Хранители памяти

17 мая 2018, 9:26
Сейчас читают:
Как готовилась историческая реконструкция ко Дню Победы

Завершились праздничные мероприятия, посвящённые 73-й годовщине Победы над фашизмом. Важной частью торжества в очередной раз стала военно-историческая экспозиция от Группы Компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО". Техника вернулась в ангар, а обмундирование — в костюмерную, но работа по сохранению памяти о Великой Отечественной войне продолжается. Наш корреспондент узнал, как готовился праздник для горожан.

Механики-реставраторы

Более 15 тысяч устькаменогорцев имели возможность познакомиться с военной техникой 9 Мая 2018 года. Но горожанам, снимавшимся на фоне старинных машин, невдомёк, что практически каждая из них участвовала в реальных боях. Что это не просто макет вооружения времён Второй мировой войны, а реальный свидетель прошлого, отыскавшийся на полях сражений. И реставрация каждого образца стала настоящим испытанием для мастеров автомобильного холдинга.

— Когда мы получаем информацию о том, что найден нужный нам экспонат, команда техников и мотористов выезжает на место, чтобы оценить, в каком он состоянии, — рассказывает сотрудник Группы Компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" Дмитрий Добродеев. — Дома мы обсуждаем, оцениваем, что потребуется для восстановления именно этой единицы. Параллельно начинается работа по поиску комплектующих. Ведь их сейчас никто не производит.

Внимательные зрители могли разглядеть на кузове каждой машины вмятины и клёпки. Мастера-реставраторы Группы Компаний не стали изготавливать новый капот, а кропотливо восстановили оригинальный кузов автомобиля из того железа, которое дошло до наших дней. Такова принципиальная позиция сотрудников предприятия.

— Этот мятый капот всё видел, к нему реальные люди прикасались, — говорит Дмитрий. — Пусть он и выглядит по нынешним временам непрезентабельно. Заменить его на новую железку — значит потерять историю!

Больше всего хлопот доставила реставрация американского грузовика "студебеккер", поступавшего в СССР по ленд-лизу. Ведь оригинальный двигатель Hercules JXD даже в войну производился в США только на экспорт. Искать запчасти пришлось в других странах. Усть-каменогорских механиков поразило конструкторское решение создателей этого мотора. Зато сегодня восстановленная машина стала гордостью коллекции БИПЭКа. Именно на ней, как и семьдесят с лишним лет назад, собрана установка залпового огня БМ-13 — легендарная "катюша".

Наша справка
Ленд-лиз — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

— Первоначально "катюши" устанавливали на советских грузовиках ЗИС-6, — объясняет Дмитрий Добродеев. — Для этого их отзывали отовсюду: с автобаз, с полей, с предприятий. А в декабре 1941 года начал действовать ленд-лиз, и у нашей армии появились студебеккеры. Они выгодно отличались от отечественных машин удобством для водителя: относительно мягкие сиденья, открывающиеся окна, дворники, кабина металлическая, а не фанерная. Студебеккер был полноприводным, имел хороший запас прочности. Счастливцам, водившим американские грузовики во время войны, конечно, завидовали те, кто управлял "полуторкой".

"Катюшу", которую жители Усть-Каменогорска видели на параде, нашли в лесах под Москвой. Сама система хоть и находилась в плачевном состоянии, но могла быть восстановлена. А от машины почти ничего не осталось. Пришлось смонтировать систему залпового огня на грузовике, который дошёл до наших дней в лучшем состоянии. Эта установка — гордость усть-каменогорских мастеров. Даже на параде в Астане макет БМ-13 был установлен на машине послевоенного времени. А в областном центре ВКО "катюша" ездит, как ей и положено, на студебеккере.

Процесс возрождения генеральской "эмки".  
В таком виде машина прибыла в Усть-Каменогорск
Мастера колдуют над старым железом...

— Генеральская "эмка" нам тоже досталась в виде груды полусгнившего металлолома. После войны эту машину привезли в Казахстан из Финляндии. Мы приобрели её под Алматы. Сколько прошёл её двигатель, сколько раз его перебирали, сейчас уже никто не скажет. Мы доставили "эмку" в Усть-Каменогорск в двух больших ящиках, она там вся уместилась. В гараже разложили детали на полу и стали думать, как всё это собрать. Восстановили менее чем за год. Сейчас она отправляется на Стрелку своим ходом.

Перед парадом вся историческая техника проходит испытания. Раз в месяц каждую машину заводят и прокатывают. С апреля начинается большой прогон, репетиции. Путь от завода до Стрелки занимает около 40 минут. Для проверки гоняют машины не меньше часа, чтобы убедиться, что железные "старушки" смогут пройти всю дорогу своим ходом. Потом устраняются проблемы, выявленные в ходе испытаний. Эта работа идёт постоянно. А накануне парада 2018 года автомобили готовили до двух часов ночи. Мастера кропотливо устраняли мелкие дефекты, на которые зрители и не обратят внимания, — крепление дверцы, пружина педали газа, царапины на капоте.

На парад вместе с историческими машинами вышли те самые люди, которые своими руками вернули их из небытия. Солдаты и офицеры в военной форме 1940-х годов, с которыми горожане фотографировались в День Победы, — это не приглашённые артисты, а сотрудники автомобильного холдинга.

Вездеход для первых лиц

Возрождённая "эмка" выходит из ворот ангара

Работы над созданием советского легкового автомобиля Газ-М1 ("Эмки") начались в 1933 году. В 1936 году с конвейера Горьковского автозавода сошли первые серийные легковушки. Госприёмку этот автомобиль прошел самую высшую. В марте 1936 года "Эмка" прошла "кремлевский тест-драйв", машину осмотрели И. Сталин, К. Ворошилов, В. Молотов и Г. Орджоникидзе, и она им понравилась. "Эмка" была прежде всего служебным автомобилем, на ней ездили передовики, деятели культуры, партийная номенклатура, директора заводов, военачальники. К Великой Победе автомобиль имеет непосредственное отношение — в 1941 году на базе Газ-М1 был создан первый в мире седан 4х4 (Газ-61-73). На полноприводном варианте "Эмки" во время войны передвигались маршалы Красной армии. Из воспоминаний водителя маршала Жукова, автомобиль проходил даже там, где застревали тракторы.

Каша — радость наша

Солдатская каша давно уже стала для устькаменогорцев обязательным атрибутом празднования Дня Победы. Возможность попробовать гречку из солдатского котла также предоставила горожанам Группа Компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО". В 2018 году угощения было приготовлено вдвое больше, чем в 2017-м. Нынче работали пять полевых кухонь, варивших кашу, и ещё одна кипятила чай. В прошлом году их было всего три.  

Спросом у горожан пользуется и огромный 80-литровый самовар. И чай из него как будто вкуснее. И сфотографироваться возле этого старинного дива хочется каждому.

Солдатскую кашу в нынешнем году отведали около восьми тысяч человек

Надо заметить, что освоить котлы, работающие на дровах, поварам стоило труда. На каждой военно-полевой кухне работали по два - три человека. Повар с помощником занимались кашей, и еще один человек работал на раздаче.

— Ребята справляются на ура, — с гордостью говорит директор системы общественного питания Группы Компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" Галина Лёвкина. — Мы участвуем в городских мероприятиях четвёртый год, так что к оборудованию уже приспособились. Каша вышла на славу, нигде не пригорела. Люди ели да похваливали.

Чтобы накормить гостей, которых ожидали после одиннадцати часов, готовить начали с шести утра. Жители Стрелки, едва поднявшись с постели, ощутили аромат солдатского обеда. Работы предстояло много, одной тушёнки пришлось открыть более полутора тысяч банок. Как и семьдесят с лишним лет назад, повара работали вручную.  

Выбор крупы для солдатской каши отнюдь не случаен. Это тоже часть реконструкции.

— Так сложилось исторически, — объясняет Галина Мухамеджановна. — Гречка в войну была основным продуктом полевых кухонь. Она полезная, питательная, неприхотливая при хранении и варке. Сытная и вкусная. Люди и сегодня едят эту кашу с удовольствием.

Царское чаепитие

Самовар, из которого устькаменогорцы пьют чай на 9 Мая, не просто красивый, его богатая история насчитывает около 150 лет. Он был приобретен специально в антикварной лавке. Те, кто хоть раз интересовался историей создания самовара, знают, что надежнее продукции фабрики Баташева в мире нет. Их самовары отличались поистине высоким качеством используемых материалов.  

Чай из аутентичного 80-литрового самовара особенно вкусен

Продукция фабрики Баташева стала популярна не только в России, но и во многих других странах Европы и мира. Начало знаменитой фабрике положило маленькое самоварное заведение, основанное в 1840 году Степаном Федоровичем Баташовым и насчитывающее 8 рабочих и 4 помощников. После смерти Степана Федоровича самоварное дело продолжили его сыновья — Василий, Александр и Павел. И во второй половине XIX века Тула становится центром самоварного производства. Именно на знаменитой фабрике Баташевых изготавливались самовары для царской семьи. Так, в начале ХХ века были изготовлены 5 разных самоваров, которые предназначались для детей царя Николая II. Самовары фабрик Баташева принимали участие в выставках и всегда занимали почетные места. Высшая награда — отпечаток королевских медалей и герба — на выставке доставалась самому красивому, изящному и эксклюзивному самовару. За всю историю фабрика получила более 30 наивысших наград, а фасонов насчитывается больше 160.

В следующий раз, когда будете пить чай из 80-литрового самовара на 9 Мая, обратите внимание на начищенный бок медного красавца, где красуются отпечатки царских медалей и штамп "Товарищество паровой самоварной фабрики наследниковъ Василия Степановича Баташева".

Чтобы память жила

Вот уже четвёртый год подряд сотрудники БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО в День Победы погружают горожан, пришедших на Стрелку, в атмосферу сороковых годов ХХ века. Этому способствуют и обмундирование, и вооружение. Конечно, сегодня в руках у "бойцов" макеты, уже лишённые возможности стрелять. Но все эти трехлинейки, ППШ и ПТР были боевым оружием в войну. На их стволах можно разглядеть следы коррозии.

Изготовлению формы, во всех деталях соответствующей времени, в компании уделяют особое внимание. В 2018 году предстояло одеть более 150 человек.

— Уже четыре года мы стараемся предложить устькаменогорцам что-то новое, обновляем не только технику, но и обмундирование, — рассказывает сотрудник Группы Компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" Наталья Андреева. — Количество участников парада увеличивается с введением новой техники. Каждый год появляются новые виды обмундирования: пехотинцы, артиллеристы, противотанковые войска, моряки. В этом году гардероб был пополнен формой пограничников, разведчиков и снайперов.

Военную форму частично шили, частично закупали готовую. Ткань и фурнитуру, в соответствии с замыслом реконструкторов, выбирают максимально приближенные к тому времени. И занимаются этим вовсе не историки, а сотрудники автомобильного холдинга — энтузиасты, стремящиеся сохранить память о Великой Отечественной войне. Читают книги и журналы, ищут выкройки военной одежды. Поэтому бойцы и командиры, сопровождающие технику, вовсе не выглядят ряжеными. Военная форма воистину преображает наших современников — у них появляются стать и гордость победителей.

— Сейчас уже ветеранов остались единицы, — говорит Наталья Андреева. — Для подрастающего поколения наша реконструкция — уникальная возможность реально погрузиться в это великое время. Об устройстве и назначении военной техники наши ребята рассказывают детям на параде. Где ещё молодым на всё это посмотреть? Глядишь на эту технику, прошедшую войну, и с гордостью за наших дедов думаешь: "На ней победили!"

Дорогие школьники и студенты колле джей города Усть-Каменогорска!

Группа компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" предлагает вам уникальный проект "Мы рождены, чтобы помнить", благодаря которому вы сможете окунуться в историю военно-боевых действий Великой Отечественной Войны.
Период игры: с 20.05.2018 по 01.05.2019.

Условия участия:

  • Регистрация в игре World of Tanks
  • В игре использовать только танки Т-60 и Т-26
  • На игровых танках установить надпись "Автозаводской школьник", эмблему "", покраска "камуфляж"
  • Отправить свой ник и номер мобильного телефона  
  • на  электронный адрес: pomni1945@mail.ru
  • Ежемесячно до 20 числа присылать турнирную таблицу  
  • с результатами на электронный адрес: pomni1945@mail.ru

Работа по сохранению исторической памяти не прекращается в компании и после парада ко Дню Победы. Для того чтобы воспоминания фронтовиков не канули в Лету, сотрудники создали Книгу Памяти. Это специальный проект, где каждый желающий может поделиться фотографиями и историей о подвигах своего великого предка, о ветеране или тыловике. Сейчас в ней уже собрано 105 историй. Информацию можно найти по адресу: pomni1945.kz.  

Ещё один проект затевают сейчас бипэковцы для подрастающего поколения. Среди современных мальчишек особой популярностью пользуется компьютерная игра "World of Тanks", позволяющая реконструировать танковые сражения минувшей войны. Группа Компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" предлагает подросткам принять участие в сетевых боях на танках Т-60 и Т-26. Участники, набравшие максимальное количество очков, 9 мая 2019 года поедут на Парад Победы в кабине этих танков, восстановленных мастерами предприятия. Также для победителей игры будет организована персональная фотосессия с военно-исторической техникой на курорте "Нуртау" с возможностью её испытания в динамических условиях.

— Нас самих эта работа очень вдохновляет, — делится Наталья Андреева. — Невозможно по-другому. У всех кто-то из родных на фронте был или трудился в тылу для Победы. Даже при подготовке смотришь на старые фото — и сердце щемит. А уж на самом мероприятии — такой подъем от общения с ветеранами! Но теперь участники войны уходят. И мы берём на себя задачу делать всё, чтобы память жила.

Ирина Плотникова
Фото автора и предоставлены Группой Компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО"

Также читайте