Число преступлений не уменьшается потому, что регистрируются даже мелкие правонарушения - начальник УВД УК
- Усть-Каменогорск не самый криминогенный город в стране. В таких городах, как Алматы или Караганда, уровень преступности значительно выше, - начал разговор начальник полиции. - Рассматривая этот вопрос, стоит обратить внимание на то, что областной центр динамично развивается, индустриализация идет полным ходом, растет численность населения, его благосостояние, а вместе с тем и количество преступлений. Это закономерный процесс для промышленного города. Например, в Костанайской области преобладает развитие аграрного комплекса, города там растут не так быстро, как у нас. В связи с этим и правонарушений меньше. Помимо прочего, не нужно забывать, что нашу область именуют Красный Восток. Полиция здесь всегда работала четко, жестко, наказывая преступников по всей строгости закона.
- Адылкан Кусметович, в каких районах города наиболее обострена криминогенная обстановка?
- Практически во всех районах города у нас есть участковые пункты полиции. В каждом из них работает своя команда из пяти-восьми человек. Мы провели анализ криминальной обстановки, привязанный к данным, поступающим от участковых. В УПП, который находится на Левом берегу, чаще всего фиксируются квартирные кражи, потому что это спальный район. Хулиганят там редко. Обычно хулиганства, дебоширства и драки происходят в тех районах города, где много кафе, клубов, баров и т. д. Это ульбинская и иртышская стороны города, а также центральная его часть. В основном там сосредоточены увеселительные заведения.
- Что делается для того, чтобы понизить уровень преступности?
- После анализа криминогенной обстановки в Усть-Каменогорске мы решили установить несколько дополнительных участковых пунктов, чтобы усилить контроль на проблемных участках города. В новых УПП мы хотели бы, согласуясь с опытом прошлых лет, воссоздать зональный метод работы. То есть на определенной территориальной зоне города при участковом пункте полиции будут работать следователь, участковый, полицейские из уголовного розыска, опергруппа. Небольшой и сплоченный коллектив работает лучше, чем постоянно меняющиеся группы. Таким образом надеемся повысить раскрываемость. Новые УПП должны стать своеобразными мини-центрами полиции и работать более эффективно, чем сейчас.
- Сколько УПП планируется создать, в каких участках города и когда?
- С первого июля начата работа по установке третьего и девятого участковых пунктов полиции. Уже имеются паспорта и готовые проекты для зданий двух УПП. Третий участковый пункт будет работать на территории улиц Кабанбай батыра, Бажова и улицы Казахстан. Девятый УПП будет контролировать зону, в которую войдет проспект Независимости, улица Потанина. Эти территории мы разделим на маленькие квадраты, где будут стоять пешие патрули. В дальнейшем установим УПП в удаленных частях города, таких как Согра и Аблакетка.
- На ваш взгляд, почему статистика правонарушений остается на прежнем уровне, а то и растет год от года?
- За последнее время мы стали регистрировать больше дел. Сейчас стоит вопрос, чтобы регистрация дел была стопроцентной, но давить на подчиненных, заставляя их раскрывать преступления любыми путями, - чревато последствиями. Ведь тогда наши сотрудники начнут прятать дела, от сложных отказываться и так далее. Нужно понимать, что если полицейский сделал все возможное для раскрытия преступления, но не достиг нужного результата, не стоит жестко его отчитывать. Это психология. В прошлом, если не было состава преступления, полицейские не брались за такие дела, сейчас фиксируются все, даже самые мелкие правонарушения.
- Получается, что вы стали более подозрительно относиться к любого рода нарушителям. С чем это связано?
- Это делается для того, чтобы полицейские не отказывались возбуждать дела, в которых на первый взгляд нет состава преступлений. К тому же нам не хочется, чтобы полицию упрекали в том, что за счет укрытия дел мы поднимаем процент раскрываемости. Сейчас ввели уголовную ответственность за укрытие преступлений. За тяжкие и особо тяжкие солидный срок дают. И прокуратура внимательно наблюдает за работой полиции, проверяет все наши отказные материалы, следит за тем, чтобы незаконно задержанных не было, в кабинетах чтобы людей не держали и т. д. Число зарегистрированных правонарушений растет во многом потому, что мы регистрируем больше дел.
- Насколько часто сотрудников полиции привлекают к уголовной ответственности? И в основном за что?
- В этом году по нашему УВД возбуждено 11 уголовных дел. В двух случаях - за непринятие заявлений. В остальных - за неправомерные задержания, за то, что избивали задержанных.
Не буду отрицать, что есть в работе полиции проблемные вопросы, касающиеся вежливого, внимательного отношения к гражданам. Каждая профессия откладывает своеобразный отпечаток на человека. Например, врач со временем не так остро реагирует на чужую боль. Полицейские грубеют, поскольку постоянно сталкиваются с наркоманами, судимыми, буйными горожанами, которые оскорбляют их честь и достоинство. Поэтому после общения с таким контингентом полицейский может нагрубить нормальному человеку. Но мы ведем профилактическую работу. При батальоне работает психолог. Берем на контроль отдельных сотрудников, проводим с ними беседы. Организуем тренинги с участием психологов.
- В редакцию YK-news.kz часто обращаются читатели с жалобами на то, что сотрудники полиции задерживают парней, подростков, молодых мужчин без особых причин и отвозят их в УВД. Почему так происходит?
- Знаете, такая тенденция действительно есть. Вечером улицы патрулируют около 90 сотрудников полиции, солдат, дорожных полицейских. Если совершается какое-либо преступление, например грабеж, передаются ориентировки. А наши сотрудники проверяют всех, кто подходит по приметам. Многих задерживают, чтобы внести в базу данных. Это делается для того, чтобы повысить раскрываемость. Но если человек не грубит, ведет себя адекватно, не вызывает подозрений, то никаких проблем не возникнет.
Алексей Слонов