамат Мустафин.

Отметим, что как утверждает Азамат Мустафин, оценочные компании будут оспаривать эти поправки и готовы идти даже в суд, но добиваться отмены этих поправок.

За 11 месяцев 2015 года в Казахстане зарегистрировано 17 283 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 2 235 человек и получили травмы более 22 тысяч человек.

Также читайте